Когда не надо представлять отчет по отходам производства за 2018 год?


(Комментарий к отдельным нормам постановления Белстата от 10.10.2018 № 103 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению»)

 

Одна из новаций комментируемого постановления (далее – постановление № 103 и Указания № 103) – корректировка условий применения «льготы», наличие которой позволяет организациям и обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс (далее – респонденты), не представлять государственную статистическую отчетность 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее – отчет об отходах производства).

Что изменилось в условиях применения данной льготы и как эти изменения учесть при заполнении отчета об отходах производства за 2018 г.? Есть ли статистика допускаемых при оформлении отчета ошибок и рекомендации как их избежать?

Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Какие отходы производства подпадают под «льготу»?

Респонденты, которые обязаны представить в РУП «Бел НИЦ «Экология» (местонахождение: г. Минск, ул. Якубова, 76) отчет об отходах производства, названы в п. 1 Указаний № 103.

Помимо этого, указанная норма содержит следующее исключение: респонденты, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год, отчет не представляют.

Сравнение новой и предыдущей нормы (часть первая п. 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением Белстата от 19.09.2013 № 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению; далее – постановление № 208 и Указания № 208) показывает, что слова «отходы упаковки незагрязненные» заменены словами «отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные».

То есть, исходя из определения понятия «упаковка», отходами упаковки по правилам постановления № 208 могли быть незагрязненные бумажные, картонные, полимерные, стеклянные отходы.

По новым правилам, начиная с отчета за 2018 г., в условии «льготы» указаны только отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные.

Справочно: упаковка – изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции, а упаковочный материал – материал, предназначенный для изготовления упаковки (ст. 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)).

Наименования и коды отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор отходов).

В соответствии с Классификатором отходов отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные могут быть представлены только следующими позициями:

– отходы упаковочной бумаги незагрязненные (код 1870604);

– отходы упаковочного картона незагрязненные (код 1870605);

– отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные (код 1870606).

Из п. 5 Указаний № 103 следует, что для целей составления отчета отходы производства указываются в нем только в соответствии с наименованиями отходов и кодами отходов согласно Классификатору отходов. Поэтому и условие «льготы» должно рассматриваться исходя из наименований отходов и кодов отходов в соответствии с Классификатором отходов.

«Переведем» условие «льготы», используя коды отходов согласно Классификатору отходов.

Получаем, что отчет не представляется респондентом, если у него образуются 50 и менее тонн в год отходов со следующими кодами: 9120400, 1870601, 1870604, 1870605, 1870606, 3532604, 3532607, 3532603.

 

Ошибки прошлых лет, которые не следует повторять при заполнении отчета об отходах за 2018 год

В первую очередь это ошибки, допускаемые при применении «льготы».

Респондентам необходимо помнить, что:

1) «льгота» распространяется только на организации, у которых названные отходы образуются в результате их деятельности.

То есть если организация принимает от сторонних организаций отходы в собственность, то независимо от количества и от номенклатуры образующихся у нее отходов, организация обязана представлять отчет;

2) перечень отходов, которые указаны в «льготе», является закрытым.

Если у организации образовались другие отходы, то организация обязана представлять отчет. Например, организация обязана представлять отчет, если кроме отходов, перечисленных в условиях «льготы», дополнительно образовались (в любой количестве и сочетании):

– свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные с неслитым электролитом (код 3532201);

– изношенные шины с металлокордом (код 5750201);

– уличный и дворовый смет (код 9120500);

– любые другие отходы.

Еще одна распространенная ошибка, допускаемая  при заполнении отчета, связана с отражением в нем передачи отходов на захоронение.

На практике существует 2 типа договорных отношений, в соответствии с которыми отходы (например, отходы с кодом 9120400) могут быть переданы на захоронение:

1) договоры услуг захоронения отходов;

2) договоры отчуждения (передачи в собственность) отходов с целью последующего захоронения.

Первый договор может быть заключен собственником отходов производства только с лицензиатом (владельцем объекта захоронения отходов) и при условии, что собственником отходов производства, подлежащих передаче на захоронение, получено в территориальных органах Минприроды разрешение на хранение и захоронение отходов производства (кроме случая, когда разрешение не требуется).

Второй договор основывается на п. 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» и заключается собственником отходов производства с так называемой организацией-посредником. В этой схеме договорных отношений уже новому собственнику отходов необходимо иметь договор с лицензиатом и получить разрешение на хранение и захоронение отходов производства.

При заполнении табл. 1 отчета 2 рассмотренных способа передачи отходов на захоронение отражаются по-разному (см. таблицу).

По договорам услуг захоронения отходов

По договорам отчуждения отходов

Передача отходов на захоронение отражается в гр. 14, 15, 16 табл. 1 отчета об отходах производства.

При этом гр. 6 и 7 «передано (реализовано) организациям» табл. 1 отчета не заполняются

Передача отходов на захоронение отражается только в гр. 6 и 7 табл. 1 отчета об отходах производства.

Соответственно гр. 14, 15, 16 табл. 1 отчета не заполняются

Более подробно на эту тему см. «ГБ», 2019, № 2, с. 26.

Александр Гнедов, эколог

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup