Налоговые последствия для субъектов хозяйствования, работающих с лжепредпринимательскими структурами

19 May 2017

Организацию включили в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр) ввиду того, что она не располагалась по юридическому адресу.

Законно ли это?

Законно.

Основания, по которым организации подлежат включению в Реестр, перечислены в подп. 1.1 п. 1 Указа № 488*.

________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

Одно из них как раз относится к ситуации, изложенной в вопросе. Так, организация может быть включена в Реестр, если она расположена не по месту нахождения, указанному в учредительных документах организации, и при этом:

– не уведомила в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения;

– не представляет без уважительных причин документы, запрашиваемые инспекциями МНС, Комитетом государственного контроля, Минфином и их территориальными органами, правоохранительными органами и судами, или не является по вызовам (приглашениям) этих органов (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488) |*|.

* Информация о том, можно ли вернуть уплаченные налоги, пени по сделкам с лжеструктурой, доступна всем на портале GB.BY

Может ли организация обжаловать такое решение?

Может, при соблюдении срока подачи возражений.

МНС при поступлении информации о наличии в отношении организации одного или нескольких оснований, предусмотренных в подп. 1.1 п. 1 Указа № 488, должно направить ей уведомление о намерении включения ее в Реестр. Уведомление направляется заказным письмом в течение 3 рабочих дней со дня поступления такой информации.

Организация, получившая уведомление, вправе представить в МНС мотивированные возражения – в течение 10 рабочих дней с момента направления ей уведомления.

Важно! Отсчет срока подачи возражений начинается с момента направления уведомления, а не с момента его фактического получения.

Решение о включении (невключении) организации в Реестр принимает МНС:

– в течение 15 рабочих дней со дня направления ей уведомления (если организация не представила возражения);

– в течение 20 рабочих дней – со дня поступления в МНС возражений организации.

Решение о включении (невключении) организации в Реестр должно быть направлено ей заказным письмом не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (подп. 1.3 п. 1 Указа № 488).

Организация пропустила срок для представления возражений.

Какие еще меры она может предпринять для исключения из Реестра?

Подготовить ходатайство – при устранении нарушений.

Для исключения из Реестра организации необходимо устранить нарушения и направить в налоговый орган по месту постановки на учет ходатайство с указанием на то, что нарушения, послужившие основанием для включения ее в Реестр, устранены.

Справочно: исключение из Реестра также возможно:

– при выявлении факта ошибочного включения в Реестр, в т.ч. на основании сообщения органа, представившего информацию и документы, послужившие основанием для включения субъекта предпринимательской деятельности в Реестр.

Данный орган обязан сообщить МНС о выявленном им факте ошибочного включения субъекта предпринимательской деятельности в реестр не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его выявления. МНС обязано исключить субъекта предпринимательской деятельности из Реестра не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем выявления им (в т.ч. на основании сообщения указанного органа) факта ошибочного включения в Реестр;

– по ходатайству субъекта предпринимательской деятельности, представленному в связи с ошибочным включением его в Реестр (подп. 1.4 п. 1 Указа № 488).

Как правильно оформить такое ходатайство и кому именно его надо представить?

Оформить с учетом норм Закона № 300-З*. Представить в налоговый орган по месту постановки на учет.

____________________
* Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон № 300-З).

Форма ходатайства об исключении из Реестра законодательством не определена. Поэтому организации при его оформлении следует руководствоваться нормами ст. 12 Закона № 300-З, которой определены требования к письменным обращениям юридических лиц.

То есть организация помимо записи об устранении нарушений в ходатайстве также указывает:

– наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется это ходатайство;

– полное наименование юридического лица и его место нахождения;

– изложение сути обращения;

– фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

– личную подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенную печатью юридического лица.

Вместе с ходатайством организации также необходимо представить:

– заявление о проведении проверки по вопросам, отнесенным к компетенции налоговых органов;

– документы об устранении нарушений, послуживших основанием для включения его в Реестр (при подаче ходатайства в связи с ошибочным включением в Реестр – также документы, подтверждающие указанное обстоятельство (при их наличии)).

Справочно: более подробно с порядком рассмотрения ходатайства можно ознакомиться в подп. 1.5 п. 1 Указа № 488.

Организация при очередном просмотре Реестра обнаружила контрагента, с которым у нее были финансово-хозяйственные отношения.

В связи с этим она самостоятельно доначислила в рамках Указа № 488 суммы налогов, пени и уплатила их в бюджет |*|.

* Информация о том, в чем состоит разница между неуплатой налогов и уклонением от уплаты налогов, доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Будут ли директор и главный бухгалтер организации привлечены к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК)?

Зависит от соблюдения определенных условий.

Лицо, совершившее преступление, повлекшее причинение ущерба государственной собственности или имуществу юридического лица, доля в уставном фонде которого принадлежит государству, либо существенного вреда государственным или общественным интересам и не сопряженное с посягательством на жизнь или здоровье человека, может быть освобождено от уголовной ответственности в порядке, установленном законодательным актом, если оно:

– добровольно возместило причиненный ущерб (вред);

– уплатило доход, полученный преступным путем;

– выполнило иные условия освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные законодательным актом (ст. 88-1 УК).

Если сумма доначисленных налогов (ущерб) не превышает крупный размер (крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в 1 000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления), то ответственность наступает по ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Как установить, является организация лжеструктурой или нет?

Единого закрепленного на законодательном уровне подхода к определению того, является ли конкретный субъект хозяйствования лжеструктурой, нет.

Организациям необходимо помнить, что лжепредпринимательская структура – это организация, у которой нет намерения фактически осуществлять предпринимательскую деятельность либо деятельность, предусмотренную уставом, при которой учредителями (участниками), директорами, как правило, являются подставные лица.

Поэтому во избежание финансово-хозяйственных отношений с такими структурами субъекты хозяйствования обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Данная обязанность определена подп. 1.9 п. 1 Указа № 488.

Для минимизации вероятности иметь финансово-хозяйственные отношения с лжеструктурами также рекомендуем:

1) наводить справки о деловой репутации контрагента, в т.ч. посредством Интернета;

2) заключать сделки при личном участии лиц, их заключающих, и при наличии документов, подтверждающих их полномочия.

Так, например, если договор со стороны контрагента подписывает не руководитель, а его заместитель либо иное уполномоченное лицо, то такое полномочие должно быть оформлено доверенностью.

Если сделка удовлетворяет всем критериям крупной сделки, то необходимо проверить полномочия руководителя организации, подписывающей договор, попросить представить учредительные документы организации, и документы, свидетельствующие об избрании (назначении) соответствующего лица на должность руководителя, ведь заключение крупной сделки может потребовать решения общего собрания участников (акционеров) либо совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 58 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).

Справочно: крупной сделкой хозяйственного общества является сделка (в т.ч. заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, влекущих приобретение, отчуждение или возможность отчуждения хозяйственным обществом прямо либо косвенно денежных средств и (или) иного имущества, стоимость которого составляет 20 % и более балансовой стоимости активов этого общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении такой сделки (стоимости активов);

3) постоянно анализировать данные Реестра и т.д.

Что должно содержать предписание органа финансовых расследований (ОФР) Комитета государственного контроля?

Предписание ОФР введено Указом № 14* и является письменным требованием ОФР о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

___________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14).

Такое предписание должно содержать:

1) указание на заключение, составленное ОФР в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в качестве лжеструктуры в Реестр;

2) указание на конкретные первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции, совершенные организацией, получившей предписание, в период работы с лжеструктурой, указанной в заключении;

3) требование к организации:

– исчислить в порядке, определенном в подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, и уплатить в полном объеме налоги (сборы, пошлины);

– представить в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

– информировать ОФР о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов (подп. 1.12-2 п. 1 Указа № 14 |*|).

* Комментарий к Указу № 14 доступен для подписчиков электронного «ГБ»

Организация выполнила все положения Указа № 14*: подала уточненные декларации, уплатила по предписанию органа финансовых расследований (ОФР) налоги, своевременно сообщила ему об устранении нарушений. Однако в отношении директора и главного бухгалтера все равно возбудили уголовное дело по ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) |*|.
______________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14).

* Комментарий к Указу № 14 доступен для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2016-05-13

1. Добровольное исполнение предписания ОФР не означает, что должностное лицо организации не привлекут к уголовной ответственности при наличии условий, предусмотренных ст. 243 УК?

Не означает.

Сразу оговоримся, что уплата налогов по предписанию ОФР КГК – это не право, а обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – организации). Это определено подп. 1.12 п. 1 Указа № 488*: организации, получившие предписание, должны в порядке, определенном в подп. 1.11 п. 1 Указа № 488, произвести налогообложение хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение.
______________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

Справочно: заключение составляет Департамент финансовых расследований КГК (далее – ДФР) в отношении субъекта предпринимательской деятельности, включенного в Реестр*, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения.
______________________
* Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

Право организации заключается в том, что она может до начала проверки самостоятельно произвести налогообложение хозяйственных операций.

Именно эти действия (представление в налоговый орган декларации с внесенными корректировками и уплата доначисленной суммы налога (сбора, пошлины)) освобождают организацию от административной ответственности в соответствии с ч. 2-1 примечания к ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Как видим, положения Указа № 14 освобождают организации от административной ответственности.

Вопрос же привлечения к уголовной ответственности регулируется положениями ст. 243 УК. Давайте их рассмотрим.

Так, уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном либо особо крупном размере при наличии умысла.

Под сокрытием налоговой базы следует понимать умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения.

Умышленное занижение налоговой базы, как правило, выражается во внесении в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений.

Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) заключается в умышленном непредставлении ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности.

Под внесением в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора.

При определении размера причиненного ущерба в результате совершения указанных деяний следует исходить из сумм фактически не уплаченных налогов, сборов. Размер ущерба определяется посредством деления суммы неуплаченных налогов, сборов на величину базовой величины на день причинения ущерба.

При расчете размера причиненного ущерба не подлежит учету сумма пени, подлежащей уплате плательщиком ввиду уклонения от уплаты сумм налогов, сборов.

Сокрытие или умышленное занижение налоговой базы, внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений достигают стадии оконченного преступления в установленный налоговым законодательством день истечения срока уплаты соответствующего налога, сбора, если в результате сокрытия или занижения налоговой базы, внесения в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений в этот день налог, сбор не были уплачены полностью или уплачены частично, что повлекло причинение ущерба в крупном или особо крупном размере.

Уклонение от подачи налоговой декларации (расчета) признается оконченным преступлением не в последний день, когда в соответствии с налоговым законодательством лицо обязано было подать налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган, а в последний день, когда в соответствии с налоговым законодательством лицо обязано было уплатить подлежащую указанию в налоговой декларации (расчете) сумму налога, сбора, что повлекло причинение ущерба в крупном или особо крупном размере.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла.

Совершаемые лицом деяния преследуют цель уклониться от уплаты сумм налогов, сборов, которая является обязательным субъективным признаком данного состава преступления.

Виновный сознает, что скрывает или занижает налоговую базу, либо, имея возможность в установленные сроки выполнить соответствующую обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), не подает ее в налоговый орган в установленный срок или подает по истечении этого срока, либо вносит в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложные сведения, не уплачивает соответствующие суммы налогов, сборов или уплачивает их в размере меньшем, чем требуется, в срок, установленный налоговым законодательством, предвидит, что в результате этого в бюджет не поступят налоговые платежи (налоги, сборы) в крупном или особо крупном размере, и желает причинить данный ущерб, преследуя указанную цель.

Если плательщиком налогов, сборов являлось юридическое лицо и к уголовной ответственности за уклонение от их уплаты привлекается руководитель или иное уполномоченное лицо этого юридического лица, то ущерб в виде неуплаченных налогов, сборов подлежит взысканию с юридического лица – плательщика, за исключением случаев, когда по этому вопросу уже имеется вступившее в законную силу решение экономического суда.

2. Предусматриваются ли какие-либо изменения по уголовной ответственности должностных лиц, установленной ст. 243 УК?

ОФР – это правоприменительный, а не правоустанавливающий орган и давать какие-либо разъяснения по вопросам возможных изменений в законодательстве не правомочен |*|.

* Информация о возможном внесении в ст. 243 УК уголовной ответственности за уничтожение бухгалтерских документов  

Нашли в Реестре организацию, с которой у нас были финансово-хозяйственные отношения, причем за год до того, как ее внесли в Реестр.

Какие последствия влечет данный факт для организации?

У организации есть несколько вариантов развития событий.

Вариант 1: организация, обнаружившая в Реестре лжепредпринимателя, с которым у нее были финансово-хозяйственные отношения, вправе самостоятельно провести налогообложение операций с ним в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа № 488.

Вариант 2: ждать предписание ДФР.

Как мы уже говорили выше, ДФР составляет заключение и вручает его лжеструктуре. Если данный субъект не предпринимает попыток исключиться из Реестра, то по истечении срока на обжалование предписание выносится всем организациям, которые совершали сделки с лжепредпринимателем.

Такое предписание обязательно должно содержать указание на соответствующее заключение и ссылки на первичные учетные документы, отражающие хозяйственные операции с лжепредпринимателем, совершенные в период, указанный в заключении, а также требования:

– исчислить в порядке, определенном Указом № 488, налоги (сборы, пошлины) по соответствующим хозяйственным операциям с субъектом, включенным в Реестр, и уплатить их в полном объеме;

– представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

– в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания информировать ДФР о принятых мерах по его выполнению с приложением подтверждающих документов.

Вариант 3: ждать проверку ДФР или налогового органа.

Такой ход событий возможен, если:

1) организация не согласится с полученным предписанием и в течение 20 рабочих дней со дня его получения направит в ОФР, его вынесший, возражения на предписание.

В случае поступления возражений, поданных с соблюдением порядка и срока, предписание считается утратившим силу;

2) организация не исполнит предписание в указанный срок.

При наличии этих обстоятельств ОФР вправе назначить и провести проверку организации либо направить заверенную гербовой печатью ДФР копию заключения с приложением сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), совершившем сделки (операции) с субъектом предпринимательской деятельности, в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения проверки |*|.

* Текст постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2015 № 1 «О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)» 

Организация, осуществляющая оптовую торговлю, получила из МНС заказное письмо о намерении включить ее в Реестр*. Организация направила в МНС свои возражения.

Чего ожидать, если возражения будут отклонены?

____________________
* Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – Реестр).

Чтобы узнать, была ли организация «рабочей», когда она стала лжеструктурой, или она была таковой с момента ее регистрации, будет проведена налоговая проверка. По ее результатам должностным лицам организации будет дана правовая оценка.

Как показывает практика, субъекты хозяйствования могут использоваться в качестве инструментов для осуществления противоправной деятельности. Инструментами может быть ряд лжеструктур, которые используются организаторами указанной противоправной деятельности в финансово-хозяйственных отношениях с субъектами хозяйствования реального сектора экономики.

Так, нередки случаи, когда организации регистрируются с целью осуществления финансово-хозяйственной деятельности, однако ввиду ряда обстоятельств в дальнейшем такую деятельность не осуществляют, а впоследствии становятся инструментами различных преступных схем. Выявление таких правонарушений требует проведения комплекса проверочных мероприятий. Сложность раскрытия подобного рода преступлений заключается в том, что все стороны в сделках являются заинтересованными.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (проверка соблюдения налогового законодательства) будет проводиться с учетом выяснения всех обстоятельств ее осуществления, а также с учетом представленных к проверке первичных учетных документов, сведений бухгалтерского учета.

Правовая оценка будет дана всем должностным лицам (директору, главному бухгалтеру), виновным в совершении нарушений, допущенных в период осуществления руководства организацией, ведения бухгалтерского учета за проверяемый период.

Если «рабочая» организация стала лжеструктурой, при проверке будут оцениваться все обстоятельства, при которых она стала лжеструктурой, а также обстоятельства осуществления противоправной деятельности.

На наш взгляд, в данном случае действия руководителя, зарегистрировавшего организацию с целью осуществления финансово-хозяйственной деятельности и впоследствии использовавшего ее как инструмент для осуществления противоправной деятельности, нельзя квалифицировать по ст. 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).

Если в ходе проверки будет установлено, что руководителем впоследствии намеренно осуществлялась противоправная деятельность (организация стала лжеструктурой), то его действия могут расцениваться как пособничество в уклонении от уплаты сумм налогов должностными лицами реального сектора экономики (ч. 6 ст. 16,ст. 243 УК).

Если же будет установлено, что фактически руководство организацией осуществляло неуполномоченное лицо (в данном случае имеется в виду лицо, не являющееся работником данной организации (т.е. не состоящее с ней в трудовых отношениях), но представляющееся таковым), то его действия можно квалифицировать по ст. 233 УК.

С учетом того что деятельность осуществляется от имени субъекта хозяйствования лицами, не состоящими с субъектом хозяйствования в трудовых (гражданско-правовых) отношениях, данную деятельность следует рассматривать как осуществляемую без государственной регистрации.

Справочно: для целей Указа № 488* под представителем субъекта предпринимательской деятельности понимается руководитель юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальный предприниматель, работник проверяемого субъекта или иное лицо, уполномоченные в установленном законодательством порядке представлять интересы субъекта предпринимательской деятельности.
Полномочия таких лиц должны подтверждаться доверенностью или приказом по организации.

____________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

Отметим, что при определении понятия и размера ущерба (дохода, иной имущественной выгоды), причиненного преступлениями против собственности (гл. 25 УК), следует исходить из сумм реального ущерба (дохода, иной имущественной выгоды), причиненного действиями виновных лиц.

Действия виновных лиц следует квалифицировать с учетом всех обстоятельств и доказательств, поскольку они имеют существенное значение для правильной квалификации их действий |*|.

* Вторая часть «Прямой линии» на тему «Налоговые последствия для субъектов хозяйствования, работающих с лжепредпринимательскими структурами» с участием специалиста ДФР КГК по Минской области и г. Минску 

В ходе проверки, проводимой в организации по операциям с контрагентом, включенным в Реестр, был установлен факт безлицензионной деятельности.

Какие последствия влечет безлицензионная деятельность?

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, может иметь последствия в виде:

– недействительности заключенных субъектом хозяйствования сделок (ст. 174 Гражданского кодекса Республики Беларусь);

– административной ответственности субъекта хозяйствования и его должностных лиц по ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  (далее – КоАП);

– уголовной ответственности по ст. 233 УК;

– ликвидации субъекта хозяйствования по решению экономического суда (абз. 3 части первой подп. 3.2 Положения о ликвидации*).

____________________
* Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1.

Важно! Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность наступает не только при отсутствии специального разрешения (лицензии), но и:

– когда действие лицензии просрочено, приостановлено либо в случае лишения лицензии;

– при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии) (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2001 № 6 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности»).

Пришло предписание из ДФР об устранении нарушений. Организация считает данное требование незаконным.

Может ли организация обжаловать действия специалистов ДФР в суде?

Да, но после обращения в вышестоящий орган ДФР.

Организации, считающие, что их права и законные интересы ущемлены действиями (бездействием) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), после чего – прокурору или в суд (ст. 34 Закона*).

____________________
* Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон).

Напомним, что предписание – это письменное требование о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Руководитель ДФР либо его заместитель направляет предписание должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящим государственному органу, должностному лицу, иной организации, правомочным устранить такое нарушение. О результатах исполнения предписания безотлагательно сообщается субъекту профилактики правонарушений, вынесшему предписание (ст. 21 Закона). В нашем случае это ДФР.

Справочно: при проведении проверок контролирующими (надзорными) органами предписания выносятся этими органами в соответствии с законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

Белорусская организация согласно внешнеторговому договору поставила резиденту России товар. Через некоторое время стало известно, что российское предприятие ликвидируется. В связи с этим пришлось подать иск в российский суд.

Суд выигран, но задолженность нерезидент из-за отсутствия денежных средств и имущества не погасил. Имеется документ судебного исполнителя.

В дальнейшем должник (нерезидент) был признан банкротом.

Будет ли решение суда о взыскании задолженности являться основанием для завершения внешнеторговой операции?

Не будет. Основание для завершения операции – признание нерезидента банкротом.

Действительно, на практике имеют место случаи, когда у резидентов Республики Беларусь возникает объективная невозможность исполнения внешнеторгового договора по вине нерезидента вследствие его банкротства, ликвидации. В связи с этим с 16 ноября 2011 г. в качестве легальных способов завершения внешнеторговой операции как при экспорте, так и при импорте рассматривается не только поступление денежных средств либо товаров, но и признание нерезидента экономически несостоятельным (банкротом).

Датой завершения внешнеторговой операции в таком случае следует считать дату принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) (часть пятая подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»; далее – Указ № 178).

Справочно: экспортная внешнеторговая операция должна быть завершена в полном объеме не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).

Способы завершения экспортной операции перечислены в подп. 1.7 п. 1 Указа № 178. Один из

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup