Как правильно организовать учет отходов производства в организациях в 2018 году?

19 January 2018

«Прямая линия» по указанной теме прошла 9 января 2018 г. Гостем редакции журнала «Главный Бухгалтер» был Михалевич Руслан Васильевич, начальник Главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Республики Беларусь.

Предлагаем вниманию читателей ответы на вопросы, поступившие в ходе «Прямой линии».

Организация планирует разработать инструкцию по обращению с отходами производства.

Какой срок действия этой инструкции?

5 лет.

Разработанную и утвержденную инструкцию по обращению с отходами производства надо согласовать с соответствующим территориальным органом Минприроды.

После согласования инструкция действует в течение 5 лет. Данный срок исчисляется с даты, указанной в грифе согласования инструкции по обращению с отходами производства (п. 7 Положения о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами»; далее – Положение № 1104).

Как правило, этот гриф указывается на титульном листе инструкции по обращению с отходами производства и включает:

– слово «СОГЛАСОВАНО»;

– наименование органа согласования;

– должность лица, с которым согласовывается инструкция, его подпись и ее расшифровку;

– дату.

Гриф заверяется печатью органа согласования (территориального органа Минприроды).

Считаем необходимым обратить внимание организации на более важный для нее в настоящее время момент: она обязана представить разработанную инструкцию по обращению с отходами производства для согласования в течение 60 дней со дня ее государственной регистрации.

От редакции:

Нарушение данного срока влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (далее – БВ), на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 1 000 БВ (ч. 2 ст. 15.63 КоАП).

Эти штрафы не применяются в случаях нарушения требований законодательства об обращении с отходами в части выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

При невыполнении указанной обязанности на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо налагается штраф в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов (ч. 1 ст. 15.63 КоАП).

Надо ли организации по истечении 5-летнего срока утверждать новую инструкцию или происходит пролонгация «старой» инструкции?

Надо утверждать и согласовывать новую инструкцию.

Как мы уже отмечали выше, срок действия инструкции – 5 лет. То есть по истечении указанного срока пролонгация действующей инструкции не происходит. Организации необходимо разработать и утвердить новую инструкцию по обращению с отходами производства, а затем представить ее для согласования в территориальный орган Минприроды. Причем сделать это надо за месяц до истечения срока действия «старой» инструкции.

Данная обязанность вытекает из норм, определенных:

– подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона № 271-З*. Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

_________________
* Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 271-З).

– п. 7 Инструкции № 45*. Разработанная и утвержденная инструкция по обращению с отходами производства согласовывается соответствующим территориальным органом Минприроды в порядке, установленном Положением № 1104;

_________________
* Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).

– п. 8 Положения № 1104. В случае истечения срока действия «старой» инструкции по обращению с отходами производства (5 лет со дня согласования) заявитель должен не позднее чем за 1 месяц до истечения этого срока обратиться в территориальный орган Минприроды для согласования новой инструкции |*|.

* Рекомендации о том, как следует организовать учет отходов производства в организации, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2017-43-32

Справочно: инструкцию согласовывают территориальные органы Минприроды по месту выдачи разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Если в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, согласование инструкций производится по месту осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства (п. 2 Положения № 1104).

Для согласования инструкции необходимо представить документы, предусмотренные в п. 6.26 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Из абз. 8 п. 2 ст. 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) следует, что не облагается экологическим налогом захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год.

Как действует эта льгота?

Для ее применения руководствуйтесь непосредственно наименованием отходов.

Норма НК, указанная в вопросе, действует в отношении конкретного наименования отхода, указанного в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов), – «отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения» (код отхода 9120400) |*|.

* Вопрос о применении льготы по отходам производства, подобным отходам жизнедеятельности населения, доступен для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2016-35-22

Рассмотрим применение этой льготы на примере.

Пример. Варианты применения льготы, определенной абз. 8 п. 2 ст. 205 НК

Вариант 1. У организации «А» образуются:

– отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код отхода 9120400), – 10 т в год;

– уличный и дворовый смет (код отхода 9120500) – 5 т в год;

– опилки древесные, загрязненные минеральными маслами (содержание масел – 15 % и более) (код отхода 1721102), – 1 т в год.

Общий объем отходов производства, подлежащих захоронению, составляет 16 т (10 + 5 + 1). Данное количество менее заявленного в НК предела (более 50 т).

Таким образом, организация «А» освобождается от уплаты экологического налога за захоронение отходов производства, соответствующих наименованию «отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения» (код отхода 9120400), в количестве 10 т.

Вариант 2. У организации «А» образуются:

– отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код отхода 9120400), – 10 т в год;

– иные отходы производства – 45 т в год.

Общий объем отходов производства, подлежащих захоронению, составляет 55 т (10 + 45). Данное количество более заявленного НК предела (более 50 т).

В случае захоронения отходов производства общим объемом более 50 т в год освобождение от уплаты экологического налога за захоронение отходов производства, соответствующих наименованию «отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения» (код отхода 9120400), НК не предусмотрено.

Во втором варианте организация не вправе применить льготу в отношении 10 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код отхода 9120400).

Справочно: некоторые организации путают отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, с отходами жизнедеятельности населения, классифицируемыми кодом 9120100. Первые отходы являются отходами производства, вторые – отходами потребления (это отходы товаров и отходы упаковки).

Можно ли для применения льготы, предусмотренной абз. 8 п. 2 ст. 205 НК, включать в общий объем отходов, подлежащих захоронению, отходы товаров и отходы упаковки?

Нельзя. Такие отходы не подлежат захоронению и не облагаются экологическим налогом.

Требования к обращению с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров, и отходами упаковки, а также перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления».

Указ регламентирует сбор отходов товаров и отходов упаковки, которые являются отходами потребления и должны передаваться на использование и (или) обезвреживание. То есть законодательство об обращении с отходами не допускает в отношении таких отходов их захоронение. Кроме того, такие отходы не признаются объектами налогообложения, указанными в ст. 205 НК.

Соответственно организация для применения льготы, определенной абз. 8 п. 2 ст. 205 НК, не вправе включать отходы товаров и отходы упаковки в общий объем отходов производства, подлежащих захоронению.

Справочно: захоронение отходов – изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования.

Использование отходов – применение отходов для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг.

Обезвреживание отходов – деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в т.ч. приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием.

Отходы упаковки – отходы полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь для постоянного размещения (пп. 4, 6, 12, 21-1 ст. 1 Закона № 271-З).

Экологическим налогом не облагается хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания таких отходов и (или) объекты по использованию таких отходов.

Что это за величина – одна транспортная единица, в чем она измеряется и в каком разделе инструкции по обращению с отходами производства она указывается?

Измеряется в тоннах. Указывается в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения».

Одной транспортной единицей непосредственно является «допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов».

Единицей измерения одной транспортной единицы является тонна, поскольку ставки экологического налога за хранение отходов производства, указанные в п. 2 приложения 8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее – НК), применяются в отношении 1 т отходов.

Допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки на объекты захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (одна транспортная единица), и обоснование этого количества и (или) периодичность вывоза отходов производства и обоснование установления такой периодичности указываются в приложении «Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения» к инструкции по обращению с отходами производства (часть первая п. 20 Инструкции № 45*).
__________________________
* Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).

От редакции:

Часто при согласовании инструкции по обращению с отходами производства в территориальных органах Минприроды возникает спор о значении показателя «одна транспортная единица» и обосновании этого количества отходов, так как заявляемое значение может не отражать действительность. Существует мнение, что в качестве обоснования «одной транспортной единицы» должен быть использован какой-то реальный транспорт. Но это не так. В п. 20 Инструкции № 45 нет ссылки на транспорт, а указано, что делается расчет-обоснование этого показателя. Что будет окончательно принято в качестве обоснования количества отходов, необходимого для перевозки одной транспортной единицей |*|, зависит от согласующего инструкцию территориального органа Минприроды.

* Способы определения фактического объема отходов организациями-арендаторами доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2017-29-17

Что будет, если организация не укажет в инструкции по обращению с отходами производства сведения об одной транспортной единице?

Инструкция не пройдет согласование.

Включение в инструкцию по обращению с отходами производства сведений (информации) об одной транспортной единице обязательно.

Если организация не укажет эти сведения, то такая инструкция будет считаться разработанной с нарушением требований законодательства об обращении с отходами (в частности, Инструкции № 45) и не будет согласована территориальным органом Минприроды.

От редакции:

Для обоснования одной транспортной единицы можно использовать:

– расчетный объем образования отходов за определенный период и предлагаемую периодичность их вывоза;

– вместимость места временного хранения отходов (например, объем контейнеров);

– расчетный объем загрузки отходов в транспорт и т.д.

Показатель «одна транспортная единица» необходимо устанавливать в инструкции по каждому наименованию отходов, подлежащих вывозу, или по видам отходов, исходя из степени и класса опасности отходов.

Организация открыла в Минском районе 3 филиала.

Надо ли на филиалы оформлять инструкции по обращению с отходами?

На усмотрение организации.

Инструкция по обращению с отходами производства разрабатывается и утверждается для организации в целом и (или) для каждого обособленного подразделения организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п. 4 Инструкции № 45).

Как видим, приведенная норма дает организации право выбора.

Это означает, что решение о разработке инструкций для филиалов должна принять сама организация.

То есть отсутствие у филиалов таких инструкций не является нарушением природоохранного законодательства.

Справочно: филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства. Он не является юридическим лицом:

– и наделяется имуществом юридического лица, создавшего его;

– действует на основании положения, утвержденного юрлицом;

– должен быть указан в уставе создавшего его юридического лица.

Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Организация планирует в своих магазинах открыть кафе быстрого питания (бистро).

1. Надо ли ей утверждать новую инструкцию по обращению с отходами?

Надо.

У организации, планирующей открыть в магазинах объекты общественного питания (бистро), появятся новые отходы в виде остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.

А изменение перечня образующихся отходов (причем вне зависимости от его уменьшения или увеличения) влечет необходимость разработки, утверждения и последующего согласования инструкции по обращению с отходами производства.

Данные изменения должны быть отражены в приложении «Образующиеся отходы производства» к инструкции (п. 17 Инструкции № 45).

Кроме того, изменение перечня образующихся отходов может повлечь:

– изменение условий и мест хранения отходов производства;

– изменение перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение.

В таких случаях организация также обязана взамен действующей инструкции разработать, утвердить и согласовать новую инструкцию по обращению с отходами производства (п. 21 Инструкции № 45).

2. Организация должна разработать новую инструкцию до начала деятельности бистро или после того, как они заработают и станет понятно, изменится ли в организации перечень отходов?

После того как станут известны изменения в перечне отходов.

Сроки разработки новой инструкции по обращению с отходами производства и обращения в соответствующий территориальный орган Минприроды для ее согласования составляют 60 дней при наступлении:

– изменения перечня образующихся видов отходов производства и (или) изменения порядка обращения с ними, произошедшего в случае строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства юридического лица;

– изменения перечня отходов производства, которые направляются на хранение, использование, обезвреживание и (или) захоронение;

– изменения условий и мест хранения отходов производства.

Справочно: полный перечень случаев, требующих разработки новой инструкции по обращению с отходами производства, содержится в п. 21 Инструкции № 45.

3. Вправе ли организация при разработке новой инструкции по обращению с отходами производства применить норму п. 20-1 Инструкции № 45?

Вправе, если у нее образуются только коммунальные отходы.

Указанная в вопросе норма Инструкции № 45 позволяет организациям, осуществляющим обращение только с отходами производства, включенными в перечень коммунальных отходов, утвержденный постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 30.11.2001 № 21, не включать в инструкцию по обращению с отходами:

– разделы: «Образование отходов производства», «Использование и обезвреживание отходов производства», «Захоронение отходов производства», «Перевозка отходов производства»;

– приложение «Карта-схема источников образования отходов производства»;

– порядок сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства и порядок проведения инвентаризации отходов производства раздела «Учет отходов производства» (п. 20-1 Инструкции № 45).

Как правило, в сфере торговли и общепита образуются коммунальные отходы.

Следовательно, организация может при соблюдении условия, указанного в п. 20-1 Инструкции № 45, не включать в разрабатываемую инструкцию перечисленные разделы и приложение.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup