Что надо учитывать при осуществлении внешнеторговых операций?

13 May 2016

3 мая 2016 г. в редакции журнала состоялась «Прямая линия», гостем которой был Алексей Владимирович Сидоров, заместитель начальника управления мониторинга внешнеэкономической деятельности Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь.

Предлагаем читателям ознакомиться с ответами на поступившие вопросы.

Организация-импортер по предоплате ввозит товары из Литвы. При поставке в течение 60 дней очередной партии организация обнаружила, что часть продукции является бракованной (брак – 10 % от стоимости ввезенной партии).

Является ли внешнеторговая операция по импорту завершенной либо резидент обязан обеспечить поступление забракованной части продукции в сроки, установленные Указом № 178*?
__________________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).

Является завершенной.

Внешнеторговой операцией является каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора, который должен быть завершен получением товаров (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178). При импорте срок завершения операции – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Фактом, подтверждающим поступление товаров в полном объеме, является помещение товаров под таможенную процедуру, предусмотренную Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), определенную Нацбанком для целей валютного контроля (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).

Декларация на товары является документальным подтверждением поступления товаров независимо от того, что в дальнейшем часть продукции может оказаться бракованной после ее приемки по качеству на складе импортера.

Таким образом, поскольку импортер обеспечил поступление товаров на территорию Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные законодательством, то внешнеторговая операция будет завершена в полном объеме на всю таможенную стоимость продукции.

Выявление отдельных фактов ненадлежащего исполнения обязательств сторонами после выполнения резидентом требований Указа № 178 является деятельностью, находящейся за рамками данного документа. В связи с этим урегулирование вопросов поставки бракованной продукции решается в соответствии с общегражданским законодательством.

Справочно: под таможенными процедурами для целей валютного контроля понимают таможенные процедуры, предусмотренные ст. 202 ТК ТС (всего их 17), за исключением таможенной процедуры транзита и специальной таможенной процедуры (подп. 1.3 п. 1 постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101).

Организация-экспортер осуществляет поставку товаров нерезиденту. В связи с нарушением условия договора о сроках поставки нерезидент в отношении экспортера |*| выставил пени.

* Информация о применении административной ответственности к организации, не обеспечившей поступление экспортной выручки, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Вправе ли стороны произвести зачет встречных однородных требований в рамках одного внешнеторгового договора и будут ли взаимные требования в данном случае считаться однородными?

Вправе.

Экспортная внешнеторговая операция может быть завершена путем неденежного прекращения обязательств способами, определенными постановлением № 548/8* (подп. 1.7 п. 1 Указа № 178).
__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращении обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее –  постановление № 548/8).

Один из таких способов – полный или частичный зачет встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении. При этом данная норма постановления не устанавливает обязательное наличие двух внешнеторговых договоров.

В части однородности требований, вытекающих из рассматриваемого экспортного договора, необходимо отметить, что:

у экспортера возникли денежные требования к нерезиденту за поставленную продукцию;

у нерезидента-покупателя, в свою очередь, возникли денежные требования к экспортеру по этому же договору за просрочку поставки товара.

Поскольку эти требования однородны (денежные) и вытекают из внешнеторгового договора, они могут быть зачтены в соответствии с нормами постановления № 548/8 и Указа № 178 |**|.

** Информация о том, как завершить внешнеторговую операцию путем перевода долга, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Резидент заключил экспортный внешнеторговый договор. В силу невозможности исполнения нерезидентом своих обязательств в сроки, установленные законодательством, резидент обратился в Нацбанк за получением соответствующих разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций. Разрешения были получены. В период действия выданных разрешений экспортером было принято решение об уступке прав требований по внешнеторговому договору за плату другому резиденту, с которым у экспортера нет никаких коммерческих отношений.

1. Правомерна ли такая уступка прав требований? Кому необходимо обеспечить надлежащее завершение экспортных внешнеторговых операций?

Уступка прав требований правомерна. Операции должен завершить новый экспортер.

Поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, которые предусматривают экспорт, осуществляется только на счета экспортеров.

Также при экспорте допускается направление денежных средств нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом.

При этом новый кредитор становится экспортером в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа № 178 (подп. 1.8 п. 1 Указа № 178).

Таким образом, после заключения договора уступки требования между резидентами (первоначальным кредитором и новым кредитором) последний становится новым экспортером, которому необходимо соблюдать порядок и сроки завершения внешнеторговых операций, установленные Указом № 178, а также иные его требования.

2. Необходимо ли вносить изменения в действующие разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций в связи с переменой лиц в обязательстве?

Нет, если срок завершения внешнеторговой операции не превышает срок, установленный ранее полученным разрешением Нацбанка.

Порядок выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций определен нормами Инструкции № 52*.
__________________________
* Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52).

Так, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением. В выдаваемом разрешении |*| устанавливается дата, не позднее которой резидент обязан обеспечить завершение внешнеторговой операции (пп. 5 и 6 Инструкции № 52).

* Информация о получении разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции доступна для подписчиков электронного «ГБ»

В рассматриваемой ситуации резидентом (первоначальный кредитор) были получены разрешения Нацбанка на продление сроков завершения внешнеторговых операций, срок действия которых на момент заключения договора уступки требования не истек. Поскольку нормами Инструкции № 52 не установлено обязательство по внесению изменений в выданное ранее разрешение в случае перемены лица со стороны экспортера, то в рассматриваемой ситуации сроки завершения внешнеторговых операций, установленные разрешениями Нацбанка, выданными первоначальному экспортеру, будут действительны и для нового экспортера.

Однако если после заключения между резидентами договора уступки требования фактический срок завершения внешнеторговых операций будет превышать срок, установленный предыдущими разрешениями Нацбанка, то обязанность в их повторном продлении переходит к новому экспортеру.

Организация согласовала с вышестоящим государственным органом срок завершения внешнеторговой операции по импортному контракту на основании подп. 1.2 п. 1 постановления № 1483/22*.
__________________________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее – постановление № 1483/22).

Надо ли после завершения данной внешнеторговой операции представлять в вышестоящий государственный орган сведения о завершении внешнеторговой операции, аналогичные предусмотренным п. 24 Инструкции № 52?

Не надо.

Указанной нормой Инструкции № 52 определено, что резидент в срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, должен направить в главное управление валютного регулирования и валютного контроля либо главное управление Нацбанка по области, выдавшее разрешение, сведения о завершении внешнеторговой операции согласно приложению 4 к Инструкции № 52.

Поскольку данным пунктом Инструкции № 52 не предусмотрена обязанность представления сведений о завершении внешнеторговых операций по согласованным вышестоящими государственными органами срокам при импорте, то представление таких сведений в орган, осуществивший соответствующее согласование, не требуется.

Организация-резидент заключила экспортный внешнеторговый договор с российским резидентом на поставку товара. Товар отгружен. Нерезидент не оплатил товар. Девяностодневный срок для завершения внешнеторговой операции истекает. Резидент намерен расторгнуть внешнеторговый договор с нерезидентом, товар не возвращать на территорию Республики Беларусь, а заключить новый договор с этим же нерезидентом на поставку товара.

Происходит ли в данном случае завершение внешнеторговой операции?

Не происходит.

При экспорте |*| внешнеторговая операция может быть завершена путем возврата переданных по внешнеторговому договору резидентами товаров, за исключением случая заключения нового внешнеторгового договора с одним нерезидентом (новых внешнеторговых договоров с несколькими нерезидентами в случае невозможности реализации товаров по одному внешнеторговому договору) с последующей реализацией нереализованных по ранее заключенному внешнеторговому договору товаров, отгруженных на экспорт, без их возврата на территорию Республики Беларусь (подп. 1.7 п. 1 Указа № 178).

* Информация о том, как по услугам на экспорт следует произвести обязательную продажу валюты и отразить операции в бухгалтерском и налоговом учете, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Датой завершения внешнеторговой операции в таком случае будет считаться дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров нерезиденту по новому внешнеторговому договору (нерезидентам по новым внешнеторговым договорам) (подп. 1.6.1 п. 1 Указа № 178), а датой отгрузки – дата, указанная в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товаров новому нерезиденту (новым нерезидентам) (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).

Таким образом, исходя из анализа приведенных положений Указа № 178, предусматривающих последующую отгрузку товара только лишь новому нерезиденту (новым нерезидентам), завершение внешнеторговой операции при расторжении внешнеторгового договора с нерезидентом и заключении другого внешнеторгового договора с тем же нерезидентом не произойдет.

Внешнеторговая операция может быть завершена путем признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) (абз. 2 части пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178*).

_________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).

Это должен сделать резидент или неважно, кто признает организацию банкротом, главное – факт банкротства?

Неважно, главное – факт признания нерезидента банкротом.

Для завершения внешнеторговой операции вышеуказанным способом резидент должен располагать копией соответствующего решения судебного органа о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) либо, при отсутствии такового, представить иные документы, подтверждающие факт банкротства. При этом Указом № 178 не установлена обязанность резидента являться непосредственным инициатором такого решения суда в отношении своего должника-нерезидента.

Внимание! Датой завершения внешнеторговой операции будет являться именно дата принятия решения судебного органа о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом), а не дата окончания процедуры его ликвидации, инициируемой после принятия соответствующего судебного решения.

Справочно: аналогично резиденты не обязаны являться непосредственными инициаторами процедуры исключения нерезидента из государственного реестра в случае, если они планируют воспользоваться правом завершения внешнеторговой операции путем исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации, предусмотренным абз. 3 части пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.

В этом случае датой завершения внешнеторговой операции |*| будет считаться дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. Подтверждающими документами в данном случае могут являться выписки из государственных реестров, заверенные уполномоченным органом, либо выписки, распечатанные с официальных сайтов регистрирующих органов.

* Информация о некоторых способах завершения внешнеторговых операций доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Нерезидент (продавец) отказался страховать товар, поставляемый им белорусской организации (покупатель), так как, по его мнению, это должен делать покупатель товара. Обязанность страхования во внешнеторговом контракте не предусмотрена.

1. Кто в данном случае должен был произвести страхование товаров – продавец или покупатель?

Либо продавец, либо покупатель – по договоренности.

В приведенной ситуации страхование товара – не обязанность, а право продавца или покупателя. То есть выбор страхователя товара зависит от договоренностей между партнерами.

С учетом того что продавец отказался страховать товар, это может сделать его покупатель.

2. В каких случаях условие о страховании является обязательным?

Если резидент планирует воспользоваться финансированием в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», то страхование экспортного риска при получении экспортных кредитов с поддержкой государства будет являться обязательным условием.

Условие о страховании также может быть обязательным при получении кредита в банке. При этом условия финансирования банки устанавливают самостоятельно в зависимости от характера проводимой внешнеэкономической сделки, платежеспособности кредитора, его кредитной истории, наличия ликвидного обеспечения и т.д.

Если рассматривать страхование обязательств по внешнеторговому договору с точки зрения законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, то необходимо отметить, что как при экспорте, так и при импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем получения страхового возмещения по договору страхования экспортного (предпринимательского) риска, заключенного между экспортером (импортером) и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией (подп. 1.7 и 1.9 п. 1 Указа № 178).

В таком случае датой завершения внешнеторговой операции будет считаться дата поступления страхового возмещения экспортеру (импортеру). В то же время экспортер вправе получить страховое возмещение не на всю сумму начатой внешнеторговой операции, а за вычетом суммы денежных средств, удерживаемых страховой организацией в виде собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков (абз. 2 подп. 1.4 п. 1 постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101).

3. Можно ли изменить валюту платежа после того, как заключен экспортный/импортный договор (на другую валюту, на белорусские рубли)?

Можно.

Нормы валютного законодательства допускают возможность изменения валюты денежных обязательств по экспорту/импорту на другую валюту либо белорусские рубли.

Так, при совершении валютных операций между резидентом и нерезидентом по экспорту либо импорту изменение валюты |*| обязательств допускается при изменении денежных обязательств:

* Информация о том, как правильно выбрать валюту в расчетах, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

– резидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;

– резидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте;

– нерезидента, выраженных в иностранной валюте, на денежные обязательства, выраженные в белорусских рублях;

– нерезидента, выраженных в белорусских рублях, на денежные обязательства, выраженные в иностранной валюте.

Вышеизложенное определено п. 7 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72.

Белорусская организация осуществила экспортную отгрузку товара в адрес организации – резидента Литвы. По пути следования груз похитили. Литовской полицией по данному факту было возбуждено уголовное дело.

Является ли данное обстоятельство форс-мажорным, позволяющим завершить начатую внешнеторговую операцию по экспорту?

Не является.

Способы завершения внешнеторговых операций при экспорте установлены подп. 1.7 п. 1, а также частью пятой подп. 1.4 п. 1 Указа № 178.

Иных оснований для прекращения внешнеторговой операции по экспорту законодательством, регулирующим порядок осуществления внешнеторговой деятельности, не предусмотрено.

Вместе с тем при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем получения экспортером возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов (абз. 3 подп. 1.7 п. 1 Указа № 178).

Таким образом, в случае хищения товара резиденту следует обеспечить поступление возмещения от перевозчика, ответственного за перевозку товара. Если перевозка товара осуществлялась собственными силами и риск хищения товара лежит на экспортере – ему необходимо продолжить работу с правоохранительными и судебными органами с целью получения возмещения ущерба и принятия всех мер для завершения внешнеторговой операции.

Учитывая, что данный процесс может занять длительный период времени, экспортер в течение 90 дней с даты отгрузки товара (начала внешнеторговой операции) вправе обратиться в Нацбанк за получением разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 |**|.

** Информация о применении административной ответственности к организации, не обеспечившей поступление экспортной выручки, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup