Как влияет на уплату налога на недвижимость порядок обжалования решений областного Совета депутатов о включении зданий в перечень неиспользуемого имущества?


(Комментарий к отдельным нормам ст. 188 и ст. 201-1 Налогового кодекса)

Областные (Минский городской) Советы депутатов вправе включать здания (сооружения) и земельные участки в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества (далее – Перечень). В таких случаях налог на недвижимость и земельный налог уплачиваются в 10-кратном размере.

По мнению законодателей, это должно стимулировать организации эффективно использовать имеющееся имущество. Однако на практике возникают ситуации, когда такие решения принимаются по формальному признаку и организации планируют их обжаловать.

В таких случаях надо правильно выбрать способ обжалования. Ведь от этого нередко зависит порядок уплаты налога на недвижимость и земельного налога.

Каким образом? Давайте рассмотрим этот вопрос на примере.

Пример. Правильно оспаривайте решения областного Совета депутатов

Решениями областного Совета депутатов в декабре 2016 г. здания двух организаций и занятые ими земельные участки были включены в Перечень. Поэтому с 1 января 2017 г. данные организации стали платить налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере.

Организации не согласились с решениями областного Совета депутатов и обжаловали их, так как здания использовались как склады для хранения имущества организаций. Причем одна организация обратилась в областной Совет депутатов с просьбой исключить здание из Перечня, другая – отменить решение о включении здания в Перечень.

Областной Совет депутатов удовлетворил просьбы этих организаций и в январе 2018 г. принял решение об исключении из Перечня здания одной организации и отменил свое решение по включению в Перечень здания другой организации.

За какой период организации должны уплачивать налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере?

Обе организации использовали свои здания как склады для хранения их имущества, поэтому обоснованно обратились за обжалованием решения о включении зданий в Перечень. Однако из-за того, что применен разный порядок обжалования, будет разным и порядок налогообложения.

Организация, в отношении которой было:

принято решение областного Совета депутатов об исключении здания из Перечня, – будет признаваться плательщиком налога на недвижимость и земельного налога в 10-кратном размере с 1 января 2017 г. по I квартал 2018 г. включительно;

отменено решение областного Совета депутатов по включению здания в Перечень, – не будет признаваться плательщиком налога на недвижимость и земельного налога в 10-кратном размере ни в 2017 г., ни в 2018 г. И поскольку данная организация с 1 января 2017 г. платила налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере, она вправе произвести возврат излишне уплаченной суммы налога из бюджета или зачет в счет других платежей в бюджет в порядке, установленном ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Обоснуем наш вывод.

Областные (Минский городской) Советы депутатов вправе увеличивать (но не более чем в 10 раз):

1) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) зданиям, включенным в Перечень (ст. 188 НК).

2) ставки земельного налога на земельные участки (части земельного участка), занятые зданиями, включенными в Перечень (ст. 201-1 НК).

Так как решения областного Совета депутатов о включении зданий организаций в Перечень были приняты в декабре 2016 г., то обе организации начали платить налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере с 1 января 2017 г.

Теперь давайте разберемся, как повлиял разный порядок обжалования решений областного Совета депутатов на порядок налогообложения, и определим, когда эти организации должны прекратить уплачивать налоги в 10-кратном размере.

Первая организация. Областной Совет депутатов согласился с доводами организации в части того, что она эффективно использовала свое здание в качестве складского помещения, и исключил здание и земельный участок организации, занятый этим зданием, из Перечня своим решением, принятым в январе 2018 г.

В этом случае организация перестанет платить налог на недвижимость и земельный налог в 10-кратном размере со II квартала 2018 г.

Данной организации следует:

– не позднее 20 февраля и 20 марта 2018 г. представить годовые декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2018 г.

– не позднее 20 мая и 20 июня 2018 г. представить уточненные декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2018 г.

Вторая организация. Областной Совет депутатов согласился с доводами организации в части того, что она эффективно использовала свое здание в качестве складского помещения, и отменил свое решение со дня его принятия, т.е. с декабря 2016 г.

В этом случае организация должна и в 2017 г., и в 2018 г. уплачивать налог на недвижимость и земельный налог без применения повышающего коэффициента 10.

В связи с этим ей необходимо:

– пересчитать сумму налогов за 2017 г. и представить уточненные налоговые декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2017 г.

Излишне уплаченная сумма налогов подлежит возврату из бюджета или зачету в счет других платежей в бюджет в порядке, установленном ст. 60 НК;

– не позднее 20 февраля и 20 марта 2018 г. представить годовые декларации по земельному налогу и налогу на недвижимость за 2018 г.

 

Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2018, № 12.

Из этого материала вы также узнаете:

– по каким формам следовало представить годовые декларации по налогу на недвижимость и земельному налогу за 2018 г.;

– можно ли воспользоваться льготами по налогу на недвижимость по Указу Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» при аренде недвижимого имущества и какие особенности при этом следует учесть.

Наталья Рощина, экономист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup