Утилизационный сбор в 2022 году

Утилизационный сбор – обязательный разовый платеж за вывоз и переработку старого, нерабочего транспортного средства, взимаемый таможенными органами при ввозе нового транспортного средства на территорию РБ, независимо от того, из какой страны транспорт ввозится.

 

Содержание:

  1. Плательщики утилизационного сбора
  2. Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
  3. Размеры ставок и расчет утилизационного сбора
  4. Сроки уплаты утилизационного сбора

 

Плательщики утилизационного сбор

 

Уплата утилизационного сбора касается как физических, так и юридических лиц, которые ввозят на территорию Республики Беларусь транспортные средства. Или произвели (изготовили) транспортное средство на территории РБ и осуществили его отчуждение, либо используют это средство для собственных нужд.

Исключением являются: беженцы, иностранные подданные, работники консульств и дипломатических структур, некоторые представители международного значения. Далее, собранные средства государством, направляются на утилизацию старых неэксплуатируемых автомобилей.

Сбор взимается со следующих лиц:

·         Организации

·         Индивидуальные предприниматели

·         Предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения

·         Физические лица

 

Виды и категории транспорта, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор

 

Объектом обложения утилизационным сбором признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое производителем (изготовителем) для собственных нужд;

2. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки производитель (изготовитель) в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);

3. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпускаемое (выпущенное) в свободное обращение;

4. ввозимое (ввезенное) в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

5. ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

 

Объектом обложения утилизационным сбором в Республике Беларусь не признается транспортное средство:

1. произведенное (изготовленное) на территории Республики Беларусь и отчуждаемое производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь;

2. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее зарегистрированного в Республике Беларусь.

Для целей настоящей главы под переоборудованным транспортным средством понимается транспортное средство, в конструкцию которого внесены не предусмотренные нормативно-технической документацией производителя (изготовителя) изменения весовых, габаритных и иных параметров и которому при этом юридическим лицом Республики Беларусь в установленном законодательством порядке присвоен идентификационный номер (VIN);

3. переоборудованное на территории Республики Беларусь на базе транспортного средства, ранее ввезенного на территорию Республики Беларусь, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством;

4. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, если в отношении такого шасси в Республике Беларусь уплачен утилизационный сбор;

5. достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси и отгружаемое (передаваемое) производителем (изготовителем) за пределы Республики Беларусь заказчику, местом нахождения (местом жительства) которого не является Республика Беларусь, либо отчуждаемое за пределы Республики Беларусь заказчиком, местом нахождения (местом жительства) которого является территория Республики Беларусь;

6. зарегистрированное до 1 марта 2014 года на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

4.7. выпущенное в свободное обращение либо помещенное под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до 1 марта 2014 года.

С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.20 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2019 года № 437», где был уточнен перечень видов и категорий транспортных средств, которые являются объектами обложения утилизационным сбором, а также ставок утилизационного сбора.

Взимается утилизационный сбор со следующих категорий автомобилей:

·         Легковые автомобили для личного пользования;

·         Автобусы;

·         Автомобили с электрическим двигателем;

·         Транспорт повышенной проходимости;

·         Машины, оборудованные гибридной силовой установкой;

·         Грузовики, самосвалы, фургону, рефрижераторные фуры;

·         Прицепы (полуприцепы) категории O4

От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства:

1. ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь в качестве иностранной безвозмездной или международной технической помощи;

2. ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями, их представительствами и органами либо для личного пользования сотрудниками таких представительств, учреждений, организаций и образований, их представительств и органов и членами их семей, если они не проживают в Республике Беларусь постоянно и не являются гражданами Республики Беларусь;

3. произведенные (изготовленные) на территории Республики Беларусь организациями, принявшими на себя в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь, обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением отчужденных за пределы Республики Беларусь и впоследствии ввозимых (ввезенных) в Республику Беларусь;

4. ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;

5. ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и обращенные в собственность (доход) государства в соответствии с законодательством, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;

6. ввозимые (ввезенные) в Республику Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

7. предназначенные для использования в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности, Службой безопасности Президента Республики Беларусь, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом, Министерством внутренних дел, Следственным комитетом, Государственным комитетом судебных экспертиз, Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля, Министерством по чрезвычайным ситуациям, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, Государственным таможенным комитетом, за исключением транспортных средств, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен в установленном порядке;

8. задержанные таможенными органами при проведении таможенного контроля и не востребованные в сроки, установленные законодательством;

9. в иных случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

С 1 января 2022 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 03.02.2022 № 29 «О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов»  который освобождает от уплаты утилизационного сбора ввозимые на территорию Беларуси грузовые автомобили экологического класса 6, с момента выпуска которых прошло не более года.

Под указанную льготу подпадают тягачи седельные с полной массой свыше 12 тонн, но не более 50 тонн и моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой более 20 тонн, но не более 50 тонн.

Экологический класс ввозимых транспортных средств подтверждается соответствующей записью в сертификате соответствия или в одобрении типа транспортного средства, выданных согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

 

Размеры ставок  и расчет утилизационного сбора

 

Новой редакцией постановления ставки утилизационного сбора установлены в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло:

·               Не более 3 лет;

·               От 3 до 7 лет;

·               Более 7 лет

Документом также установлены ставки для таких категорий транспортных средств как грузовые автомобили, самосвалы, предназначенные для работы в условиях бездорожья, автобусы, прицепы и полуприцепы.

Ставки для физических лиц на утилизационный сбор от 01.01.2022 для легковых авто, ввозимые для личного пользования:

Дата выпуска автомобиля

Ставка для легкового автомобиля для физлиц

Не более 3 лет

544,5 BYN

Старше 3 и не старше 7 лет

816,7 BYN

Старше 7 лет

1225,1 BYN

 

Ставки утилизационного сбора от 01.01.2022 года  для ИП и организаций можно ознакомиться и скачать на Национальном интернет-портале РБ

Величина и расчет утилизационного сбора зависит от некоторых факторов:

·         Возраст транспортного средства;

·         Категория ТС (транспортное средство);

·         Назначение ТС;

·         Категория плательщика (ИП, физлицо, юрлицо);

·         Объем двигателя

В частности для физических лиц единственным фактором, который влияет на размер утилизационного сбора, является возраст машины.

Утилизационный сбор исчисляется исходя из налоговой базы  (единицы  транспортного средства) и ставки утилизационного сбора по каждой единице транспортного средства, в отношении которого у плательщика возник в налоговом периоде объект обложения утилизационным сбором.

 

Сроки уплаты утилизационного сбора

 

Утилизационный сбор уплачивается однократно за каждое транспортное средство в следующие сроки:

1. не позднее двух рабочих дней, следующих за днем отгрузки (передачи) транспортного средства, произведенных или достроенных на территории РБ.

При этом днем отгрузки (передачи) транспортного средства признается:

  • при отгрузке (передаче) транспортного средства покупателю (получателю, перевозчику), заказчику – дата отгрузки (передачи) транспортного средства;
  • в иных случаях – дата оформления производителем (изготовителем) документа, подтверждающего производство (изготовление) транспортного средства в Республике Беларусь.

Платежная инструкция на уплату утилизационного сбора оформляется по каждому транспортному средству, и заверяется отметкой банка, подтверждающей его уплату.

2. до выпуска транспортного средства,  ввезенного в РБ для личного пользования, в свободное обращение или помещения транспортного средства, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

3. до государственной регистрации в соответствии с законодательством транспортного средства, если утилизационный сбор уплачивается:

  • в отношении транспортного средства, ввезенного в РБ с территорий государств – членов ЕАЭС и подлежащее государственной регистрации на территории плательщиком (организацией или физическим лицом), приобретающим в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление транспортное средство ввезенное ранее в РБ, в отношении которого утилизационный сбор не был уплачен при ввозе.
Поделиться статьей:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup