Налоговый кодекс-2012: новации по исчислению налога на недвижимость


Правомерно ли освобождение от налога на недвижимость организации культуры в случае сдачи в аренду части здания?

Правомерно.

В 2012 г. здания и сооружения (их части) организаций культуры освобождаются от налога на недвижимость (подп. 1.1 п. 1 ст. 186 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
 
Внимание! При сдаче организациями в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест, освобожденных от налога на недвижимость, такие здания и сооружения (их части), машино-места подлежат обложению налогом на недвижимость в порядке, установленном гл. 17 НК (п. 2 ст. 186 НК). Налогом на недвижимость не облагаются здания и сооружения (их части), машино-места, сданные в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование:

– бюджетным организациям;

– организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;

– бюджетными организациями и учреждениями образования потребительской кооперации – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;

– учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, – организациям и индивидуальным предпринимателям для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также по подготовке детей и подростков в специализированных учебно-спортивных учреждениях;

– Нацбанком и его структурными подразделениями, коллегиями адвокатов;

– дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;

– специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;

– научным организациям;

– центрам трансфера технологий;

– научно-технологическими парками – их резидентам;

– организациям культуры.

Здания и сооружения (их части) организаций культуры освобождены также от налога на недвижимость на основании подп. 2.6 п. 2 Указа Президента РБ от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации". Какие-либо ограничения при применении освобождения от уплаты налога на недвижимость в случае сдачи в аренду зданий или их частей в данном Указе не предусмотрены.
 
Справочно: в случае расхождения норм декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"). Аналогичная норма по вопросам налогообложения предусмотрена п. 4 ст. 3 НК.
 
С учетом изложенного организация культуры вправе применять освобождение от налога на недвижимость в случае сдачи в аренду части здания.
 
Часть нежилых помещений, находящихся на балансе районной администрации г. Минска, сдается в аренду.

Необходимо ли в этой ситуации уплачивать налог на недвижимость?

Необходимо.

Бюджетные организации не являются плательщиками налога на недвижимость, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 186 НК.

Так, при сдаче в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий и сооружений (их частей), машино-мест бюджетных организаций эти здания и сооружения (их части), машино-места подлежат обложению налогом на недвижимость в установленном порядке. Исключение составляют случаи сдачи бюджетным организациям, организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета, организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питаниявоспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования и др.

При сдаче в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование зданий, сооружений (их частей), а также в отношении сумм поступившей платы за право заключения договора аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности, полученной при проведении аукционов по продаже права заключения договора аренды, и средств, полученных от сдачи в аренду указанного имущества, при условии полного перечисления этих сумм и средств в бюджет предусмотрено освобождение от уплаты налогов, сборов (пошлин), установленных НК:

– для республиканских органов государственного управления, их территориальных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ;

– Нацбанка РБ;

– Администрации Президента РБ;

– других государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Президенту, их территориальных органов;

– Генеральной прокуратуры РБ, территориальных прокуратур (п. 1-1 ст. 330 НК).

Минский горисполком и его структурные подразделения, администрации районов в г. Минске и их структурные подразделения должны перечислять в бюджет г. Минска плату за право заключения договоров аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в собственности г. Минска, полученной при проведении аукционов по продаже права заключения договоров аренды, и средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества и оставшихся после вычета сумм начисленной амортизации, подлежащих уплате (исчисляемых) налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет и бюджет г. Минска, в т.ч. в государственные целевые бюджетные, а также в государственные внебюджетные фонды (подп. 1.1 п. 1 решения Мингорсовета от 16.12.2009 № 271 "О некоторых вопросах аренды имущества, находящегося в коммунальной собственности города Минска"). Кроме того, при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей на рынках и в торговых центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации и осуществления розничной торговли при расчете средств, подлежащих перечислению в бюджет г. Минска, дополнительно вычитаются расходы, связанные с содержанием и функционированием этих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, за исключением расходов на оплату услуг по водоснабжению, канализации, отоплению, энерго- и газоснабжению, пользованию лифтами, вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, если иное не предусмотрено законодательными актами.

С учетом вышеизложенного нормы НК вчасти освобождения от налогов, сборов (пошлин) применимы только при сдаче в аренду имущества республиканской собственности.
Таким образом, нежилые помещения, находящиеся в собственности г. Минска и сданные в аренду, подлежат обложению налогом на недвижимость в установленном порядке.
 
Организация – резидент РБ (арендатор) заключила договор аренды здания с другой белорусской организацией (арендодателем).

Можно ли признавать плательщиком налога на недвижимость арендатора, если он это здание будет учитывать у себя на балансе?

Нет, нельзя.

Объектами обложения налогом на недвижимость признают в т.ч. здания, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).
 
Внимание! По зданиям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду у белорусских организаций, плательщиком является организация, у которой эти здания находятся на балансе по условиям договора аренды (финансовой аренды (лизинга)). Данная норма определена в п. 1 ст. 184 НК.
 
Полученные по договору аренды основные средства могут быть учтены у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, и учитываться за балансом (п. 7 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.12.2001 № 127).

В бухгалтерии арендатора для осуществления забалансового учета арендуемых объектов могут быть открыты инвентарные карточки.

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств, полученных организацией в аренду, в бухгалтерском учете предусмотрен забалансовый счет 001 "Арендованные основные средства" (п. 79 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50). Арендованные основные средства необходимо учитывать в учете по стоимости, указанной в договорах аренды. Аналитический учет арендованных основных средств ведут по арендодателям и отдельным объектам основных средств.

Исходя из вышеизложенного законодательством по бухгалтерскому учету основных средств не предусмотрен учет на балансе арендатора зданий, полученных в аренду. Следовательно, плательщиком налога на недвижимость является организация-арендодатель, у которой имущество, сдаваемое в аренду, числится на балансе.
 
Белорусская организация, расположенная в г. Минске, в июле 2012 г. заключила договор оказания безвозмездной спонсорской помощи спортивной организации.

Правомерно ли применение белорусской организацией коэффициента 1,0 к ставке налога на недвижимость в течение 2012 г.?

Да, правомерно при соблюдении условий.

Местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков. Решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяют свое действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, финансовой помощи из республиканского бюджета (ст. 188 НК).

Для организаций, оказывающих безвозмездную спонсорскую помощь Представительству Национального олимпийского комитета РБ в г. Минске, государственным учреждениям (клубам) физической культуры и спорта по игровым видам спорта, находящимся в коммунальной собственности г. Минска, спортивным организациям, имеющим долю коммунальной собственности г. Минска в уставных фондах более 25 %, установлен коэффициент к ставке налога на недвижимость в размере 1,0 (подп. 1.3 п. 1 решения Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость").

Высвобожденные в результате применения указанного коэффициента средства за вычетом налогов (сборов), приходящихся на сумму этих средств, организации-спонсоры направляют на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.

Порядок и условия оказания безвозмездной (спонсорской) помощи регулирует Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300) с учетом особенностей, установленных Указом Президента РБ от 03.11.2011 № 497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта".
 
Справочно: форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779. Договор считается заключенным с момента его согласования в порядке, установленном Указом № 300.
 
Организации-спонсоры, заключившие в 2012 г. договор (дополнительное соглашение к нему) со спортивными организациями, имеют право применить коэффициент 1,0 за 4 квартала 2012 г. независимо от даты заключения договора (дополнительного соглашения к нему) и оказывать (перечислять) безвозмездную (спонсорскую) помощь в сроки, определенные договором.

Непременным условием применения коэффициента 1,0 является перечисление спортивной организации всей суммы по договору в течение года.
 
Должна ли религиозная организация уплачивать в 2012 г. налог на недвижимость?

Да, должна.

Объектом обложения налогом на недвижимость признают здания и сооружения, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (п. 1 ст. 185 НК).

В то же время на основании подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК не являются объектом обложения налогом на недвижимость культовые здания и сооружения (в т.ч. не завершенные строительством) религиозных организаций (объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством.

При этом НК не содержит каких-либо ограничений при непризнании объектом обложения налогом на недвижимость таких зданий (сооружений), их частей.

Таким образом, исходя из норм НК религиозной организации следует облагать налогом на недвижимость здания и сооружения, не относящиеся к культовым (в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства), а также машино-места, как принадлежащие религиозной организации, так и взятые в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование:

– у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

– у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ);

– у белорусских организаций, если эти объекты будут находиться у религиозной организации на балансе по условиям договора аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного или безвозмездного пользования.
 
 
Организация арендует у физического лица нежилое помещение.

Какую стоимость данного помещения следует применить для определения налоговой базы по налогу на недвижимость?

Возможно использовать варианты оценок.

Налоговую базу налога на недвижимость в отношении зданий, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду у физических лиц, определяют исходя из стоимости таких зданий, указанной в договорах аренды, но не менее стоимости этих зданий, определенной исходя из их оценки:

– по оценочной стоимости зданий, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года;

– указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) зданий на 1 января текущего года, выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки;

– произведенной в ином порядке, установленном Президентом.

Данную норму содержит п. 2 ст. 187 НК.

При определении стоимости здания для исчисления налога на недвижимость следует исходить из условий, предусмотренных в подп. 3.2 п. 3 Положения о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденного Указом Президента РБ от 28.03.2008 № 187. В нем предусмотрено, что оценка зданий для исчисления налога на недвижимость производится в т.ч. налоговыми органами, организациями, взявшими в аренду у физических лиц здания (в части таких зданий), по стоимости, определяемой:

– путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений;

– исходя из расчетной стоимости 1 кв. м типового здания или сооружения на начало года и общей площади оцениваемого здания либо сооружения, учитывая коэффициенты качества среды и коэффициенты типа населенного пункта, – при отсутствии сведений об оценочной стоимости зданий и сооружений.

С учетом изложенного организация вправе определить налоговую базу налога на недвижимость в отношении помещения, арендованного у физического лица, исходя из оценки помещения, определенной:

– территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки;

– налоговыми органами;

– самостоятельно – путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений либо исходя из расчетной стоимости 1 кв. м типового здания или сооружения на начало года (при отсутствии сведений об оценочной стоимости зданий и сооружений).

Справочно: коэффициенты переоценки зданий и сооружений – коэффициенты изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1 января 2012 г. установлены постановлением Минстройархитектуры РБ от 25.01.2012 № 2 в следующих размерах:

– жилищный фонд – 1,9653;

– нежилые сооружения – 1,9763.

Расчетную стоимость 1 кв. м типовых зданий, сооружений устанавливают местные исполнительные комитеты. В г. Минске такая стоимость на 2012 г. определена решением Мингорисполкома от 23.02.2012 № 597.

От редакции:
Данные о стоимости 1 кв. м типовых зданий в г. Минске приведены в таблице.
 
 
По решению суда в связи с неисполнением условий договора организация "А" в мае 2012 г. передала здание организации "Б", являющейся плательщиком налога на недвижимость.
В какие сроки следует представлять налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость?

В рассматриваемой ситуации выбытие здания у организации "А" и приобретение его организацией "Б" имели место во II квартале 2012 г.

В связи с этим организация "А" прекращает исчисление и уплату налога на недвижимость с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие, т.е. с III квартала 2012 г., и представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость с внесенными изменениями не позднее 20 сентября 2012 г.

Организация "Б" годовую сумму налога на недвижимость увеличивает на сумму налога на недвижимость, исчисленную исходя из остаточной стоимости приобретенного здания на 1 июля 2012 г. и ставки налога на недвижимость в размере 0,5 %, рассчитанной на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.
 
 
Справочно: для организаций годовая ставка налога на недвижимость установлена ст. 188 НК в размере 1 %.
 
Налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость с внесенными изменениями организации представляют в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20 сентября 2012 г.

Обоснуем данные выводы.

Объектами обложения налогом на недвижимость признаются в т.ч. здания, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (ст. 185 НК).

Налоговую базу при исчислении налога на недвижимость организации определяют исходя из наличия зданий по остаточной стоимости на 1 января календарного года (ст. 187 НК).

Налоговым периодом по налогу на недвижимость признают календарный год. При этом по зданиям, выбывающим у организаций в течение налогового периода, исчисление и уплату налога на недвижимость прекращают с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие.

При приобретении организациями в течение года зданий годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости приобретенных зданий на 1-е число 1-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Если в течение года у организации имело место выбытие либо приобретение объектов, облагаемых налогом на недвижимость, то она должна внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место выбытие либо поступление зданий.

Приведенные нормы законодательства содержатся в ст. 189 НК.

Бюджетная организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), сдает в аренду часть здания.

Признается ли такая организация плательщиком налога на недвижимость?

Не признается, так как применяет УСН.

Бюджетные организации не признаются плательщиками налога на недвижимость, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 186 НК (п. 3 ст. 185 НК).

При сдаче в аренду зданий (их частей) бюджетных организаций такие здания (их части) подлежат обложению налогом на недвижимость в установленном порядке, за исключением случаев сдачи в аренду бюджетным организациям, организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета, организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования и др.

Уплата налога при УСН заменяет уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет или государственные внебюджетные фонды, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, отчислений в инновационные фонды, образуемые в соответствии с законодательными актами (подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК).

Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты в т.ч. налога на недвижимость для некоммерческих организаций (за исключением республиканских государственно-общественных объединений, бюджетных организаций) (подп. 3.14 п. 3 ст. 286 НК).

С учетом вышеизложенного бюджетная организация, применяющая УСН, при сдаче в аренду части здания плательщиком налога на недвижимость не признается.
 
Организация (спонсор) планирует заключить в августе 2012 г. договор оказания безвозмездной спонсорской помощи спортивной организации. На балансе организации (спонсора) имеется изолированное нежилое помещение, расположенное в г. Минске по пер. Бехтерева, остаточная стоимость которого на начало года составляет 370 000,0 тыс. руб.

Как правильно рассчитать сумму помощи, подлежащую перечислению спортивной организации, применив коэффициент 1,0 к ставке налога на недвижимость?

Для организаций, оказывающих безвозмездную спонсорскую помощь в установленном законодательством порядке Представительству Национального олимпийского комитета Республики Беларусь в г. Минске, государственным учреждениям (клубам) физической культуры и спорта по игровым видам спорта, находящимся в коммунальной собственности г. Минска, спортивным организациям, имеющим долю коммунальной собственности г. Минска в уставных фондах более 25 %, установлен коэффициент к ставке налога на недвижимость в размере 1,0 (подп. 1.3 п. 1 решения Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога на недвижимость" (далее – решение № 62)).

Высвобожденные в результате применения указанного коэффициента средства за вычетом налогов (сборов), приходящихся на сумму этих средств, организации-спонсоры направляют на договорной основе организациям физкультуры и спорта на цели, предусмотренные законодательством о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи.
 
 
Справочно: порядок и условия оказания безвозмездной (спонсорской) помощи регулирует Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300), с учетом особенностей, установленных Указом Президента РБ от 03.11.2011 № 497 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта".

Форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779. Договор считается заключенным с момента его согласования в порядке, установленном Указом № 300.
 
Для организаций, не оказывающих спонсорскую помощь, установлены коэффициенты к ставке налога на недвижимость в размере от 1,7 до 2,0 в зависимости от экономико-планировочной зоны (ЭПЗ) г. Минска (подп. 1.1 п. 1 решения № 62). Здание по пер. Бехтерева расположено в 3-й ЭПЗ, и при исчислении налога на недвижимость применяется соответствующий ей коэффициент 1,8.
 
 
Справочно: в зависимости от экономико-планировочных зон установлены коэффициенты к ставкам налога на недвижимость для юридических лиц:

– I зона – 2,0;

– II зона – 1,9;

– III зона – 1,8;

– IV–V зоны – 1,7.

Описание границ экономико-планировочных зон г. Минска утверждено решением Мингорисполкома от 18.11.2004 № 2298.
 
Сумму высвобожденных средств в результате применения коэффициента 1,0 определяют как разницу между суммой налога на недвижимость, исчисленного с применением установленного коэффициента для данной ЭПЗ, и суммой налога, исчисленного с применением коэффициента 1,0.

Максимальная сумма безвозмездной (спонсорской) помощи, подлежащая перечислению организациям физкультуры и спорта при применении коэффициента 1,0 за 4 квартала, определяется в следующем порядке:

а) определяется сумма высвободившихся средств:

370 000,0 тыс. руб. × 1 % × (1,8 – 1,0) = 2 960 тыс. руб.,

где: 370 000,0 тыс. руб. – остаточная стоимость помещения, принадлежащего организации-спонсору, по состоянию на 1 января 2012 г.;

1 % – годовая ставка налога на недвижимость;

1,8 – установленный коэффициент для 3-й ЭПЗ;

1,0 – коэффициент согласно подп. 1.3 п. 1 решения № 62;

б) рассчитывается сумма налога на прибыль:

2 960 тыс. руб. × 18 % = 532,8 тыс. руб.,

где: 2 960 тыс. руб. – сумма высвободившихся средств;

18 % – ставка налога на прибыль;

в) сумма, подлежащая перечислению организации физкультуры и спорта по договору предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи:

2 960 – 532,8 = 2 427,2 тыс. руб.

В рассматриваемой ситуации организация (спонсор), заключившая договор со спортивной организацией, в августе 2012 г. имеет право применить коэффициент 1,0 за все 4 квартала 2012 г. Основное условие, которое должно быть соблюдено в данной ситуации, – это перечисление всей суммы высвободившихся средств спортивной организации.

Если коэффициент 1,0 применяется не весь год, а, например, только 2 или 3 квартала в течение года, то в расчете суммы высвободившихся средств применяют ставку налога на недвижимость 0,5 % или 0,75 % соответственно.

В налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость за 2012 г., представленную в налоговый орган по месту постановки на учет по сроку 20 марта, вносятся изменения: вместо коэффициента 1,8 к ставке налога на недвижимость применяется коэффициент 1,0 за соответствующие кварталы и уточняется сумма налога. Дополнительно в налоговые органы следует представить копию договора, заверенного печатью организации-спонсора, и расчет суммы безвозмездной (спонсорской) помощи.
 
Организация во II квартале 2012 г. осуществила реконструкцию и модернизацию зданий.

Следует ли корректировать облагаемую базу по налогу на недвижимость в течение года?

Облагаемая база по налогу на недвижимость не подлежит корректировке.

Действующая редакция НК не предусматривает проведение корректировок облагаемой базы по налогу на недвижимость при осуществлении реконструкции и модернизации зданий в течение года. При исчислении налога на недвижимость в данной ситуации необходимо руководствоваться следующим.

Налоговую базу при исчислении налога на недвижимость необходимо определять исходя из наличия зданий у организации на 1 января календарного года по их остаточной стоимости (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).

Годовая сумма налога на недвижимость может быть увеличена организациями на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости зданий на иную дату:

а) при утрате права на освобождение от налога на недвижимость в течение отчетного года (возникновении объектов налогообложения).

В этом случае годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости зданий на 1-е число 1-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года;

б) при приобретении в течение года зданий.

В данной ситуации годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости приобретенных зданий на 1-е число 1-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года;

в) при переходе организации, применяющей особые режимы налогообложения, не предусматривающие уплату налога на недвижимость, в течение года на общий порядок налогообложения.

В практической деятельности организаций данный переход может быть осуществлен:

Вариант 1: с 1-го месяца квартала (например, с 1 апреля 2012 г.);

Вариант 2: с иной даты (например, с 1 мая 2012 г. либо с 1 июня 2012 г. и т.д.).

В данной ситуации при переходе по варианту 1 налог на недвижимость исчисляют исходя из остаточной стоимости зданий, сооружений и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, в котором организация перешла на применение общего порядка налогообложения, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Пример 1*
Организация с 1 апреля 2012 г. перешла с УСН на общий порядок налогообложения по варианту 1. На ее балансе находится здание, остаточная стоимость которого по состоянию на 1 апреля 2012 г. составляет 550,0 тыс. руб. В этом случае исчисление налога на недвижимость необходимо будет производить исходя из остаточной стоимости объекта налогообложения по состоянию на 1 апреля 2012 г. – 550,0 тыс. руб. Налог составит: 550,0 × (1 % / 4 × × 3) = 4,125 тыс. руб.
__________________
* Примеры составлены редакцией.
 
Если организация перешла на общий порядок налогообложения с иной даты (вариант 2), то налог на недвижимость исчисляют исходя из остаточной стоимости зданий, сооружений и стоимости зданий, сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число 1-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором организация перешла на применение общего порядка налогообложения, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Пример 2
Организация с 1 июня 2012 г. перешла с УСН на общий порядок налогообложения по варианту 2. На балансе организации находится здание, остаточная стоимость которого по состоянию на 1 июля 2012 г. составляет 500,0 тыс. руб. В этом случае уплату налога на недвижимость необходимо будет производить исходя из остаточной стоимости объекта налогообложения по состоянию на 1 июля 2012 г. – 500,0 тыс. руб. Налог составит: 500,0 × (1 % / 4 × 2) = 2,5 тыс. руб.
 
Внимание! Вновь зарегистрированная организация в 2012 г. уплату налога на недвижимость должна производить в текущем году исходя из остаточной стоимости зданий на 1-е число 1-го месяца квартала, следующего за кварталом, в котором произведена государственная регистрация организации, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Пример 3
Организация прошла государственную регистрацию 15 мая 2012 г. На 1 июля 2012 г. на балансе организации числится здание балансовой стоимостью 120 000,0 тыс. руб., которое расположено в IV экономико-планировочной зоне г. Минска. В данном случае организации необходимо рассчитать налог на недвижимость исходя из основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года: 120 000,0 тыс. руб. × (1 % / 4 × 2) × 1,7 = 1 020,0 тыс. руб.
 
Организация приобрела сооружение, предназначенное для охраны окружающей среды, но его название не полностью совпадает с наименованием, приведенным в Перечне зданий и сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, освобождаемых от обложения налогом на недвижимость, утвержденном Президентом.

Правомерно ли применение льготы по налогу на недвижимость?

Да, правомерно при использовании сооружения в целях охраны окружающей среды.

К числу объектов, освобождаемых от налога на недвижимость, относятся здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, по перечню, утвержденному Президентом  (подп. 1.5 п. 1 ст. 186 НК).

Перечень зданий и сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки (далее – Перечень), утвержден Указом Президента РБ от 20.03.2009 № 144 "Об отдельных вопросах налогообложения" (в ред. Указа Президента РБ от 05.04.2011 № 134) и включает в себя конкретное наименование зданий и сооружений, их предназначение и (или) вид производственного процесса, при котором они используются.
 
Внимание! В примечании к Перечню указано, что при несовпадении (неполном совпадении) указанных в регистрационных документах наименований зданий и сооружений с наименованиями зданий и сооружений, приведенных в Перечне, льгота по налогу на недвижимость применяется при условии использования таких зданий и сооружений по их целевому назначению.

Таким образом, если орг
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.