Международные автомобильные перевозки: документальное оформление и таможенные вопросы, связанные с доставкой груза

24 February 2017

22 февраля 2017 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер» состоялась «Прямая линия» по заявленной теме.

Гостем редакции был ведущий специалист управления таможенного транзита Ассоциации «БАМАП» Шатсков Александр Александрович.

Предлагаем вниманию читателей ответы на поступившие вопросы.

Белорусская организация планирует осуществить международную автомобильную перевозку с территории Евросоюза (Польша, Германия, Словения) в Российскую Федерацию.

Можно ли в процессе перевозки перегрузить товар в г. Минске на транспортное средство российского перевозчика?

Можно.

С учетом того что по территории Республики Беларусь и Российской Федерации будут перевозиться иностранные товары (не являющиеся товарами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)), их перевозка по территории ЕАЭС возможна только по процедуре таможенного транзита.

При осуществлении данной процедуры допускаются перегрузка товаров и замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары. Для совершения этих операций необходимо написать заявление и получить разрешение таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая операция.

Если вышеуказанные операции могут быть осуществлены без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей либо если эти пломбы и печати не наложены на товары, то их осуществление допускается только после уведомления таможенного органа в письменной и (или) электронной форме (п. 1 ст. 222 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС)).

Таким образом, перегрузка товаров и замена транспортного средства (если такая замена предусматривает повреждение пломб и печатей) производятся:

– в зонах таможенного контроля, в частности на территории складов временного хранения (далее – СВХ);

– с разрешения таможенного органа.

Решение о выдаче разрешения на совершение грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, принимается таможенным органом не позднее 3 ч с момента регистрации заявления и имеет форму резолюции уполномоченного должностного лица таможенного органа на заявлении, отражающей суть принятого решения.

После перегрузки груза (замены транспортного средства) перевозчик обязан представить в ведомственный пункт таможенного оформления таможенного органа, в зоне деятельности которого производились такие операции, следующие документы:

– транзитную декларацию с отметками таможенного органа отправления о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

– транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие совершение грузовых операций с товарами и (или) замену транспортных средств, перевозящих такие товары.

Может ли российский перевозчик использовать при дальнейшем следовании в Российскую Федерацию СМR-накладную, выписанную польским грузоотправителем?

Может.

Данный порядок регламентирован ст. 35 Конвенции*. Принимая груз от предыдущего перевозчика, российский перевозчик обязан на втором экземпляре СМR-накладной в гр. 17 указать свои данные (наименование перевозчика, юридический адрес). Свидетельством о принятии груза будет выданная российским перевозчиком предыдущему перевозчику рас-писка в получении груза.
__________________________
* Конвенция Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)», принятая в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее – Конвенция).

Справочно: порядок заполнения СМR предусмотрен Инструкцией о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «СМR», утвержденной постановлением Минтранса Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11.

Польский перевозчик в рамках заключенного между польской и белорусской фирмами договора купли-продажи ввез в Республику Беларусь груз. Белорусская фирма после помещения данного груза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления планирует продать его резиденту Российской Федерации.

Может ли польский перевозчик доставить груз резиденту Российской Федерации с использованием СМR-накладной, в которой в гр. 3 «место разгрузки» будет указан юридический адрес российского резидента?

Не может.

Польский перевозчик не сможет доставить груз в Россию, поскольку такая перевозка является внутренней (каботажной) перевозкой и запрещена нормами ТК ТС.

Обоснуем наш ответ.

В рассматриваемом случае имеет место ввоз иностранных товаров в Республику Беларусь для целей помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, последующей перепродажи (в рамках нового внешнеторгового договора) и вывоза за пределы Республики Беларусь на территорию государства – участника ЕАЭС.

При выполнении международной автомобильной перевозки грузов товарного характера за пределы территории Беларуси грузоотправитель (резидент Республики Беларусь) обязан оформить и передать автомобильному перевозчику или его представителю, помимо иных грузосопроводительных документов, первый экземпляр товарной накладной формы ТН-2 (п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970)).

Составление грузоотправителем ТН-2 будет являться началом новой перевозки груза: из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации (страны – члена ЕАЭС).

Использование в такой перевозке транспортного средства международной перевозки (далее – ТСМП), зарегистрированного на территории иностранного государства, будет рассматриваться как каботажная перевозка.

Согласно ст. 344 ТК ТС перевозка грузов с использованием временно ввезенных ТСМП, начинающаяся и завершающаяся на таможенной территории ЕАЭС, не допускается.

Справочно: в гр. 3 СМR-накладной указываются страна и место, предназначенные для доставки груза.

Транспортное предприятие (резидент РФ) планирует доставлять грузы с территории Евросоюза в Республику Беларусь. По распоряжению грузополучателя прибывающий груз будет выгружаться на СВХ, находящийся в зоне деятельности пункта таможенного оформления. На этом же складе данный груз будет помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При этом в гр. 3 СМR-накладной местом разгрузки будет указываться адрес склада получателя груза.

Кто должен при выгрузке груза на СВХ проставлять отметки в гр. 24 «груз получен»: ответственный работник получателя груза или СВХ?

Работник СВХ.

В приведенной ситуации отметки о принятии груза должны проставлять в гр. 24 СМR-накладной ответственные работники СВХ при условии, что в гр. 13 накладной указан таможенный орган, в зоне деятельности которого расположен СВХ.

Обоснуем наш ответ.

Перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулирует Конвенция. Из нее следует, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (ст. 4 Конвенции).

Такой накладной является международная товарно-транспортная накладная «CMR». Она должна содержать инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей (ст. 6 Конвенции).

Инструкции грузоотправителя о таможенной и прочей обработке груза указываются в гр. 13 СМR-накладной.

Взаимоотношения владельца СВХ с лицом, размещающим товары и транспортные средства на СВХ, строятся на договорной основе. Груз выгружается на СВХ с разрешения таможенного органа.

На территории Республики Беларусь в ведомственных пунктах таможенного оформления СВХ функционируют в соответствии с порядком, утвержденным таможенным органом и руководством – держателем такого склада.

Данный документ практически является типовым для всех СВХ. В нем содержатся сведения о порядке принятия груза уполномоченным работником СВХ.

Так, после выгрузки товаров из ТСМП и размещения их в месте хранения сотрудник СВХ обязан:

– внести сведения о товаре в электронную базу данных, на экземплярах СМR-накладной (в гр. 24) указать дату поступления товара на склад, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах и заверить своей подписью и штампом (печатью);

– оформить приемо-сдаточный акт о принятии товаров на ответственное хранение, который должен быть вручен лицу, разместившему товар на СВХ.

Отметим, что таможенное законодательство не запрещает присутствие при выгрузке товаров на СВХ представителей получателя груза.

По договору перевозки белорусское транспортное предприятие обязалось доставить груз (пиломатериалы) с территории Республики Беларусь в адрес резидента Литовской Республики.

Перевозчик принимал груз у грузоотправителя путем пересчета складочного объема пакетов. Ввиду отсутствия весового оборудования взвешивание груза при загрузке не производилось. Согласно сведениям, содержащимся в гр. 11 СМR-накладной, вес брутто груза составлял 20 500 кг.

После подписания СМR-накладной и принятия сопроводительных документов (экземпляров CMR-накладной, товарной накладной формы ТН-2, счета-справки, фитосанитарного сертификата, экземпляра экспортной декларации) транспортное средство с грузом проследовало в пункт пропуска Каменный Лог.

При прохождении весового контроля на стационарной станции взвешивания (пос. Привольный, 21 км автотрассы М-4, трасса Минск – Могилев) было выявлено несоответствие заявленного и фактического веса. Фактический вес груза составил 24 570 кг. В связи с превышением весогабаритных параметров более чем на 10 % грузоподъемности автомобиля водитель транспортного средства привлечен к административной ответственности по ч. 5 ст. 18.14 КоАП (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки грузов).

Может ли транспортное предприятие на данном этапе в одностороннем порядке отказаться от дальнейшей перевозки груза и вернуть его грузоотправителю?

Может.

В изложенной ситуации, по сути, грузоотправитель не выполнил требования законодательства: загрузил автомобиль без применения инструментальных методов определения веса отпускаемых пиломатериалов.

Данный вывод основан на нормах:

п. 21 Правил № 970.

Грузоотправитель должен загружать в автотранспорт груз с учетом соблюдения допустимых весовых и габаритных параметров, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь».

Поскольку со стороны грузоотправителя не были выполнены требования по соблюдению допустимых весовых параметров, подписанная сторонами СМR-накладная не будет считаться фактом принятия груза перевозчиком к автомобильной перевозке;

ст. 44 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».

При приеме к автомобильной перевозке груза товарного характера автомобильный перевозчик обязан проверить правильность оформления транспортных документов, внешнее состояние груза, его упаковку и количество, а при необходимости – и температуру груза. Исключение – случаи, когда соглашением сторон предусмотрено сопровождение груза заказчиком автомобильной перевозки груза.

Поскольку взвесить автотранспортное средство удалось только в пути следования в пункте весогабаритного контроля, перевозчик имеет все законные основания для возврата груза грузоотправителю.

Справочно: если грузоотправитель производил таможенное декларирование отправляемого на экспорт груза, то он как декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации (ст. 189 ТК ТС).

По договору перевозки транспортное средство, принадлежащее белорусской транспортной компании, при осуществлении транзитной перевозки с использованием книжки МДП на территории Казахстана попало в дорожно-транспортное происшествие. В результате груз полностью уничтожен.

В связи с этим перевозчик не смог доставить груз в место назначения в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Потребует ли белорусский таможенный орган уплатить таможенные пошлины, налоги, которые обычно уплачиваются при отсутствии книжки МДП?

Не потребует.

В изложенной ситуации белорусский перевозчик не будет уплачивать таможенные платежи, если:

1) он представит таможенному органу документальное подтверждение факта безвозвратной потери груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

2) белорусский таможенный орган признает данный факт.

Это следует из норм:

– ст. 41 Конвенции МДП*;

________________
* Таможенная конвенция Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвеция МДП, 1975 г.) от 14 ноября 1975 г. (далее – Конвенция МДП).

Если таможенные органы признают достаточным доказательство того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в результате дорожно-транспортного происшествия, он освобождается от обычно причитающихся пошлин и сборов;

п.  2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС (п. 2 ст. 227 ТК ТС). Одним из них является уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Важно! Подтверждением факта уничтожения груза будет протокол:

– отраженный на оранжевом корешке книжки МДП;

– составленный таможенным органом, в зоне деятельности которого был уничтожен груз в результате ДТП.

Порядок заполнения протокола таможенным органом регламентирован Конвенцией МДП.

Если белорусский таможенный орган данный факт признает, то такие товары не будут считаться находящимися под таможенным контролем.

В соответствии с заключенным договором перевозки белорусскому транспортному предприятию следует доставить груз (отечественный товар) со склада грузоотправителя – резидента Республики Беларусь в Армению (г. Ереван).

Груз будет следовать транзитом через Российскую Федерацию и Грузию.

Может ли предприятие осуществить такую перевозку груза с использованием книжки МДП в соответствии с Конвенцией о международной перевозке грузов?*

________________
* Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятая в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее – Конвенция о международной перевозке грузов).

Не может.

Единый порядок применения книжки МДП в отношении товаров Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), перевозка и доставка которых начинается с территории страны – участницы ЕАЭС на территорию другого участника ЕАЭС через территорию третьей страны, которая не входит в указанный союз, пока не урегулирован.

Для осуществления перевозки, указанной в вопросе, рекомендуем организации использовать систему гарантий, действующую на территории Грузии.

Обоснуем наш ответ.

Товары, которые происходят из Республики Беларусь либо приобрели статус товаров ЕАЭС, в соответствии с законодательством данного союза:

– могут вывозиться с территории Республики Беларусь в Республику Армению без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС;

– не подлежат таможенному оформлению при их ввозе в Республику Армения.

Справочно: Республика Армения присоединилась к ЕАЭС 2 января 2015 г.
В настоящее время в состав ЕАЭС помимо Армении входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизия.

Таким образом, у перевозчика нет необходимости размещать транспортное средство с грузом в белорусских пунктах таможенного оформления для выполнения таможенных формальностей, связанных с вывозом грузов в Республику Армения (через Российскую Федерацию и Грузию), в т.ч. и для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

При открытии процедуры МДП белорусские таможенные органы руководствуются Инструкцией № 33*. Ею предусмотрена возможность оформления таможенными органами в местах убытия книжки МДП в отношении товаров ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру экспорта, которые не были помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

________________
* Инструкция о порядке использования, заполнения и изъятия книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) от 14 ноября 1975 г., утвержденная постановлением ГТК Республики Беларусь от 31.10.2012 № 33 (далее – Инструкция № 33).

Тем не менее таможенный транзит может применяться при перевозке товаров ЕАЭС от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС (подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС).
Поскольку Республика Грузия не является участницей ЕАЭС, перевозка груза через ее территорию автомобильным транспортом может быть осуществлена при условии соблюдения мер обеспечения по уплате таможенных платежей |*|.

* Информация о том, как заполнить накладную ТН-2 для международной перевозки грузов

Что же на этот счет говорит нам Конвенция МДП?

Область применения Конвенции МДП касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из договаривающихся сторон до таможни места назначения другой договаривающейся стороны (ст. 2 Конвенции МДП). На сегодняшний день Республика Беларусь, Российская Федерация, Республика Грузия, Республика Армения являются странами – участницами Конвенции МДП, между которыми существует граница.

В соответствии со ст. 19 Конвенции МДП грузы и дорожное транспортное средство (состав транспортных средств) должны предъявляться в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. Таможенные органы страны отправления должны принимать необходимые меры для того, чтобы удостовериться в точности грузового манифеста, и для наложения таможенных печатей и пломб или для контроля таможенных печатей и пломб, наложенных под ответственность упомянутых таможенных органов должным образом уполномоченными лицами.

Как видим, положения Конвенции МДП не предусматривают начало процедуры МДП в стране, отличной от страны отправления. Следовательно, в российском пункте пропуска на границе с Грузией процедуру МДП не откроют.

До урегулирования единого порядка применения книжки МДП организации следует использовать систему гарантий, действующую на территории Грузии.

Белорусское транспортное предприятие планирует заключить с резидентом Республики Беларусь договор перевозки.

По условиям этого договора перевозчику следует доставить товар в Республику Казахстан. Перевозка будет осуществляться с использованием седельного тягача и полуприцепа, зарегистрированных в Республике Беларусь. Погрузка товара будет производиться с таможенного склада, расположенного в пункте таможенного оформления г. Минска. Поскольку иностранный товар не был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, до Казахстана он будет перевозиться по процедуре таможенного транзита.

Надо ли предприятию приобретать разрешение на проезд грузового транспортного средства по территории Казахстана?

Надо.

Так как при перевозке груза будет задействован седельный тягач с полуприцепом, то организации надо получить разрешение на проезд грузового транспортного средства по территории Казахстана.

Это следует из норм ст. 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о международном автомобильном сообщении, вступившего в силу с 6 июня 2006 г. (в редакции протокола от 25.04.2013).

Справочно: указанным Соглашением определено, что грузы из третьих государств перевозятся автотранспортными средствами на основе разрешений, выдаваемых компетентными органами государств сторон.

Исключение составляет перевозка грузов автотранспортными средствами, у которых:

– или максимальная масса, включая прицепы, не превышает 6 т;

– или максимальная грузоподъемность, включая грузоподъемность прицепов, не превышает 3,5 т |*|.

* Информация о том, возникает ли при аренде транспортного средства с экипажем для осуществления международной перевозки объект обложения налогом на доходы

Порядок получения разрешения на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории иностранных государств определен Инструкцией № 56*. Отсутствие разрешения является административным нарушением.

________________
* Инструкция о порядке распределения, выдачи и использования разрешений на проезд грузовых автомобильных транспортных средств по территории иностранных государств, утвержденная постановлением Минтранса Республики Беларусь от 15.12.2004 № 56.

Так, за нарушение правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении на водителей автотранспортных средств налагается штраф в размере 25 месячных расчетных показателей, на юридических лиц – 500 месячных расчетных показателей (ст. 447-2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях).

Организация планирует приобрести грузовой микроавтобус в лизинг у литовской фирмы (грузоподъемность до 3,5 т). Данное транспортное средство будет осуществлять грузовые автоперевозки на территории стран – участниц ЕАЭС.

Подлежит ли грузовой микроавтобус таможенному оформлению в Республике Беларусь?

Подлежит.

Организации, планирующей осуществлять на грузовом микроавтобусе международные перевозки грузов, следует поместить микроавтобус под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза (подп. 1 и 8 п. 1 ст. 202 ТК ТС).

Транспортные средства, не прошедшие таможенное оформление (не помещенные под таможенную процедуру), не могут быть поставлены на регистрационный учет. Соответственно они не могут использоваться в предпринимательской или иной деятельности.

Справочно: транспортные средства, ввозимые в Республику Беларусь на срок более 3 месяцев, подлежат регистрации (п. 5 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849).

Можно ли на данном транспортном средстве осуществлять перевозки в страны – участницы ЕАЭС на безразрешительной основе?

Можно.

Нахождение транспортного средства на белорусском регистрационном учете дает возможность осуществления перевозок грузов с территории Республики Беларусь на безразрешительной основе в страны – участницы договора о ЕАЭС (в т.ч. и транзит через их территории).

Такая безразрешительная основа предусмотрена протоколом о скоординированной транспортной политике Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.).

Кто выдает разрешение на выполнение международных автомобильных перевозок?

Разрешение – это документ, разрешающий перевозчикам проезд по территории иностранных государств, у которых действует разрешительный порядок выполнения автомобильных перевозок.

Разрешение на въезд выдает Минтранс той страны, на территорию которого будет направляться транспортное средство |*|.

* Порядок осуществления международной перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами

Справочно: двусторонние соглашения о международном автомобильном сообщении между Республикой Беларусь и иностранными государствами подписаны в настоящий момент с 42 государствами Европы и Азии (Австрия, Азербайджан, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Грузия, Дания, Иордания, Иран, Италия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Сирия, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония). Вышеуказанные соглашения определяют порядок обмена разрешениями на осуществление международных автомобильных перевозок грузов.

Также Минтранс Республики Беларусь осуществляет обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки грузов на паритетной основе с Великобританией, Грецией, Ирландией, Испанией, Португалией, Францией и Черногорией, несмотря на отсутствие двусторонних соглашений.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup