В настоящее время в республике применяется 2 вида цен: свободные и регулируемые. При формировании регулируемых цен необходимо учитывать ограничения, установленные государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов). Эти ограничения могут выражаться в виде предельной цены, определенного уровня рентабельности, предельного размера торговой надбавки и др. Для свободных цен таких ограничений не предусмотрено.
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Совет Министров и государственные органы (организации), приведен в приложении 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72). Постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111 утверждена Инструкцияо порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов). Документа, определяющего порядок формирования свободных цен, нет.
Отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги), как регулируемые, так и свободные, производитель определяет на основе плановых затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, соответствующей доли прибыли.
Формировать цены имеют право производители товаров работ и услуг и их импортеры. Торговые организации, осуществляющие оптовую и (или) розничную торговлю, цены не формируют – они применяют к ценам, сформированным производителем или импортером, оптовые и торговые надбавки.
Производители, а также импортеры, т.е. организации, которым предоставлено право формировать цены, при реализации товаров (оказании услуг) могут предоставлять покупателям (заказчикам) скидки с отпускных цен (тарифов). Причем скидки могут предоставляться при применении как свободных, так и регулируемых цен.
Изменение фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), определенных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), не допускаются.
Данную норму следует учитывать при предоставлении скидок при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам.
Торговая скидка – это скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка (подп. 3.7.7 СТБ 1393-2003).
Фактически скидкой является сумма, на которую производитель или импортер снижают цену (тариф) на товары (работы, услуги) для покупателя (заказчика).
В практической деятельности имеют место различные виды скидок:
· скидки в соответствии с условиями договора;
· оптовые скидки;
· бонусы (премии).