Актуальные вопросы исчисления НДС в 2014 году


Организация выступает заказчиком строительства объекта основных средств. С даты начала строительства понесенные затраты включаются в состав затрат по незавершенному строительству и отражаются по дебету счета 08 "Вложения в долгосрочные активы" и кредиту счета 97 "Расходы будущих периодов".

У организации имеются обороты, которые освобождены от исчисления НДС, и обороты, подлежащие налогообложению по ставке 20 %.

В какой момент к суммам налоговых вычетов по НДС, приходящимся на затраты, связанные со строящимся объектом, может быть применен порядок вычетов, применяемый к приобретенным основным средствам?

В момент отражения затрат, формирующих стоимость основного средства.

Суммы НДС, приходящиеся на затраты по созданию (сооружению, строительству, изготовлению) объектов основных средств и нематериальных активов, плательщик может принимать к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам (п. 4 ст. 107 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

Справочно: затратами по созданию (сооружению, строительству, изготовлению) объектов основных средств для целей п. 4 ст. 107 НК являются затраты, относящиеся к таковым согласно Инструкции о порядке формирования стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10.

С учетом изложенного по расходам, которые отражены на счете 08, а предъявленный НДС отражен в бухгалтерском учете на субсчете счета 18 "НДС по приобретенным основным средствам", вычет НДС может быть осуществлен в порядке, установленном для вычета НДС по основным средствам.

"Входной" НДС по расходам, которые отражены в бухгалтерском учете в качестве расходов будущих периодов, организация принимает к вычету в порядке, установленном для вычета по приобретенным товарам (работам, услугам).

Отражение ранее понесенных расходов в качестве затрат, формирующих стоимость основного средства, дает право на вычет НДС по таким расходам в порядке, установленном для основных средств, путем восстановления вычетов по товарам (работам, услугам).

У головной организации есть обособленные структурные подразделения, имеющие расчетный счет, обособленный баланс и исполняющие налоговые обязательства юридического лица.

Организация передает структурным подразделениям товары, работы, услуги без оплаты по фактической себестоимости, НДС при передаче не исчисляется. У организации имеются обороты, облагаемые НДС по ставкам 20 %, 10 %, 0 %.

Участвует ли "входной" НДС по безвозмездно передаваемым товарам, работам, услугам в распределении налоговых вычетов?

Участвует.

Не признают объектом налогообложения обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, имущественные права в пределах одного юридического лица, за исключением случаев, установленных частью шестой п. 21 ст. 107 НК (подп. 2.9 п. 2 ст. 93 НК).

При передаче в пределах одного юридического лица товаров (работ, услуг), имущественных прав их получателю могут быть переданы фактические суммы НДС, предъявленные при их приобретении либо уплаченные при их ввозе, фактически предъявленные (уплаченные) суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, использованным при производстве или создании передаваемых товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 21 ст. 107 НК).

Если в состав одного юридического лица входят 2 и более плательщика, при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (одного или нескольких) одним из этих плательщиков другому можно воспользоваться правом на исчисление и уплату НДС. В этом случае передачу налоговых вычетов получателю товаров (работ, услуг), имущественных прав не производят. Порядок передачи исчисления НДС в пределах юридического лица должен быть закреплен в учетной политике.

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящиеся на обороты по их безвозмездной передаче, подлежат вычету в порядке, установленном для вычета НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, облагаемым по ставке 20 %, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача НДС (п. 15 ст. 107 НК).

Данную норму НК не применяют в отношении операций по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав между филиалами. Иными словами, в этом случае "входной" НДС участвует в распределении налоговых вычетов в общеустановленном порядке. Указанный порядок нашел отражение в проекте НК на 2015 г.

В процессе строительства жилого дома организацией-застройщиком созданы инженерные сети, которые в сумме фактически понесенных затрат на их создание переданы эксплуатирующей организации на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта инженерной и (или) транспортной инфраструктуры, по установленной форме.

У организации имеются обороты, как облагаемые НДС по ставке 20 %, так и освобождаемые от этого налога.
Будет ли безвозмездная передача застройщиком созданных объектов инженерной инфраструктуры эксплуатирующей организации признаваться объектом обложения НДС?

Участвует ли "входной" НДС по приобретенным товарам, работам, услугам для создания безвозмездно передаваемых инженерных сетей в распределении налоговых вычетов под освобождаемый оборот?

Объект  налогообложения не возникает.

Безвозмездная передача имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в т.ч. в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц, не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 2.6 п. 2 ст. 31 НК).

Передачу инженерных сетей и сооружений, а также передачу имущества в собственность административно-территориальным единицам осуществляют как передачу затрат, произведенных при создании объекта.

Налоговое законодательство не предусматривает ограничений по применению вычетов по суммам НДС, уплаченным (подлежащим уплате) при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящихся на затраты по созданным передаваемым объектам.

Таким образом, безвозмездная передача застройщиком созданных объектов инженерной инфраструктуры, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, соответствующей уполномоченной организации у передающей стороны не признается объектом обложения НДС с сохранением права на вычет сумм НДС, приходящихся на затраты по передаваемым объектам.

Руководствуясь нормой, изложенной в п. 15 ст. 107 НК, организация принимает к вычету суммы НДС, приходящиеся на обороты по безвозмездной передаче созданных инженерных сетей соответствующей уполномоченной организации, в порядке, установленном для вычета НДС по товарам (работам, услугам), облагаемым по ставке 20 %, в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации без распределения их по удельному весу.

Транспортная организация оказывает услуги по перевозке грузов. В стоимость услуги не включены сборы за проезд по платным дорогам. Эта сумма дополнительно возмещена заказчиком перевозчику согласно условиям заключенного между ними договора.

Следует ли включать в налогооблагаемую базу при исчислении НДС сумму денежных средств, полученных перевозчиком в части возмещения заказчиком сбора по платным дорогам?

Следует.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 739 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК).

Провозную плату за перевозку грузов устанавливают по соглашению сторон. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачивают по соглашению сторон (ст. 744 ГК).

Справочно: расходы на оплату проезда по платным дорогам, мостам, переправам, на оплату экологических, местных и иных установленных в соответствии с законодательством сборов, а также на командировочные расходы водителей и сопровождающих их лиц (за исключением междугородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении) в тарифы на перевозки грузов и пассажиров и тарифы на дополнительные работы и услуги не включают. Их дополнительно возмещают заказчик или иная сторона в соответствии с договором, когда перевозчик несет указанные расходы по поручению заказчика (п. 2 гл. 1 Методических рекомендаций по расчету тарифов на автомобильные перевозки грузов и пассажиров в Республике Беларусь, утвержденных приказом Минтранса РБ от 23.04.2013 № 158-Ц).

Налоговую базу при исчислении НДС следует увеличивать на суммы, фактически полученные за реализованные товары (работы, услуги) сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (п. 18 ст. 98 НК).

Важно! Случаи, когда возмещаемые суммы не следует облагать НДС у получающей стороны, определены в подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК. Суммы расходов, возмещаемые заказчиками транспортной организации на оплату за проезд по платным дорогам, среди них не поименованы.

С учетом изложенного, если стоимость услуг транспортной организации по перевозке грузов сформирована исходя из утвержденного тарифа, в который не включены сборы за проезд по платным дорогам, а данные расходы дополнительно возмещены заказчиком перевозчику, то эта сумма увеличивает налоговую базу по НДС.

При осуществлении внутриреспубликанской перевозки сумма возмещения облагается НДС у перевозчика по формуле:

сумма возмещения × 20 / 120.

Данная сумма налога не подлежит предъявлению заказчику.

Организация ввезла на территорию Республики Беларусь с территории Польши технологическое оборудование, которое освобождено от уплаты НДС при ввозе согласно Декрету Президента РБ от 06.08.2009 № 10. В спецификации к договору в стоимости оборудования отдельной строкой выделена стоимость пусконаладочных работ. Освобождение от НДС применено таможенными органами в отношении всей стоимости оборудования, включая стоимость пусконаладочных работ.

Возникает ли у организации обязанность уплачивать НДС со стоимости приобретенных у нерезидента пусконаладочных работ?

Возникает.

В рассматриваемой ситуации у организации возникает обязанность исчислить и уплатить НДС со стоимости пусконаладочных работ, приобретенных у резидента Польши. Данный вывод основан на следующих нормах законодательства.

Местом реализации выполняемых резидентом Польши на белорусской территории пусконаладочных работ признается Республика Беларусь. Поскольку при ввозе на территорию Беларуси технологического оборудования применено освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, исключение, установленное частью четвертой п. 12 ст. 98 НК, в данном случае не применимо.

При реализации на территории Республики Беларусь товаров иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, налоговая база признается равной нулю, если при ввозе этих товаров на белорусскую территорию уплачен НДС. Исключением является сумма НДС, уплаченная при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (п. 12 ст. 98 НК).

Местом реализации работ, услуг признают территорию Республики Беларусь, если они связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК).

Белорусская организация реализует в октябре 2014 г. товар в неизменном состоянии в Российскую Федерацию, который ввезен на территорию Республики Беларусь из дальнего зарубежья в сентябре 2014 г.

В каком периоде организация вправе применить налоговые вычеты по НДС, уплаченные по ввезенным товарам в сентябре 2014 г.?

По истечении 90 дней с момента приобретения.

Суммы НДС, уплаченные при ввозе со дня вступления в силу Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее – Указ № 361) и до 31 декабря 2014 г. включительно на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней:

– с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;

– с даты их принятия к учету, – при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза.

Приведенная норма оговорена в подп. 1.5 п. 1 Указа № 361.

Важно! Положения части первой подп. 1.5 п. 1 Указа № 361 применимы, если ввезенные на территорию Республики Беларусь в 2014 г. товары плательщик, осуществивший их ввоз, реализует на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде. В отношении таких товаров допускаются фасовка (розлив) в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки, помол (разрезка) для фасовки (упаковки), другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств товаров.

Местом реализации товаров признают территорию Республики Беларусь, если товар находится на белорусской территории, не отгружается и не транспортируется и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Республики Беларусь (ст. 32 НК).

Таким образом, если оприходованный ввезенный товар предназначен для оптовой и (или) розничной торговли либо для реализации на экспорт в неизменном виде, то вычет "ввозного" НДС осуществляют по истечении срока, установленного Указом № 361.

По договору создания объекта долевого строительства (жилого дома) организация является застройщиком. Условиями договора создания объекта долевого строительства предусмотрено, что цена объекта состоит из суммы возмещения затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства, затрат застройщика, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта, но относимых на стоимость строительства, и прибыли застройщика.

По окончании строительных работ застройщик передал товариществу собственников жилого дома объекты инженерной инфраструктуры – благоустройство и озеленение.

Является ли такая передача для застройщика объектом исчисления НДС?

Не является.

Передача застройщиком общего имущества членов товарищества собственников в управление товариществу собственников не приводит к отчуждению такого имущества и, следовательно, для целей налогообложения не признается реализацией, в результате чего объект для исчисления НДС отсутствует.

Данный вывод вытекает из следующих норм законодательства.

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь признают объектами обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признают отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК). Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав могут быть признаны также иные операции в случаях, предусмотренных НК или актами Президента. Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.

Доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна доле общей площади принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в общей площади жилых и (или) нежилых помещений жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), расположенного на придомовой территории, всех участников совместного домовладения (пп. 1, 2 ст. 169 Жилищного кодекса РБ; далее – Кодекс).

Доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимого имущества и при переходе права собственности на объекты недвижимого имущества к другим гражданам или организациям переходит только вместе с ним.

Справочно: в целях применения положений Кодекса общее имущество – это помещения, расположенные за пределами квартир и (или) нежилых помещений и предназначенные для обслуживания 2 и более жилых и (или) нежилых помещений в жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее 2 и более жилых и (или) нежилых помещения и находящееся внутри или за пределами жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), групповые приборы учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также объекты, расположенные на придомовой территории и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).

Организация – резидент РБ по договору переработки давальческого сырья поставляет переработчику для изготовления продукции сырье, импортированное с территории Российской Федерации 31 июля 2014 г. При ввозе сырья уплачен НДС. Часть сырья в качестве оплаты за оказанную услугу по переработке оставлена у переработчика.

Следует ли применять в данной ситуации ограничение на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе сырья, установленное Указом Президента РБ от 21.07.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее – Указ № 361)?

Следует, в части НДС, приходящегося на долю сырья, которым произведен расчет за оказанные услуги.

С 25 июля 2014 г. (с момента вступления в силу Указа № 361) и до 31 декабря 2014 г. включительно суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их принятия к учету (при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза). Данная норма оговорена в подп. 1.5 п. 1 Указа № 361.

Приведенные положения указанного подпункта применимы, если ввезенные в 2014 г. на территорию Республики Беларусь товары плательщик, осуществивший их ввоз, реализует на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде.

Важно! В отношении таких товаров допускаются фасовка (розлив) в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки, помол (разрезка) для фасовки (упаковки), другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств товаров.

С учетом изложенного при использовании ввезенных товаров в качестве давальческого сырья для производства продукции вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе, производится в порядке, установленном в ст. 107 НК. Вычет НДС, уплаченного при ввозе, приходящегося на ту часть сырья, которым произведен расчет за оказанные услуги по переработке, следует производить с учетом требований Указа № 361.

Организация – резидент РБ (покупатель) приобретает товар у резидента РФ, который не имеет на территории Республики Беларусь постоянного представительства.

Ранее товар был ввезен нерезидентом с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь на основании договора хранения. В последующем резидент РБ реализует приобретенный товар в неизменном состоянии.

Необходимо ли покупателю в указанной ситуации исчислить НДС и применять ограничения по принятию к вычету НДС, установленные Указом № 361?

НДС следует исчислить и принять к вычету с учетом норм Указа № 361.

В приведенной ситуации у резидента РБ (покупателя) возникает обязанность исчислить и уплатить "ввозной" НДС по товару, приобретенному у резидента РФ на территории Республики Беларусь.

У покупателя сумма уплаченного "ввозного" НДС по товару, приобретенному у резидента РФ на территории Республики Беларусь, подлежит вычету с учетом норм подп. 1.5 п. 1 Указа № 361.

Аргументы, подтверждающие данные выводы, следующие: если налогоплательщик одного государства – члена Таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента). Приведенная норма законодательно закреплена в подп. 1.4 п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 11.12.2009 № 26.

При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза суммы НДС, уплаченные при ввозе со дня вступления в силу Указа № 361 и до 31 декабря 2014 г., подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их принятия к учету (подп. 1.5 п. 1 Указа № 361).

Организация (субподрядчик) заключила договор строительного субподряда на выполнение работ по строительству и монтажу инженерных сетей с ООО (генподрядчик). Финансирование работ по объекту производится за счет международной технической помощи (далее – МТП), получателем которой является заказчик.

Вправе ли субподрядчик воспользоваться льготами по исчислению НДС, установленными Указом Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи" (далее – Указ № 460)?

Право на льготу имеет генподрядчик.

При поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей проекта (программы) МТП право на применение преференции по НДС имеют субъекты хозяйствования, которые заключили договор непосредственно с получателем МТП. Субъекты хозяйствования, заключившие договоры не с получателем МТП, права на применение преференции по НДС не имеют.

Приведенный вывод основан на следующих нормах законодательства.

Не признают объектом обложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) МТП и (или) получателем МТП для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) МТП (подп. 1.3 п. 1 Указа № 460; подп. 2.19 п. 2 ст. 93 НК).

Справочно: поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) МТП – это юридическое или физическое лицо, поставляющее, передающее (выполняющее, оказывающее) товары (работы, услуги) получателю МТП для реализации проекта (программы) МТП (п. 1 Указа № 460).

Учитывая вышеизложенное, право на преференцию по НДС имеет только ООО (генподрядчик), которое заключило договор строительного подряда непосредственно с заказчиком (получателем МТП). Организация-субподрядчик, заключившая договор с генподрядчиком, преференцию по НДС не применяет и должна исчислять НДС в общеустановленном порядке.

Иностранная организация (резидент Чехии) выполняет опытно-конструкторские работы (ОКР) для заказчика (резидент РБ). В момент начала выполнения работ данная иностранная организация не имела статуса постоянного представительства в Республике Беларусь. При выплате аванса за указанные работы белорусская организация исполняла налоговые обязательства по уплате НДС по оборотам по реализации ОКР за иностранную организацию, не имеющую постоянного представительства в РБ. В момент выполнения второго этапа работ статус иностранной организации изменился по причине открытия постоянного представительства в Республике Беларусь.

Какой порядок исполнения налогового обязательства по уплате НДС возникает в данной ситуации?

У белорусской организации возникает налоговое обязательство по НДС при оплате стоимости ОКР, приобретаемых у иностранной организации (резидент Чехии), не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, на основании подп. 1.4 п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 92 НК, поскольку местом реализации таких работ признается территория Республики Беларусь.

У иностранной организации, осуществляющей выполнение ОКР в Республике Беларусь через постоянное представительство и состоящей в связи с этим на учете в налоговом органе РБ, возникает налоговое обязательство по уплате НДС с оборота по реализации согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК. При реализации ОКР налоговую базу по НДС следует определять как стоимость выполненных иностранной организацией таких работ (п. 1 ст. 98 НК).

Сумма НДС, исчисленная иностранной организацией как произведение налоговой базы и ставки НДС, подлежит предъявлению к оплате белорусской организации – покупателю (пп. 2 и 3 ст. 103 НК).

В связи с этим иностранная организация в первичных учетных документах (актах сдачи-приемки) должна указывать учетный номер плательщика (УНП) Республики Беларусь и предъявлять отдельной строкой белорусской организации (покупателю) соответствующую сумму НДС.

Важно! Если белорусская организация применяет общий порядок налогообложения, то сумма НДС, предъявленная ей иностранной организацией в первичном учетном документе (акте сдачи-приемки), и сумма НДС, уплаченная белорусской организацией в бюджет согласно ст. 92 НК, признаются налоговыми вычетами (подп. 2.1 и 2.3 п. 2 ст. 107 НК).

Белорусская организация (поставщик) отгрузила покупателю продукцию, расчет за которую своевременно не произведен. По условиям договора предусмотрено начисление штрафных санкций и пени за несвоевременную оплату.

В марте 2014 г. суд вынес решение о взыскании в пользу поставщика пени и процентов за пользование чужими денежными средствами, в связи с чем поставщиком с причитающихся сумм был исчислен НДС (п. 18 ст. 98 НК; учетная политика организации).

В мае 2014 г. между поставщиком и покупателем заключается мировое соглашение, оформленное решением суда, согласно которому поставщик "прощает" покупателю всю сумму пени и процентов.

В бухгалтерском учете поставщика уменьшение ранее начисленных штрафных санкций отражено методом "красное сторно".

Необходимо ли уменьшать налоговую базу по НДС в данной ситуации?

Необходимо.

Суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, увеличивают налоговую базу по НДС (подп. 18.1 п. 18 ст. 98 НК).

С учетом разъяснения Минфина РБ, при наличии определения суда об утверждении мирового соглашения, в котором признано не подлежащим исполнению ранее вынесенное определение о взыскании в пользу поставщика пени и процентов за пользование чужими денежными средствами (указанные суммы не причитаются к получению), налоговая база по НДС подлежит уменьшению в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, в котором отражено указанное уменьшение в бухгалтерском учете.

Организация – получатель безвозмездной международной технической помощи приобрела за счет средств этой помощи имущественные права.

Следует ли белорусской организации исчислять НДС при реализации имущественных прав в данной ситуации?

Следует.

Обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи (МТП) и (или) получателем МТП для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) МТП не признают объектом обложения НДС. Приведенная норма содержится в подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (далее – Указ № 460).

В данной ситуации белорусской организации при реализации имущественных прав необходимо исчислять НДС в общеустановленном порядке, поскольку налоговые преференции в отношении имущественных прав Указом № 460 не предусмотрены.

Российская организация в ноябре 2014 г. оказала белорусской организации услуги по сертификации продукции в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".

Возникает ли у белорусского плательщика объект обложения НДС при приобретении указанных услуг у иностранной организации? Изменится ли порядок налогообложения в 2015 г. в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе?

Нет.

В 2014 г. местом реализации работ, услуг признавалась территория государства – члена Таможенного союза, если работы выполнялись, услуги оказывались налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не было предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол). Данная норма была определена подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола. Услуги по сертификации продукции не поименованы в подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола, поэтому в рассматриваемой ситуации местом их реализации не признается территория Республики Беларусь, и белорусской организации не следует исчислять и уплачивать НДС при приобретении у российской организации данных услуг.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор). Неотъемлемой частью Договора является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору), в котором сохранены положения Соглашения о Таможенном союзе. С учетом изложенного как в 2014 г., так и в 2015 г. местом реализации услуг по сертификации продукции, приобретенных у резидентов Российской Федерации, Республики Казахстан, будут признавать территорию государства – налогоплательщика, выполняющего (оказывающего) такие работы (услуги). Соответственно у белорусской организации не будет возникать объект обложения НДС.

Организация в августе 2014 г. самостоятельно выявила ошибку в части неисчисления НДС в I квартале 2012 г. Суть ошибки состояла в том, что при приобретении товаров на территории Беларуси у иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящей на учете в белорусских налоговых органах, белорусская организация не исчислила НДС.

Как исправить ошибку и необходимо ли в данной ситуации представлять уточненную налоговую декларацию по НДС за 2012 г.? В каком периоде имеются основания для принятия к вычету исчисленного НДС?

Следует представить уточненную налоговую декларацию за 2012 г. и принять к вычету НДС в IV квартале 2014 г.

При обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию. Если в отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете) за прошлый налоговый период (п. 8 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, признают день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).

В изложенной ситуации изменения и дополнения плательщиком должны быть отражены в налоговой декларации (расчете) за прошлый налоговый период, т.е. следует представить уточненную налоговую декларацию за 2012 г.

Налоговыми вычетами признают суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих научете в налоговых органах РБ (подп. 2.3 п. 2 ст. 107 НК). При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав вычет сумм НДС производится плательщиком после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок – в случае ее ведения (п. 6 ст. 107 НК).

Суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 14 ст. 107 НК).

Таким образом, сумма НДС, исчисленная по стр. 13 уточненной декларации за 2012 г. в III квартале 2014 г., подлежит вычету в IV квартале 2014 г.

Белорусская организация (заказчик) применяет УСН без уплаты НДС.

Следует ли ей производить исчисление и уплату НДС при приобретении услуг по доработке программного обеспечения у российской организации, не имеющей постоянного представительства на территории Республики Беларусь, в 2014 г. и в 2015 г.?

Следует.

Местом реализации услуг по доработке программного обеспечения российской организацией резиденту РБ является территория Республики Беларусь.

На основании этого белорусской организации следует исчислить НДС в Республике Беларусь при приобретении таких услуг независимо от того, что организация не является плательщиком НДС по своим оборотам. Данный вывод вытекает из следующих норм законодательства.

Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола). При выполнен

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup