МАРТ разъясняет: как рекламировать товары (работы, услуги) в 2018 году и не нарушить законодательство

11 May 2018

Трудно переоценить значение рекламы в настоящее время. Доведение информации до потенциального потребителя путем распространения в любой форме и любыми средствами объекта рекламирования является основной целью рекламы.

Понимая значимость этого мероприятия для продаж, читатели журнала постоянно задают вопросы, касающиеся способов организации рекламирования товаров (работ, услуг) и законности проведения рекламных акций в Республике Беларусь. Редакция журнала обобщила поступившие вопросы по данной теме и передала для разъяснений начальнику сектора по рекламе управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Гаврильчик Инне Анатольевне. Предлагаем вашему вниманию ответы на заданные вопросы.

 

Организация проводит рекламу культурно-зрелищного мероприятия с использованием наружной, телевизионной рекламы и в сети Интернет.

Обязательно ли указывать в рекламных модулях знак возрастной категории? Как и кем присваивается знак возрастной категории?

 

Обязательно.

Реклама культурно-зрелищного мероприятия должна содержать тот знак возрастной категории, который был присвоен самому культурно-зрелищному мероприятию, указанному в информации об объекте рекламирования |*|. Приведенный вывод основан на следующих нормах законодательства.

* Дополнительные разъяснения об объектах рекламирования доступны для подписчиков электронного «ГБ»

С 1 июля 2017 г. в рекламе культурно-зрелищного мероприятия помимо прочей информации следует указывать знак возрастной категории (п. 2 ст. 211 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»; далее – Закон о рекламе).

Это означает, что с 1 июля 2017 г. любая реклама культурно-зрелищных мероприятий независимо от времени производства и (или) начала размещения (распространения) должна содержать такой знак.


Важно! Размер знака возрастной категории должен составлять не менее чем 5 % площади афиши, объявления о культурном мероприятии, входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющего право на посещение культурного мероприятия (п. 33 Положения о порядке присвоения информационной продукции знака возрастной категории и некоторых особенностях ее распространения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2016 № 871; далее – Положение № 871).


Организаторы культурных мероприятий присваивают знак возрастной категории информации, распространяемой посредством культурных мероприятий, до начала ее распространения (п. 29 Положения № 871).


Справочно: порядок присвоения знака возрастной категории информации, распространяемой посредством культурных мероприятий, определен ст. 372 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570-XII «О правах ребенка».


 

Организация планирует разместить на здании, в котором находится ее торговый объект, электронное табло. Площадь информационного поля, на котором будет размещена текстовая информация на русском языке о наименовании и режиме работы торгового объекта, группах реализуемых товаров, составляет 5 м2. Здание не является недвижимой материальной историко-культурной ценностью и не находится на территории такой ценности или в зоне ее охраны.

Требуются ли в данном случае получение разрешения (оформление паспорта) на средство наружной рекламы и согласование наружной рекламы для размещения этого электронного табло?

 

Не требуются.

Электронное табло можно отнести к определению «вывеска», если на нем будет размещена информация, соответствующая признакам вывески. В этом случае не следует оформлять разрешение (паспорт) на размещение средства наружной рекламы, не требуется согласовывать ее содержание с местным исполнительным и распорядительным органом; отсутствуют основания для внесения платы в местный бюджет за использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях (часть вторая п. 2 ст. 13 Закона о рекламе).


Важно! С 26 февраля 2018 г. субъектам хозяйствования при осуществлении рекламной деятельности разрешено размещать наружную рекламу и рекламу на транспорте (за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами)) без согласования ее содержания с местными исполнительными и распорядительными органами, а также иными государственными органами (абз. 4 подп. 4.6 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7).


Рассматриваемое электронное табло будет расцениваться как вывеска только при условии отсутствия на здании (сооружении), в котором размещена организация и (или) принадлежащий ей торговый объект, иных технических средств этой организации и (или) ее объекта, содержащих информацию, перечисленную в определении вывески.


Справочно: вывеска обладает следующими признаками, которые должны соответствовать требованиям технического средства, оговоренным в п. 2 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497:

1) площадь информационного поля составляет не более 5,5 м2;

2) предназначена и используется для размещения (распространения) на русском или белорусском языке информации:

– о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, реализующих населению товары;

– виде, типе и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта;

– товарном знаке или знаке обслуживания (при его наличии);

– группе товаров («продукты», «напитки», «овощи» и т.д.) или виде работ, услуг («пошив одежды», «ремонт обуви» и т.д.);

– режиме их работы и (или) иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством;

3) закреплена (но не консольно) на здании (сооружении), в котором осуществляют деятельность соответствующие организация, ее обособленное подразделение или гражданин.


В приведенном определении и в законодательстве о рекламе отсутствуют какие-либо требования и (или) ограничения по форме технического исполнения вывески. Из вышеизложенного следует, что рекламодатель вправе самостоятельно решать вопрос о том, из каких материалов, с помощью каких средств изготавливать вывеску (использовать для доведения информации до потребителей электронное табло или изготавливать вывеску в форме статичных букв, использовать ли подсветку и т.д.).

 

Организация имеет свою страницу в социальных сетях.

Можно ли ей размещать свою рекламу и рекламу своих партнеров (других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) по договору на оказание рекламных услуг?

 

Можно.

Оказание рекламных услуг с использованием Интернета возможно при наличии следующих условий:

– организация, оказывающая рекламные услуги на территории Республики Беларусь, является резидентом Республики Беларусь;

– организация имеет интернет-ресурс, размещенный и зарегистрированный на территории Республики Беларусь.

При соблюдении данных условий организация вправе оказывать рекламные услуги белорусским субъектам хозяйствования по размещению (распространению) рекламы на иностранных сайтах, в т.ч. сайтах социальных сетей.

Обоснуем приведенный вывод.

Любая интернет-реклама, размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь, должна соответствовать требованиям белорусского законодательства о рекламе |*|.

* Информация о нарушениях при организации недобросовестной рекламы доступна всем на портале GB.BY

Рекламой признается геотаргетированная реклама, а также реклама белорусских субъектов хозяйствования, размещаемая (распространяемая) в социальных сетях.


Справочно: геотаргетинг (англ. geo targeting) – в веб-разработке и интернет-маркетинге метод выдачи посетителю содержимого, соответствующего его географическому положению. Региональная привязка позволяет сайту перестраивать контент, в т.ч. рекламный, для различных регионов.


Под социальными сетями понимают онлайн-сервисы или веб-сайты, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются пользовательские профили в Интернете.

Реклама, размещаемая (распространяемая) в социальных сетях, является разновидностью интернет-рекламы и не запрещена действующим законодательством Республики Беларусь независимо от того, на чьей интернет-странице (аккаунте) в социальной сети она размещена (если владелец такой страницы дал на это согласие).

 

Вправе ли организация размещать свою рекламу акций, конкурсов и т.д. на страницах, принадлежащих другим организациям или интернет-сообществам?

 

Вправе.

Мероприятие будет являться рекламным при наличии в совокупности следующих признаков рекламы:

– содержит информацию об объекте рекламирования;

– проводится в любой форме с помощью любых средств;

– направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке и т.п.

Рекламные мероприятия проводят в различной форме, различными способами. Наиболее популярные разновидности рекламных мероприятий – рекламные игры и рекламные акции, конкурсы.

Услуги по размещению (распространению) рекламы в Интернете, в т.ч. в социальных сетях, являются рекламными услугами. Деятельность по оказанию таких услуг регламентирована нормативными правовыми актами, устанавливающими общий порядок осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования.


Важно! Организациям, осуществляющим деятельность по оказанию рекламных услуг в Интернете, при рекламировании услуг необходимо учитывать требования, оговоренные в п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»: деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь (в т.ч. рекламных услуг) с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, может осуществляться юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.


Социальные сети, как правило, созданы без использования информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, а их владельцы и (или) управляющие компании не являются резидентами Республики Беларусь.

 

Продолжение темы см.: «ГБ», 2018, № 21, с. 10.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup