Когда в организации есть транспорт, то перед бухгалтером встает вопрос учета автомобильных шин. В материале автор рассмотрит варианты учета в зависимости от способа их приобретения.
Для быстрого перехода:
Порядок учета приобретения шин:
Порядок учета шин при сезонной замене:
- Вариант 1. Шины могут быть списаны со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки.
- Вариант 2. Шины, снятые при сезонной замене, приходуются на склад по стоимости недопробега.
Автомобильные шины могут приобретаться как вместе с автомобилем, так и отдельно.
Рассмотрим каждый вариант по отдельности.
Вариант 1. Шины приобретены вместе с транспортным средством (далее – ТС).
При постановке на учет транспортного средства стоимость автомобильных шин на счетах бухгалтерского учета отдельно не отражается. Шины входят в комплектацию ТС и включаются в его первоначальную стоимость. Это касается и запасных шин.
Несмотря на то что шины приобретались вместе с автомобилем, на каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы.
В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде. Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд (подп. 9.1 технического кодекса установившейся практики ТКП 299-2011 «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденного приказом Минтранса Республики Беларусь от 21.03.2011 № 149-Ц; далее – ТКП 299-2011).
Справочно: форма карточки учета работы автомобильной шины установлена в приложении Л к ТКП.
В организациях, которые воспользовались правом не вести карточки учета работы шин, должно быть назначено лицо, ответственное за учет работы шин, а также сформирована комиссия по их учету и списанию (часть третья подп. 9.1 п. 9 ТКП 299-2011).
Вариант 2. Шины приобретены отдельно.
В бухгалтерском учете шины, приобретаемые отдельно от транспортных средств, а также находящиеся в запасе и обороте, учитываются на счете 10 «Материалы» (субсчет 10-5 «Запасные части») (п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; далее – Инструкция № 50).
Приобретение автомобильных шин и их установка на транспортное средство отражаются в бухгалтерском учете записями (см. табл. 1):
Таблица 1
Дебет |
Кредит |
Содержание операции |
При приобретение шин |
||
10-5 |
60 |
Оприходованы автомобильные шины |
18 |
60 |
На сумму предъявленного поставщиком НДС |
68-2 |
18 |
Принят к вычету НДС |
10-5 |
20 |
Включены расходы по доставке шин собственным транспортом организации |
Если шины установлены на станции технического обслуживания автомобилей (далее – СТО) |
||
10-7 |
10-5 |
Переданы на СТО шины для установки |
20, 26, 44 и др. |
10-7 |
Списана на затраты стоимость установленных шин |
20, 26, 44 и др. |
60 |
Списаны на затраты услуги СТО по установке шин |
18 |
60 |
На сумму НДС по услугам СТО |
68-2 |
18 |
Принят к вычету НДС |
Если шины установлены собственными силами |
||
20, 26, 44 и др. |
10-7 |
Списана на затраты стоимость шин в момент их установки |
Организации, эксплуатирующие транспортные средства круглогодично, должны производить сезонную замену шин. Законодательством не предусмотрен порядок учета при сезонной замене шин, поэтому организация разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.
Рассмотрим несколько вариантов такого учета.
1) Шины могут быть списаны со склада в эксплуатацию единовременно в момент установки.
При таком варианте нет необходимости в дальнейшем корректировать их стоимость при сезонной смене. Если организация выбрала такой вариант учета, то снятые шины при сезонной замене учитываются только в количественном выражении.
В дальнейшем, если организация несет расходы по сезонной замене автомобильных шин, то они включаются в состав затрат по производству в том периоде, в котором произведена их замена (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
2) Шины, снятые при сезонной замене, приходуются на склад по стоимости недопробега.
Указанная стоимость рассчитывается на основании данных карточек учета работы автомобильных шин с учетом применения норм эксплуатационного пробега.
Пример. Сезонная замена шин
Организация в апреле установила на автомобиль комплект новых летних шин. Стоимость одной шины – 230,00 руб. Эксплуатационная норма пробега составляет 56 000 км. К моменту сезонной замены шин пробег летних шин составил 11 200 км.
Определим стоимость недопробега шины к моменту сезонной замены в нашей ситуации:
184,00 руб. (230 / 56 000 × (56 000 – 11 200)).
Порядок отражения в бухгалтерском учете будет следующий (см. табл. 2):
Таблица 2
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. коп. |
Содержание операции |
20, 26, 44 и др. |
10-5 |
920,00 (230,00 × 4 шт.) |
Списана стоимость новых летних шин при установке на автомобиль (в апреле 2020 г.) |
10-5 |
20, 26, 44 и др. |
736,00 (184,00 × 4 шт.) |
Оприходованы летние шины на склад при сезонной смене на зимнюю резину |
Обратите внимание, что в примере для расчета недопробега используется эксплуатационная норма пробега.
Разберемся, как и для чего она устанавливается.
Эксплуатационные нормы пробега шин предназначены для планирования потребности транспортных предприятий в шинах, осуществления режима экономии и рационального использования материальных ресурсов, определения уровня тарифов и обеспечения расчетов по налогообложению предприятий (подп. 10.1 ТКП 299-2011).
Эксплуатационные нормы и временные эксплуатационное нормы пробега определяются и утверждаются предприятием, владельцем транспортного средства в соответствии с методикой, указанной в приложении М к ТКП 299-2011. При необходимости можно воспользоваться услугами специализированной организации.
Рекомендуемый срок эксплуатации автомобильных шин, за исключением восстановленных шин и шин с регулируемым давлением, – до 7 лет с даты изготовления.
Если отсутствуют утвержденные эксплуатационные нормы пробега или нет возможности их разработки, то в этом случае разрабатываются и применяются временные эксплуатационные нормы пробега согласно методике приложения М к ТКП 299-2011.
Временная эксплуатационная норма пробега действует в течение 24 месяцев со дня ее утверждения.
После окончания действия временной эксплуатационной нормы пробега допускается повторное ее установление по методике приложения М к ТКП 299-2011 (подп. 10.2 п. 10 ТКП 299-2011).