Банковские услуги: кредитование, факторинг, расчетно-кассовое обслуживание, валютные операции


В преддверии годового отчета каждая организация хочет быть уверенной в том, что прошедший год она завершила без ошибок: правильно проводила кассовые операции в белорусских рублях и валюте, соблюдала сроки возврата экспортной выручки, своевременно осуществляла обязательную продажу валюты и т.д.

Эти вопросы актуальны и для 2016 г.

Предлагаемые по заявленной теме ответы подготовлены Томковичем Романом Романовичем, директором юридического департамента ОАО «Белинвестбанк», который был гостем «Прямой линии», состоявшейся 23 декабря 2015 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер».

 

Резидент по внешнеторговому договору поставил нерезиденту товар. В установленные договором сроки нерезидент-покупатель товар не оплатил. Кроме того, по имеющейся информации, в отношении данного субъекта возбуждена процедура банкротства. Таким образом, резидент не сможет обеспечить поступление экспортной выручки в установленные законодательством Республики Беларусь сроки.

Будет ли он освобожден от ответственности в связи с банкротством нерезидента?

Нет, поэтому надо оформить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции.

Резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме и в установленные сроки. При экспорте это необходимо сделать не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг (подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»; далее – Указ № 178).

Указом № 178 предусмотрено, что внешнеторговая операция может быть завершена путем признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) (часть пятая подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).

Однако следует учитывать, что процедура банкротства является, как правило, достаточно длительной. Таким образом, если суд соответствующего государства принял решение о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) по истечении 90 дней с даты отгрузки товара, то, если белорусским законодательством применительно к конкретной ситуации не предусмотрены специальные сроки завершения внешнеторговых операций, резидент может быть привлечен к ответственности. Причем даже если именно резидент-экспортер инициировал возбуждение в отношении нерезидента-покупателя процедуры банкротства, это не освободит его от ответственности за необеспечение поступления экспортной выручки.

В целях исключения подобного негативного варианта развития ситуации резиденту целесообразно еще до истечения установленного законодательством срока обратиться в Нацбанк за выдачей разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции |*|.

* Информация о получении разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: порядок получения разрешения определен Инструкцией о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52).

Резидент-подрядчик выполнил работы для нерезидента, однако заказчик их не оплатил. По истечении 30 дней с даты оплаты, установленной договором подряда, резидент обратился в арбитраж при торгово-промышленной палате с иском о взыскании стоимости выполненных работ.

1. Необходимо ли в данном случае обращаться в Нацбанк за получением разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции?

Необходимо.

Если работы не оплачены нерезидентом в сроки, установленные Указом № 178, то вне зависимости от действий резидента-экспортера по истребованию оплаты от нерезидента, если эти действия не дали положительного результата в течение 90 дней с даты выполнения работ, резиденту необходимо обратиться в Нацбанк за получением соответствующего разрешения.

При этом следует иметь в виду, что резидент обязан:

– обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п. 5 Инструкции № 52);

– выполнить условия, предусмотренные п. 2 постановления Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от  05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».

 Так, резидент должен обеспечить:

– наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;

– завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;

– отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;

– соблюдение требований валютного законодательства Республики Беларусь при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;

– отсутствие повторного обращения за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк.

Обязательность выполнения одного из условий, указанных выше, или совокупности этих условий определяет Нацбанк в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств |*|.

* Информация об изменениях, произошедших в первой половине 2015 г., доступна всем на портале GB.BY

Справочно: Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (Главное управление Нацбанка по области) может отказать резиденту в выдаче разрешения в случаях, определенных п. 23 Инструкции № 52.

2. Какие документы надо представить резиденту в Нацбанк, чтобы получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции?

Для получения разрешения резидент должен представить в Главное управление валютного регулирования и валютного контроля (Главное управление Нацбанка по области) следующие документы:

– письменное заявление произвольной формы, содержащее:

описание внешнеторговой операции (со ссылкой на прилагаемые к заявлению документы);

сумму внешнеторговой операции;

запрашиваемый срок завершения внешнеторговой операции с указанием конкретной даты ее завершения;

обоснование необходимости продления срока внешнеторговой операции;

информацию об отсутствии фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;

– копию внешнеторгового договора или иного документа, подтверждающего факт заключения внешнеторгового договора, а также копию документа(-ов), посредством которого(-ых) оформлена внешнеторговая операция |**|;

** Существенные условия внешнеторгового договора доступны для подписчиков электронного «ГБ»

– информацию от контрагента по сделке, письменно подтверждающего невозможность исполнения договорных обязательств в срок, установленный законодательством, либо письменное уведомление резидента о невозможности исполнения контрагентом по сделке договорных обязательств (при ее наличии);

– копии документов (переписка, принятые решения, исполнительные листы) судебных органов об исполнении контрагентом по сделке обязательства (при их наличии);

– ходатайство республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (представляется для продления срока завершения внешнеторговой операции, если необходимость представления такого ходатайства определяется главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (Главным управлением Нацбанка по области)).

Справочно: ходатайство не представляется в отношении юридических лиц, подчиненных Управлению делами Президента Республики Беларусь, другому государственному органу и иной государственной организации, подчиненным Президенту Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси.

Резидент по внешнеторговому договору поставил товар нерезиденту. Товар оказался ненадлежащего качества. Нерезидент в соответствии с требованиями гражданского законодательства требует уменьшения покупной цены.

Не будет ли контролирующими органами получение оплаты за товар в меньшем размере рассмотрено как получение выручки не в полном объеме?

Нет при выполнении определенных условий.

Полагаем, что при соблюдении установленных законодательством требований к приемке товара, подтверждении несоответствия его качества установленным требованиям, а также при направлении соответствующего требования нерезидента стороны могут подписать соглашение об изменении стоимости товара в соответствии с требованиями законодательства.

В целях исключения риска привлечения к ответственности за необеспечение поступления экспортной выручки в полном объеме возможна организация поставок товаров нерезиденту по договору комиссии, который по своей природе предполагает согласованную сторонами цену реализации товара в зависимости от спроса и предложения на него. При реализации товара по договору комиссии нерезидент, как правило, по условиям договора обязан перечислить резиденту либо фиксированную стоимость товара, либо сумму, вырученную от его продажи, за минусом комиссионного вознаграждения.

Возможен и вариант возврата некачественного товара резиденту.

При этом следует учитывать также норму абз. 4 подп. 1.7 п. 1 Указа № 178. Так, при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров, за исключением случая заключения нового внешнеторгового договора с одним нерезидентом (новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору) с последующей реализацией не реализованных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров, отгруженных на экспорт, без их возврата на территорию Республики Беларусь.

Резидент оказывает нерезиденту услуги, связанные с размещением информации о периодических изданиях, выпускаемых нерезидентом, в белорусских подписных каталогах. При этом нерезидент в порядке предварительной оплаты перечисляет резиденту денежные средства в оплату услуг.

Обязан ли резидент в данном случае производить обязательную продажу валюты?

Обязан.

Организации, являющиеся резидентами Республики Беларусь, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» обязаны осуществлять обязательную продажу иностранной валюты:

– на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь;

– в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Нацбанком.

При этом выручкой в иностранной валюте признают денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Нацбанком, поступающие юридическим лицам на их счета в банках, в т.ч. по сделкам, заключенным с нерезидентами и предусматривающим оказание услуг (п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты»; далее – Указ № 452).

Перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже, определен постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 13.09.2006 № 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» (далее – постановление № 129). В свою очередь, п. 3 Инструкции о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденной постановлением № 129, установлено, что организации осуществляют обязательную продажу в размере 30 % суммы выручки в иностранной валюте.

При этом ни Указ № 452, ни постановление № 129 не предусматривают освобождение от обязательной продажи выручки |*|, о которой идет речь в вопросе.

* Информация о том, как по услугам на экспорт следует произвести обязательную продажу валюты и отразить операции в бухгалтерском и налоговом учете, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Белорусская организация – импортер заключила внешнеторговый договор |*|, по условиям которого предусмотрены расчеты в форме документарного аккредитива.

* Существенные условия внешнеторгового договора доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Банк, обслуживающий импортера, открыл аккредитив, в качестве покрытия по которому были использованы денежные средства импортера. Однако еще до наступления срока платежа по аккредитиву указанные денежные средства были списаны в бесспорном порядке на основании платежного требования, выставленного налоговыми органами. Считая действия банка неправомерными, импортер не восстановил покрытие, и при наступлении срока платежа по аккредитиву банк осуществил платеж за счет собственных средств. В настоящее время банк предъявил импортеру претензию об уплате ему перечисленной банком нерезиденту суммы.

Правомерны ли требования банка?

Правомерны.

В изложенной ситуации требования банка правомерны. Соответственно клиент обязан возвратить банку необходимую сумму, которая в рамках национального законодательства рассматривается как неосновательно сбереженная организацией денежная сумма.

Данный вывод основан на нормах:

1) ст. 207 Банковского кодекса Республики Беларусь.

При обращении взыскания на денежные средства плательщика, находящиеся на счетах в банке, списание этих средств со счетов производится в бесспорном порядке платежными требованиями, оформленными на основании исполнительных документов, решения (распоряжения) уполномоченного государственного органа или уполномоченной организации (должностного лица) в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

При этом банк не обязан рассматривать возражения плательщиков по списанию с их счетов денежных средств в бесспорном порядке.

В данном случае списание денежных средств произведено на основании платежного требования, выставленного налоговым органом;

2) ст. 56 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Этой статьей определено, что взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) – организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа.

При этом п. 2 указанной статьи упоминает виды счетов, с которых взыскание налога, сбора (пошлины), пени не должно производиться:

– корреспондентские счета плательщика;

– благотворительные счета, открытые для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте;

– специальные счета, открытые в соответствии с законодательными актами;

– счета по учету средств республиканского и местных бюджетов и иных средств, открытых Минфину Республики Беларусь, его территориальным органам и местным финансовым органам, и на счетах, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Взыскание налога, сбора (пошлины), пени с валютных счетов плательщика (иного обязанного лица) – организации производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Нацбанком Республики Беларусь на дату взыскания.

Таким образом, поскольку режим функционирования счетов для учета покрытия по аккредитиву определен не законодательным актом (к ним относятся Конституция, законы, указы и декреты Президента Республики Беларусь) и в данном случае аккредитив открывался не для расчетов за счет средств бюджета, то они были списаны со счета правомерно.

Так как банк исполнил за счет собственных средств обязательства клиента по внешнеторговому договору, то со стороны клиента имело место упомянутое в ст. 971 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) неосновательное обогащение. То есть клиент без установленных законодательством или сделкой оснований сберег имущество (денежные средства) за счет другого лица (банка).

Белорусская организация привлекла заем у резидента Латвии (займодавец). Ее поручителем выступил другой резидент Латвии. За предоставление поручительства резидент Республики Беларусь уплачивает резиденту Латвии (поручителю) ежемесячное вознаграждение.

По истечении некоторого времени займодавец уступил поручителю право требования по договору займа.

Правомерно ли требование нерезидента-поручителя об уплате указанного вознаграждения после того, как он приобрел право требования по договору займа?

Неправомерно.

Требования поручителя об уплате вознаграждения за предоставление поручительства за период начиная с даты уступки ему права требования по договору займа неправомерны, что обусловлено следующим.

Суть поручительства состоит в том, что по данному договору поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Однако в приведенном случае поручитель и кредитор после совершенной уступки – это одно лицо.

Обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 383 ГК). Таким образом, обязательства по договору поручительства прекращаются в день уступки поручителю соответствующего требования.

Поскольку отсутствует поручительство, то неправомерным будет и платеж за его предоставление, если только речь не идет о периоде, предшествовавшем уступке требования по договору займа.

Белорусская организация отгрузила на экспорт товар. Нерезидент перечислил в оплату товара указанную в договоре сумму. Однако поскольку банк-корреспондент, через который был произведен платеж, удержал сумму комиссии из суммы перевода, выручка поступила не в полном объеме.

Будет ли белорусский экспортер привлечен к ответственности за необеспечение поступления экспортной выручки в полном объеме?

Не будет, так как отсутствует нарушение.

Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, осуществляется только на счета экспортеров. Исключения из данного правила предусмотрены подп. 1.8 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178) |*|.

* Информация об изменениях валютного законодательства, произошедших в 2015 г., доступна всем на портале GB.BY

К таковым, в частности, относятся денежные средства, причитающиеся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленные ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в т.ч. перед банками-нерезидентами.

Поскольку в приведенном случае речь идет об уплате за счет средств, причитающихся экспортеру, обязательств перед банком-нерезидентом, резидент-экспортер не нарушил требования Указа № 178.

Справочно: приведенное исключение не распространяется на обязательства по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательства по договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд.

Белорусская организация по договору купли-продажи направила российской организации (г. Нижний Новгород) машину с товаром, которая не доставила товар в пункт назначения, поскольку была обворована на территории России во время ночного отдыха водителя. По данному факту возбуждено уголовное дело.

Подпадает ли приведенный случай под форс-мажорные обстоятельства или организация все равно должна соблюсти срок возврата экспортной выручки?

Организация должна обеспечить возврат экспортной выручки.

В данном случае особенно важно вначале ответить на вопрос о том, кто нес риски, связанные с товаром, в момент ограбления – белорусский экспортер или российский покупатель. Поскольку исходя из базиса поставки (например, EXW, FCA) риски нес покупатель, то хотя он фактически и не получил товар, но обязан его оплатить. Если же риски несла белорусская сторона, то ситуация будет различаться в зависимости от того, был ли товар застрахован.

Так, если товар был застрахован, то при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем получения страхового возмещения по договору страхования экспортного риска, заключенному между экспортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией, или получения экспортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов (подп. 1.7 п. 1 Указа № 178).

Однако следует учитывать, что в данном случае внешнеторговая операция будет считаться завершенной только после получения соответствующего возмещения. Если же товар застрахован не был, а к сроку поступления экспортной выручки, определенному Указом № 178, возмещения на основании судебного решения белорусскому субъекту не поступит, ему целесообразно обратиться в Нацбанк Республики Беларусь за продлением срока проведения внешнеторговых операций |**|.

** Информация о получении разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Это обусловлено также и тем, что нормы Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), устанавливающие ответственность за непоступление экспортной выручки, не предусматривают освобождение от указанной ответственности в рассматриваемом случае.

Так, превышение стоимости отгруженного товара над суммой полученных денежных средств влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере разницы между этими суммами (ст. 11.36 КоАП). При этом в примечании к данной статье отмечено, что ответственность за совершение вышеуказанного правонарушения не применяется в подтвержденных документами случаях, если:

– товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

– произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

– товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;

– возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Как видим, в данном примечании речь не идет об ограблении либо хищении товара.

Внешнеторговый договор заключен в долларах США.

Можно ли поменять валюту платежа после того, как контракт заключен, на белорусские рубли?

Можно, если это не противоречит нормам, определенным п. 8 Правил № 72.

С учетом того что в вопросе отсутствуют конкретные ссылки на условия внешнеторгового договора, организация при изменении валюты обязательств должна руководствоваться Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила № 72).

Данные правила предусматривают различные требования для изменения валюты обязательств в тех случаях, когда имел место импорт (экспорт) или иные операции.

Справочно: экспорт – это передача резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту Республики Беларусь;

импорт – получение резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Так, если иное не определено актами валютного законодательства Республики Беларусь, изменение валюты обязательств допускается (см. таблицу):

Не допускается изменение денежных обязательств:

– резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;

– нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях (п. 8 Правил № 72).

При этом необходимо также учитывать следующие правила:

1) при проведении валютных операций между субъектом валютных операций – резидентом и субъектом валютных операций – нерезидентом разрешается использование белорусских рублей:

в безналичном порядке – при проведении всех валютных операций;

в наличной форме – в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2) если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций – резидентом и между субъектом валютных операций – нерезидентом могут быть выражены и исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Нацбанком.

Справочно: перечень валют, по отношению к которым устанавливается официальный курс белорусского рубля, определен постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 20.08.2001 № 208 «О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам».

Белорусская организация заключила с российской организацией договор на оказание последней рекламных и информационных услуг.

Возникает ли у резидента обязанность регистрации сделки на импорт рекламных и информационных услуг?

Регистрировать договор не надо.

Обязанность регистрировать сделки установлена подп. 1.11 п. 1 Указа № 178. Из него следует, что экспортер (импортер) должен в установленном Нацбанком порядке зарегистрировать в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), каждый внешнеторговый договор:

– предусматривающий возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более;

до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей.

Поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о товарах, а об услугах, соответствующий внешнеэкономический договор |*| не подлежит регистрации в соответствии с требованиями Указа № 178.

* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль, доступны для подписчиков электронного «ГБ»

Справочно: регистрация сделки – это проставление на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте – указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью) (п. 1 Указа № 178).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup