МНС признал: нормы расхода топлива от "Транстехники" должны быть установлены Минтрансом для налога на прибыль


>> Информация обновлена: Нормы расхода топлива установлены Минтрансом с апреля 2016 года (вступает в силу с 1 сентября 2019г)

 

«В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) с 01.01.2019 несколько изменились подходы к нормированию расходов на топливо для механических транспортных средств», - отметила в своем обращении в МНС Ассоциация налогоплательщиков.

Ранее в соответствии со ст. 130, подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса (НК) в затратах при налогообложении прибыли учитывались расходы на оплату стоимости топлива, израсходованного в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, в частности Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства производился по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива завода-изготовителя, на срок не более 6 месяцев. При отсутствии контрольного расхода топлива, определенного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива устанавливалась руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и тоже действовала 6 месяцев.

В 2019 году в НК сохранилось правило о том, что в составе нормируемых затрат учитываются затраты на оплату стоимости ТЭР, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.

При этом в НК теперь прямо закреплен порядок списания на затраты топлива для механических транспортных средств, если отсутствуют нормы, установленные в соответствии с законодательством (подп. 1.2 п. 1 ст. 171 НК). В частности:

  • применяются нормы расхода завода-изготовителя;
  • при отсутствии норм завода-изготовителя нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения норм нормативным правовым актом в установленном порядке, если иное не установлено законодательством.

В настоящее время действуют два постановления министерства с нормами расхода топлива для автомобилей:

  • от 06.01.2012 № 3 (с обязательными нормами, зарегистрировано в НРПА, последние изменения от 20.01.2016);
  • от 20.01.2016 № 1 (с рекомендуемыми нормами, постановление не зарегистрировано в НРПА).

Более трех лет министерством не устанавливались новые нормы: ни рекомендуемые, ни обязательные.

В соответствии с письмом Министерства транспорта и коммуникаций от 07.03.2014 № 09-02-05/2032 многие налогоплательщики обращаются в БелНИИТ «Транстехника» за разработкой норм на новые автомобили. Нормы, которые разрабатывает «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций и направляет их заказчикам в качестве рекомендуемых норм, прямо не поименованы в Инструкции № 141. Однако на протяжении многих лет сложилась практика считать такие нормы, как установленные в соответствии с законодательством.

Так, с 2016 года на новые марки автомобилей отсутствуют нормы, установленные Минтрансом. У рекомендуемых норм «Транстехники» нет однозначной правовой классификации, что может вызывать негативные последствия при определении финансовых результатов и налогообложении прибыли у плательщиков, обратившихся за разработкой норм расхода топлива в РУП БелНИИТ «Транстехника».

В этой ситуации Ассоциация налогоплательщиков задала три вопроса:

  1. Являются ли установленными в соответствии с законодательством рекомендуемые нормы расхода топлива, разработанные РУП БелНИИТ «Транстехника» по индивидуальным заявкам организаций?
  2. Можно ли учитывать при списании топлива и налогообложении прибыли за периоды до 2019 года и с 01.01.2019 расходы на топливо в пределах норм, рекомендуемых «Транстехникой»? Если нельзя, то с какого периода налогоплательщикам следует уменьшить затраты на стоимость топлива, списанного по нормам «Транстехники»?
  3. Допустимо ли при списании топлива и исчислении налога на прибыль применять повышения (понижения) к нормам завода-изготовителя, которые предусмотрены в Инструкции № 141 для линейных норм?

Вот такой ответ подготовлен МНС за подписью Первого заместителя Министра И.Н. Клепчи (письмо № 2-2-10/Ас-01131 от 19.07.2019):

«В Министерстве по налогам и сборам (далее - МНС) рассмотрено обращение Ассоциации налогоплательщиков от 01.07.2019 № 136 и сообщается следующее.

По вопросам 1–2.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей с 01.01.2019, затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством, относятся к нормируемым затратам.

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Нормирование расходов стоимости видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

Следовательно, если нормы расхода топлива, разработанные Республиканским унитарным предприятием «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (далее – БелНИИТ «Транстехника»), не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Минтранс), они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными.

Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действовавшей до 01.01.2019, при налогообложении не учитывались затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.

Таким образом, и до 2019 года расходы на оплату топлива в пределах рекомендуемых норм, разработанных БелНИИТ «Транстехника» и не установленных Минтрансом, признавались сверхнормативными и не учитывались при налогообложении.

По вопросу 3.

Письмом МНС от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах» разъяснено, что в соответствии с пунктом 5 Инструкции № 141 повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании Инструкции, которой регулируются условия повышения и основания понижения. В целях налогообложения в таком же порядке (повышенном или пониженном размере) учитываются при исчислении налога на прибыль затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств».

 

Вместе с этим читают:

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup