В течение года превышен критерий валовой выручки для ведения учета в книге учета доходов и расходов. Что делать? (Комментарий к отдельным нормам законодательства, регулирующего деятельность плательщиков УСН)


В соответствии с требованиями налогового законодательства применение упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) с ведением учета в книге учета доходов и расходов имеет ряд условий, которые плательщики УСН обязаны соблюдать. Например, они не должны превысить установленный размер валовой выручки (4,1 млрд. руб.). Однако, как показывает практика, не у всех плательщиков УСН это получается.

Также на практике возникают ситуации, когда организация не превысила критерий выручки в размере 4,1 млрд. руб., однако будет обязана перейти на ведение бухгалтерского учета. Например, когда она заключила инвестиционный договор с Республикой Беларусь в лице Минского областного исполкома, согласно которому выступает заказчиком строительства завода по производству сборного железобетона в Минском районе.

В таких ситуациях плательщикам УСН надо выполнить следующие процедуры:

1) изменить метод определения выручки «по оплате» на метод «по отгрузке».

Организация, применяющая УСН и ведущая книгу учета доходов и расходов, при превышении критерия валовой выручки в размере 4,1 млрд. руб. либо в иных установленных законодательством случаях обязана изменить и метод определения доходов с принципа оплаты на принцип начисления.

 

Пример 1. Превышен критерий для возможности ведения учета в книге учета доходов и расходов

Организация применяет УСН без уплаты НДС и осуществляет ведение книги учета доходов и расходов, отчетный период – квартал. За январь – сентябрь 2014 г. валовая выручка организации составила 4,5 млрд. руб., т.е. не был превышен критерий валовой выручки, установленный для возможности применения УСН без уплаты НДС, однако был превышен критерий, установленный для возможности ведения учета в книге учета доходов и расходов.

В этой ситуации за IV квартал 2014 г. организация при определении показателя валовой выручки для налога по УСН должна применять метод начисления.

Данный факт означает, что при определении налоговой базы по налогу при УСН в переходный период необходимо учитывать порядок определения валовой выручки, т.е. правильно учитывать после перехода на ведение бухгалтерского учета доходы для целей налогового учета, в т.ч. непоступившие суммы оплат за реализованные товары, работы, услуги, внереализационные доходы, оплата по которым еще не поступила, и т.п. (более подробно вопросы, связанные с определением налоговой базы по налогу при УСН в переходный период и в период после начала ведения бухгалтерского учета, будут рассмотрены в «ГБ», № 27).

Налоговая база по налогу при УСН за январь – декабрь 2014 г. будет складываться из суммы:

а) показателя валовой выручки за январьсентябрь 2014 г., определенного по принципу оплаты;

б) показателя валовой выручки за октябрьдекабрь 2014 г., определенного по принципу начисления;

 

2) прекратить вести книгу учета доходов и расходов и начать ведение бухгалтерского учета.

При необходимости перехода на ведение бухгалтерского учета организация прежде всего сталкивается с необходимостью определения «начальных (входящих) показателей» (или, другими словами, остатков по соответствующим счетам бухгалтерского учета). Данные остатки следует определить как для целей начала ведения бухгалтерского учета, так и для последующего составления бухгалтерской отчетности, которую организация также обязана будет составлять после перехода на ведение бухгалтерского учета согласно требованиям п. 1 ст. 14 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З), п. 2 ст. 288, п. 1 ст. 291 Налогового кодекса РБ.

Каким образом осуществлять «восстановление» или «налаживание» бухгалтерского учета в рассматриваемой ситуации, законодательство РБ прямо не определяет. Поэтому каждая из организаций, которая применяла УСН и вела книгу учета доходов и расходов, вправе сама определить методику организации начала ведения бухгалтерского учета.

Порядок «налаживания» бухгалтерского учета состоит из следующих моментов:

1) имеющиеся у организации первичные учетные документы, связанные с приобретением, внутренним перемещением и списанием активов, а также подтверждающие совершение иных хозяйственных операций, являются одними из исходных данных, на основании которых следует осуществлять «восстановление» бухгалтерского учета;

2) выполнение процедуры фактического пересчета имеющихся активов;

3) определение стоимости, по которой необходимо отражать имеющиеся у нее основные средства, материалы, готовую продукцию, товары и т.п. на счетах учета активов и др.

 

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014, № 26, c. 62

Нина Анищенко, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup