Увеличен срок, в течение которого можно обратиться за продлением
В прежней формулировке п. 4 Инструкции содержал следующую норму: "…если в соответствии с условиями заключенного внешнеторгового договора либо в ходе исполнения обязательств по внешнеторговому договору предполагается превышение срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством, резидент обязан получить разрешение на продление срока завершения внешнеторговой операции". Теперь фраза "обязан получить разрешение" заменена на "обязан обратиться за получением разрешения". Это изменение представляется достаточно важным: обратиться за разрешением можно и на 89-й (59-й) день завершения внешнеторговой операции по экспорту (импорту), а получить его и на 104-й (74-й) день соответственно. Таким образом, 15-дневный или более длительный срок рассмотрения заявления Нацбанком (пп. 15–16 Инструкции № 52) теперь может выходить за пределы сроков завершения внешнеторговых операций.
Изменения, внесенные в п. 4 постановления № 52, нашли свое отражение также и в новой редакции п. 5 Инструкции. Ранее было различие между двумя ситуациями:
а) срок превышения предусмотрен договором (т.е. планируется);
б) превышение предполагается в ходе фактической реализации внешнеторговой операции (т.е. возникает спонтанно).
В первом случае резидент был обязан получить разрешение в течение 10 рабочих дней с даты начала внешнеторговой операции, во втором – до истечения срока завершения, установленного Указом Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178).
Теперь п. 5 изложен в следующей редакции: "В случае если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением".
Произошедшие изменения смягчают требования к резидентам-экспортерам (импортерам), которым сейчас нет надобности обращаться за разрешением только для "подстраховки" в случае возможного нарушения сроков со стороны контрагента-нерезидента.
Несколько повышены требования к заявителям-резидентам: ранее они несли ответственность только за достоверность представленных документов (копий), теперь еще отвечают и за правильность их оформления (заполнения).
Изменения коснулись порядка оформления разрешений
Изменен порядок оформления разрешений. Ранее их подписывали Председатель Правления Нацбанка либо его заместитель, направляющий деятельность главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка. Теперь разрешения, выдаваемые главным управлением (ГУ) валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка* на продление сроков завершения внешнеторговых операций, не превышающих 365 календарных дней, подписывает начальник Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка. Разрешения на продление таких сроков, превышающих 365 дней, как и ранее, подписывают Председатель Правления Нацбанка либо его заместитель, направляющий деятельность ГУ валютного регулирования и валютного контроля. Одновременно исключено право заместителя Председателя Правления Нацбанка, направляющего деятельность ГУ валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка, либо начальника ГУ валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка давать за своей подписью разъяснения по поводу применения Инструкции.
__________________________
* Такие разрешения могут быть выданы: а) если срок с даты отгрузки при экспорте превышает установленный законодательством более чем на 90 дней либо с даты платежа при импорте на 60 дней – ГУ валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка; б) если не превышает 90 и 60 дней соответственно – ГУ Нацбанка по области в зависимости от места нахождения резидента (его структурного подразделения) (подп. 4.1 п. 4 Инструкции).
В отдельных случаях Нацбанк обязан отказать в продлении
Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Нацбанком (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров и Нацбанком. Такая формулировка содержится в части второй подп. 1.5 п. 1 Указа № 178. То есть продление сроков является правом, а не обязанностью Нацбанка (его ГУ) даже в случаях, когда выполнены условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Нацбанком (его ГУ по областям) по заявлению резидента (установлены постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 05.11.2011 № 1483/22 "Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций"):
– наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Нацбанком срока завершения внешнеторговой операции;
– завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Нацбанка на продление сроков ее завершения;
– отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства РБ в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Нацбанк;
– соблюдение резидентом требований валютного законодательства РБ при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;
– отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Нацбанк*.
__________________________
* Согласно постановлению № 1483/22 обязательность выполнения одного из указанных условий либо совокупности этих условий определяет Нацбанк в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств.
Постановление № 52 регламентирует только формальные основания отказа в выдаче разрешения. В соответствии с нововведениями наличие одного из формальных оснований, перечисленных в п. 23 Инструкции, превращает отказ из права в обязанность Нацбанка.
Справочно: в п. 23 Инструкции сказано, что ГУ валютного регулирования и валютного контроля (ГУ Нацбанка по области) вправе отказать резиденту в выдаче разрешения в случае:
– представления заявителем ненадлежащим образом оформленных документов и (или) непредставления заявителем документов, необходимых для получения разрешения;
– если на дату подачи заявления внешнеторговая операция фактически реализована и обязательства по ней прекращены;
– если на дату подачи заявления превышен срок завершения внешнеторговой операции, установленный законодательством либо ранее выданным разрешением.
О фактах превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения разрешения будет оповещен КГК
Напомним, что "в случае установления главным управлением валютного регулирования и валютного контроля (главным управлением Национального банка по области) при рассмотрении представленных заявителем документов фактов превышения резидентом срока завершения внешнеторговой операции без получения разрешения в главном управлении валютного регулирования и валютного контроля (главном управлении Национального банка по области) главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) направляет информацию о выявленных нарушениях в соответствующие органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (подп. 2.7 п. 2 постановления № 52).
Перечень представляемых документов увеличен
В перечень документов, представляемых для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения (приложение 3 к Инструкции № 52), внесены следующие изменения (см. таблицу):