Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Письмо МНС Республики Беларусь от 28.05.2018 № 2-2-10/02997 «Как применять налоговые льготы технопаркам и их резидентам?»

МНС Республики Беларусь разъясняет, при каких условиях действуют налоговые льготы, предоставленные Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2018 № 105 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» научно-технологическим паркам и их резидентам.

Министерство по налогам и сборам в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2018 г. № 105 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 105), в рамках выполнения подпункта 2.4 пункта 2 протокола № 1 семинара-совещания от 25 апреля 2018 г. (далее – протокол) относительно применения положений Указа № 105 при налогообложении, разъясняет следующее.

Указом № 105 внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» (далее – Указ № 1). В частности, пунктом 1 Указа № 105, вступающим в силу 15.06.2018 года, научно-технологическим паркам предоставляется право формировать фонды инновационного развития с зачислением средств фондов на специальный счет, открываемый научно-технологическим парком в банке Республики Беларусь и последующим направлением этих средств на цели, оговоренные подпунктом 2.1 Указа № 1 (в редакции, учитывающей изменения, вносимые Указом № 105), и льготированием при налогообложении.

Так, в соответствии с пунктом 2 Указа № 1 (в редакции, учитывающей изменения, вносимые Указом № 105) научно-технологические парки и их резиденты производят отчисления в фонды инновационного развития в размере:

2,5 процента от выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной за отчетный квартал, не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость;

1,5 процента от выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной за отчетный квартал, не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость;

5 процентов от валовой прибыли, признаваемой объектом налогообложения налогом на прибыль за отчетный год, не позднее 22 марта года, следующего за отчетным, – для организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль.

Указанные отчисления производятся от выручки и валовой прибыли, полученных с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г.

Научно-технологические парки и их резиденты освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения, исчисленных за отчетный (налоговый) период, в размере суммы денежных средств, фактически перечисленной ими в этом отчетном (налоговом) периоде в формируемый научно-технологическим парком фонд инновационного развития, но не более 50 процентов суммы соответственно налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения, исчисленных за такой отчетный (налоговый) период.

У научно-технологических парков и их резидентов, являющихся в налоговом периоде плательщиками налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения, сумма денежных средств, перечисленная в фонд инновационного развития, в размере которой применено вышеизложенное освобождение от уплаты одного из этих налогов, не учитывается при применении освобождения от уплаты другого налога.

Денежные средства, образующиеся у научно-технологических парков для формирования фонда инновационного развития, а также средства, получаемые научно-технологическими парками и их резидентами из фондов инновационного развития, при исчислении налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции не включаются в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.

Суммы денежных средств, перечисленных научно-технологическими парками и их резидентами в фонд инновационного развития, не включаются в состав затрат и внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении.

По вопросам применения положений Указа № 105, изложенным в подпункте 2.4 пункта 2 протокола, разъясняем следующее.

По вопросу о необходимости представления плательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое перечисление отчислений в фонд инновационного развития.

Указом № 105 обязанности по представлению в налоговый орган документов, подтверждающих фактическое перечисление научно-технологическими парками и их резидентами отчислений в фонд инновационного развития, не предусмотрено.

В то же время обращаем внимание, что обоснованность применения плательщиком налоговых льгот может устанавливаться в рамках камеральной проверки согласно положениям статьи 70 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс). В случае, если при проведении камеральной проверки плательщиком не представлены по требованию налогового органа документы, подтверждающие право на налоговые льготы, или если согласно представленным документам не подтверждено право на налоговую льготу, налоговый орган исчисляет подлежащие уплате суммы налогов, сборов (пошлин) без учета налоговых льгот, право на которые не подтверждено в установленном порядке.

Таким образом, при представлении в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по налогу на прибыль и налогу при упрощенной системе налогообложения представление документов, подтверждающих фактическое перечисление отчислений в фонд инновационного развития, не требуется. Указанные документы обязательны к представлению по требованию налогового органа в ходе камеральной проверки.

По вопросу о порядке применения налоговых льгот в случае, если отчисления, исчисленные за отчетный (налоговый) период, фактически будут перечисляться в следующем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно положениям подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 1 (в редакции Указа № 105) освобождение от уплаты налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения, исчисленных за отчетный (налоговый) период, производится в той сумме, которая была фактически перечислена в этом отчетном (налоговом) периоде в фонд инновационного развития, но не более 50 процентов суммы этих налогов.

В этой связи льготированию в указанном размере подлежит налог, исчисленный за отчетный (налоговый) период, в котором произведено фактическое перечисление денежных средств в фонд инновационного развития. Данное правило действует также в случае, когда перечисление денежных средств в фонд инновационного развития произведено в более поздние сроки, чем установленные частью пятой подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 1 (в редакции Указа № 105) для перечисления отчислений в фонд инновационного развития.

Исходя из пункта 1 Указа № 105 (с учетом вступления его в силу 15.06.2018) первые отчисления в фонд инновационного развития научно-технологическими парками и их резидентами, являющимися плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН), будут произведены до 22.07.2018.

Принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 290 Кодекса отчетным периодом по налогу при УСН признается календарный месяц либо календарный квартал, в случае, если отчисления в фонд инновационного развития плательщиками налога при УСН фактически перечислены в июле 2018 года, то правом освобождения от уплаты налога при УСН смогут воспользоваться плательщики налога при УСН при представлении налоговой декларации (расчета) по налогу при УСН:

по сроку 20 августа 2018 года, если отчетным периодом признается календарный месяц;

по сроку 20 октября 2018 года, если отчетным периодом признается календарный квартал.

При этом сумма, фактически перечисленная в фонд инновационного развития, отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу при УСН по строке 3 «Сумма налога, от уплаты которого плательщик освобожден» раздела I в размере, не превышающем 50 процентов суммы налога при УСН, отраженной по строке 2 «Сумма налога, исчисленная по расчету, – всего» раздела I.

Справочно. Учитывая, что до вступления в силу Указа № 105 предусмотренное подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 1 (в редакции Указа № 105) освобождение по налогу при УСН за отчетный период (отчетные периоды) 2018 года не производилось, налог при УСН уплачивался в полном объеме. Следовательно, в разделе I налоговой декларации (расчета) по налога при УСН за отчетный период, в котором произведено фактическое перечисление отчислений в фонд инновационного развития, по строке 5 « Сумма налога к уплате (возврату) по расчету» сумма налога при УСН (рассчитанная путем вычитания из показателя строки 2 показателей строки 3 и строки 4) может быть отражена с отрицательным значением. Такая сумма налога при УСН подлежит зачету либо возврату в соответствии со статьей 60 Кодекса.

Научно-технологические парки и их резиденты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, отчисления в фонд инновационного развития от валовой прибыли, полученной с 1 января 2018 года, будут производить по сроку не позднее 22 марта 2019 года. Соответственно освобождение от уплаты налога на прибыль, предусмотренное подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 1 (в редакции Указа № 105), по таким отчислениям организациями может быть применено в отношении налога на прибыль, подлежащего уплате за отчетные (налоговый) периоды 2019 года.

Также обращаем внимание, что плательщики при представлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) за календарный год по налогу при УСН и по налогу на прибыль обязаны заполнить приложение «Сведения о размере и составе использованных льгот» в отношении примененных ими согласно подпункту 2.1 пункта 2 Указа № 1 (в редакции Указа № 105) льгот соответственно по налогу при УСН и налогу на прибыль, исчисленных за этот календарный год.

По вопросу о возникновении оснований для применения налоговых льгот при направлении в банк платежных инструкций на перечисление отчислений в фонд инновационного развития, но отсутствии при этом денежных средств на счете плательщика.

Положениями подпункта 2.1 пункта 2 Указа № 1 (в редакции Указа № 105) предусмотрено, что для целей применения права на освобождение от уплаты налога на прибыль и налога при УСН должно иметь место фактическое перечисление денежных средств в фонд инновационного развития.

При направлении в банк платежных инструкций на перечисление отчислений в фонд инновационного развития, но отсутствии при этом денежных средств на счете плательщика фактическое перечисление средств в фонд инновационного развития также отсутствует, в связи с чем плательщик не вправе воспользоваться налоговыми льготами.

После осуществления фактического перечисления денежных средств плательщик может реализовать свое право на льготу в вышеизложенном порядке.

Доведите данное разъяснение до сведения подведомственных ИМНС и плательщиков.

Заместитель Министра                                                                                Э.А. Селицкая

Письмо опубликовано 24 августа 2018 г. на интернет-портале МНС Республики Беларусь (www.nalog.gov.by).

 

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Приглашаем всех посeтителей сайта получить демо-доступ на три дня ко всем материалам электронного "Главного Бухгалтера" в полном объеме

Получить демо-доступ

У меня есть подписка

Забыли пароль?

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.