Подготовлен проект Указа: что может измениться в налогообложении с 2020 года


Чиновники разработали проект Указа Президента Республики Беларусь «О налогообложении», который подготовлен в рамках работы по реализации мер налоговой политики, запланированных на 2020 г. Каких-то больших перемен не ожидается, тем не менее на некоторые новшества следует обратить особое внимание.

Содержание:

 

Адаптация ставок налогов к инфляции

1. В целях адаптации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, к инфляционным процессам предусмотрена их индексация на прогнозный индекс роста потребительских цен на 2020 г.

Предлагается осуществить индексацию ставок земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Справочно: Нацбанку совместно с Советом Министров Республики Беларусь поручено принять необходимые меры по ограничению в 2020 г. инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, в пределах 5 % (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.) (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 № 401 «О параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год»).

Кроме того, на прогнозный показатель инфляции намечено проиндексировать:

– величину кадастровой стоимости земельных участков по видам оценочных зон, при недостижении которой в качестве налоговой базы по земельному налогу устанавливается площадь земельного участка;

– ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков;

– ставку земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами;

– критерии валовой выручки: для применения УСН организациями и индивидуальными предпринимателями с уплатой НДС и  без уплаты НДС; для перехода организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН с 1 января 2021 г.; для целей ведения учета в книге учета доходов и расходов.

По акцизам на 2020 г. предусматриваются:

а) увеличение ставок на крепкие алкогольные напитки и табачные изделия в рамках их гармонизации в ЕАЭС:

– на крепкие алкогольные напитки – на 6 %;

– табачные изделия – на 15 % (за исключением предназначенных для потребления путем нагревания, на которые ставка акцизов индексируется на 5 %);

б) индексация ставок акцизов на иные виды подакцизной продукции (за исключением автомобильного топлива) в пределах прогнозируемого параметра инфляции.

2. В целях «осовременивания» размера налоговых льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц предлагается их увеличить на прогнозный темп роста номинальной заработной платы на 2020 г.

На указанную величину также предлагается проиндексировать размер дохода, непревышение которого за календарный квартал является условием применения в 2020 г. стандартного налогового вычета, установленного в подп. 1.1 п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально.

 

Увеличение ставки налога на прибыль для форекс-компаний до 25 %

По 31 декабря 2019 г. действует льгота по подоходному налогу в отношении доходов, полученных по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Предложено продлить действие данной льготы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль для форекс-компаний с 18 % до 25 %, т.е. на уровне банков, которые также являются участниками рынка.

 

Возврат излишне удержанных сумм подоходного налога

На практике имеют место ситуации, когда налоговые агенты, излишне удержавшие подоходный налог в значительной сумме, осуществляют незначительные выплаты доходов физическим лицам и, следовательно, суммы подоходного налога, подлежащие перечислению в бюджет, также незначительны. В таких условиях возврат излишне удержанных сумм подоходного налога может растянуться на весьма длительный период.

В целях защиты прав и законных интересов физических лиц в таких ситуациях предлагается установить, что в случае, если общей суммы подоходного налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет в счет предстоящих платежей, недостаточно для осуществления возврата плательщику излишне удержанных сумм подоходного налога в течение 3 месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания налога, такой возврат производит налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента на основании заявления плательщика.

 

Послабления организациям, использующим труд инвалидов

Предусмотрено применение организациями, использующими труд инвалидов, льгот по НДС, налогу на прибыль и налогу на недвижимость при условии, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 % численности работников в среднем за этот же период.

В настоящее время льготами могут воспользоваться организации, использующие труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 50 % численности работников в среднем за этот же период.

 

Установление норм расхода топлива: расширены права руководителей

Предлагается предоставить право руководителям организаций устанавливать для целей налогообложения нормы расхода топлива самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

 

Для научных организаций и научно-технологических парков продлевают льготы по 2 налогам

В настоящее время НК на период до 1 января 2020 г. освобождены:

– от налога на недвижимость у плательщиков-организаций: капитальные строения (здания, сооружения), их части научных организаций  и научно-технологических парков; капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам;

– от земельного налога у плательщиков-организаций: земельные участки научных организаций и научно-технологических парков; земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам.

Намечено продлить на бессрочный период действие льгот по имущественным налогам для научных организаций и научно-технологических парков.

 

Изменения в определении налоговой базы земельного налога

Предлагается налоговую базу земельного налога на 1 января 2020 г. для исчисления и уплаты земельного налога в 2020 г. определять:

– для общественно-деловой и производственной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 г.;

– для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 гг.

 

Предлагается относить на затраты страховые взносы по добровольному страхованию реализуемых товаров, а также имущества, передаваемого в аренду (финансовую аренду (лизинг))

Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.2008 № 280 «О включении страховых взносов по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 280) для организаций-страхователей предусмотрена возможность включать страховые взносы по видам добровольного страхования, не относящимся к страхованию жизни, в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

В силу положений ст. 13 НК предоставление имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) не является ни работой, ни услугой, что не позволяет в настоящее время относить на затраты, учитываемые при налогообложении, страховые взносы по добровольному страхованию имущества, передаваемого в аренду (финансовую аренду (лизинг)).

Кроме того, действующая редакция Указа № 280 не позволяет относить на затраты, учитываемые при налогообложении, страховые взносы по добровольному страхованию товаров организациями, осуществляющими их реализацию.

Вместе с тем минимизация предпринимательских рисков в виде страхования имущества с последующим отнесением страховых взносов на затраты, учитываемые при налогообложении, необходима для данных категорий плательщиков так же, как и для иных субъектов хозяйствования.

В  связи с этим предусмотрено внесение корректировок в Указ № 280, которые позволят установить равные подходы к налоговому учету страховых взносов по договорам добровольного страхования имущества независимо от видов осуществляемой деятельности.

Николай Савельев, эксперт в области налогообложения

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup