Предоставляем бонусы покупателям: порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете (Комментарий отдельных норм ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь)


Ситуация. Покупателю предоставлен бонус

Организация в течение декабря 2014 г. реализовала покупателю товары на общую сумму 66 000 000 руб. (в т.ч. НДС – 11 000 000 руб.). Стоимость этого товара по цене приобретения – 40 000 000 руб. Товары оплачены покупателем. В соответствии с условиями договора за большой объем покупок организация предоставила покупателю бонус в размере 1,5 % от стоимости приобретенного в течение месяца товара на сумму 990 000 руб. Сумма бонуса идет в зачет оплаты будущих поставок. Акт о предоставлении бонуса подписан 5 января 2015 г.

Следующая поставка произведена в январе 2015 г. на сумму 72 000 000 руб. (в т.ч. НДС – 12 000 000 руб.). Поставка оплачена покупателем за минусом предоставленного ему бонуса. Стоимость товара по цене приобретения – 35 000 000 руб.

У бухгалтера возникли следующие вопросы:

1. В каком месяце – январе 2015 г. или декабре 2014 г. – подлежат отражению в бухгалтерском учете бонусные скидки, предоставленные покупателю?

2. В каком месяце – январе 2015 г. или декабре 2014 г. – подлежат отражению в составе внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, бонусные скидки, предоставленные покупателю?

Для ответа на них обратимся к нормам действующего законодательства.

Выручку от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг уменьшают на сумму премий, бонусов, предоставленных покупателю (заказчику) к цене (стоимости), указанной в договоре, полученных после выполнения покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для получения таких премий, бонусов (п. 21 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).

Соответствующие сведения должны быть отражены в форме 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках»: по статье «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» (стр. 010) показывается выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитываемая по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», за вычетом:

– скидок (премий, бонусов), предоставленных покупателю (заказчику) к цене (стоимости), указанной в договоре;

– стоимости возвращенной продукции, товаров;

– налогов и сборов, исчисляемых из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (п. 58 Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111).

Внереализационные расходы определяют на основании документов бухгалтерского учета, а при необходимости – посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета (п. 2 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).

Дату отражения внереализационных расходов плательщик определяет на дату признания расходов в бухгалтерском учете, а в отношении расходов, по которым в п. 3 ст. 129 НК указана дата их отражения, – на дату, указанную в п. 3 ст. 129 НК.

В состав внереализационных расходов включают суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем (заказчиком) условий (в т.ч. объема покупок или заказов), определенных в договоре в качестве обязательных для предоставления таких премий, бонусов (подп. 3.26-1 п. 3 ст. 129 НК).

Такие расходы отражают на дату их перечисления, включая зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу и иные способы.

Акт о предоставлении бонуса подписан в январе 2015 г., зачет встречных требований (последующая поставка и оплата товара с учетом предоставленного бонуса) произведен также в январе 2015 г. Суммы премий, бонусов, предоставленных при выполнении покупателем условий, определенных в договоре в качестве обязательных, учитываются в составе внереализационных расходов в целях исчисления налога на прибыль на дату зачета встречных однородных требований.

Подробнее читайте в электронном  «Главном Бухгалтере», № 20, 2015 г., с. 48.

Наталья Врублевская, аудитор, DipIFR, директор ООО «АудитПлюс»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup