Какие изменения ожидают плательщиков подоходного налога в 2020 году? (Комментарий к отдельным положениям проекта Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении»)


>>> Внимание! В материале приведены прогнозные показатели на 2020 год! <<<

>>> Возможны изменения при подписании Указа <<<

 

В целях актуализации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, размера налоговых льгот и вычетов, а также урегулирования отдельных вопросов налогообложения Правительство подготовило проект Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении» (далее – проект Указа).

Отдельные положения проекта Указа касаются налогообложения доходов физических лиц. Так, с учетом необходимости осовременивания налоговых вычетов и льгот по подоходному налогу проектом Указа предусмотрена их индексация.

Вступление в силу данного Указа в части положений, касающихся вопросов налогообложения физических лиц, предусмотрено с 1 января 2020 г.

В статье пойдет речь об изменениях порядка исчисления подоходного налога, предусмотренных проектом Указа.

Содержание статьи:

 

Доходы, освобождаемые от подоходного налога

Согласно проекту Указа с 1 января 2020 г. изменяются размеры сумм, в пределах которых могут быть предоставлены льготы по подоходному налогу (см. табл. 1).

Таблица 1

Наименование дохода

Размер суммы, в пределах которой предоставляется льгота по подоходному налогу (руб.)

2019 г.

2020 г.

Стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации Республики Беларусь, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет, оплаченных или возмещенных за счет средств белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (п. 14 ст. 208 НК1)

833

888

На каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода

Доходы, полученные от физических лиц по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, в результате дарения, а также в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (п. 22 ст. 208 НК1)

6 569

7 003

В сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29 и 30 ст. 208 НК1), полученные:

 

 

– от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. полученные пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением доходов, указанных в п. 24 ст. 208 НК1);

1 984

2 115

– иных организаций и индивидуальных предпринимателей, за исключением доходов, указанных в п. 38 ст. 208 НК1 (п. 23 ст. 208 НК1)

131

140

От каждого источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в т.ч. по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих индивидуальных предпринимателей, а также от профсоюзных организаций членами таких организаций (п. 24 ст. 208 НК1)

3 398

3 622

От каждого источника в течение налогового периода

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 29 ст. 208 НК1)

13 128

13 994

В сумме от всех источников в течение налогового периода

Доходы, не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы (за исключением доходов, указанных в п. 24 ст. 208 НК1), получаемые от профсоюзных организаций членами таких организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29 и 30 ст. 208 НК1) (п. 38 ст. 208 НК1)

397

423

От каждой профсоюзной организации в течение налогового периода

Документ:

1 Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

Проектом Указа предлагается с 1 января 2020 г. освобождать от подоходного налога:

– единовременную выплату на оздоровление, осуществляемую работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания.

В настоящее время на основании п. 1 ст. 208 НК1 от подоходного налога освобождаются пособия на оздоровление, выплачиваемые из средств бюджета государственным служащим один раз в календарном году, как правило, при уходе в трудовой отпуск;

Справочно: единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций предусмотрена п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

– выплачиваемая за счет принудительного сбора денежная компенсация расходов по найму жилых помещений работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства.

Проектом Указа предлагается также на неопределенный период продлить действие установленной п. 63 ст. 208 НК1 льготы по подоходному налогу (действует по 31 декабря 2019 г.) в отношении доходов, полученных по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

 

Стандартные налоговые вычеты

Согласно проекту Указа с 1 января 2020 г. изменяются размеры стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу (см. табл. 2).

Таблица 2

Условия предоставления налогового вычета

Размер налогового вычета, рубл. в месяц

2019 г.

2020 г.

Установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК1

110

117

Размер подлежащего налогообложению дохода, при получении которого может быть предоставлен стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК1

665

709

На ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК1)

32

34

Справочно: иждивенцами признаются:

1) физические лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком или осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, – для супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии – для физического лица, в установленном порядке признанного родителем ребенка, из доходов которого по решению суда или распоряжению физического лица удерживаются суммы на содержание этого иждивенца в размере не менее предусмотренного для взыскания алиментов. Если в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет при наличии родителей (родителя) находится физическое лицо из числа лиц, определенных КоБС, не являющееся родителем ребенка и не имеющее супруга (супруги), оно признается иждивенцем для одного из родителей ребенка;

2) обучающиеся старше 18 лет, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование, – для их родителей;

3) несовершеннолетние, над которыми установлены опека или попечительство, – для опекунов или попечителей этих несовершеннолетних;

4) инвалиды I и II группы старше 18 лет – для их родителей (усыновителей, удочерителей), супруга (супруги), опекуна или попечителя (часть вторая подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК1)

 

Документ:

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС).

Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю, а также родителям, имеющим двоих и более детей в возрасте до 18 лет или такого же возрас­та детей-инвалидов (части пятая и восьмая подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК1)

61

65

Справочно: одинокими родителями признаются:

– мать, не состоящая в браке, имеющая ребенка, сведения об отце которого записаны в записи акта о рождении ребенка по указанию матери или по указанию другого лица, подавшего заявление о регистрации рождения;

– родитель, если второй родитель ребенка умер, лишен родительских прав, признан безвестно отсутствующим, объявлен умершим;

– усыновитель (удочеритель), не состоящий в браке (часть шестая подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК1)

Лицам, относящимся к двум и более категориям, указанным в частях пятой и восьмой подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК1

61

65

Для категории плательщиков, перечисленных в подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК1

155

165

Лицам, относящимся к двум и более категориям, указанным в подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК1

155

165

Обязанности налоговых агентов

Согласно проекту Указа заготовительные организации потребительской кооперации и (или) другие организации, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь физическим лицам за приобретаемую у них продукцию растениеводства, указанную в частях первой и второй п. 19 ст. 208 НК1, если размер выплаченного физическому лицу дохода превысил 2 571 руб. в день (в 2019 г. размер такой выплаты, при превышении которой должны представляться указанные сведения, составляет 2 412 руб. (абз. 6 части третьей п. 8 ст. 216 НК1)).

Справочно: указанные сведения представляются налоговыми агентами ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц».

Срок перечисления подоходного налога

Проектом Указа предусмотрено установление срока перечисления в бюджет подоходного налога с доходов, полученных от иностранной организации за весь период с начала осуществления ею деятельности на территории Республики Беларусь, приведшей к возникновению постоянного представительства.

Так, согласно проекту Указа иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, обязаны будут перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога:

– не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пп. 3 и 4 ст. 180 НК1;

– не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек определенный международным договором период, – если более длительный период определен соответствующим международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения.

При этом исчисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога с физических лиц осуществляются в отношении доходов плательщика, полученных с даты начала деятельности, определенной в пп. 3 и 4 ст. 180 НК1, и до дня истечения периода.

По окончании периода суммы исчисленного и удержанного подоходного налога иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, перечисляют в бюджет в сроки, установленные в абз. 2–4 п. 6 ст. 216 НК1.

Справочно: налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога:

– не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату плательщику доходов или дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банках на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (иностранных банках);

– не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы налогового агента;

– не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм подоходного налога с физических лиц, – для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме (абз. 2–4 п. 6 ст. 216 НК1)

Возврат излишне удержанных сумм подоходного налога

Проектом Указа предусмотрен порядок возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога в случае, когда общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления такого возврата.

В этом случае согласно проекту Указа в течение 3 месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания налога такой возврат производит налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика в порядке, установленном в частях 8–11 п. 1 ст. 223 НК1.

Справочно: излишне удержанный подоходный налог может быть возвращен плательщику не позднее 5 лет со дня его уплаты в бюджет.

В этих целях налоговый орган не позднее 3 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления истребует у налогового агента документы, подтверждающие факт излишнего удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с доходов плательщика.

В свою очередь налоговый агент в 7-дневный срок со дня получения данного обращения налогового органа представляет ему указанные документы. При этом возврат плательщику излишне удержанного налога налоговый орган производит не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком.

Если по результатам рассмотрения заявления плательщика факт излишнего удержания подоходного налога не подтвержден либо налоговый агент не представил необходимые документы, руководителем (его заместителем) налогового органа не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления плательщиком принимается решение об отказе в проведении такого возврата (части 8–11 п. 1 ст. 223 НК1

Анна Павлова, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup