Организация реализует продукцию в собственном розничном магазине: структура организации диктует правила бухгалтерского и налогового учета (Комментарий отдельных норм Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50)


Продукция собственного производства при передаче в фирменный магазин организации является, с одной стороны (для организации-производителя), продукцией собственного производства, а с другой (для магазина) – товаром.

Обратимся к нормам Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее – План счетов). В ней сказано, что счет 43 «Готовая продукция» предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность. Стоимость готовой продукции, изготовленной для реализации, отражайте по дебету счета 43 и кредиту счетов учета затрат на производство. Стоимость реализованной продукции при отражении в бухгалтерском учете выручки от ее реализации показывают по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 43. Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к реализованной продукции, – по дебету счета 90 и кредиту счета 43 дополнительной или сторнировочной записью.

Счет 41 «Товары» предназначен для обобщения информации о наличии и движении товаров в организациях, осуществляющих торговую, торгово-производственную деятельность (п. 32 Плана счетов).

Для учета переданной в фирменный магазин продукции можно использовать либо отдельный субсчет счета 43, либо счет 41. Выбор варианта учета должен быть закреплен в учетной политике организации. При этом на счете 41 можно предусмотреть субсчет (аналитический счет) «Продукция собственного производства, переданная в фирменный магазин».

При передаче продукции в фирменный магазин и отражении ее на отдельном субсчете счета 43 (41) для определения стоимостной оценки переданной продукции применяйте методику, установленную для расчета себестоимости продукции в учетной политике организации.

Если себестоимость произведенной продукции определяется по итогам отчетного месяца, то целесообразно передавать продукцию в фирменный магазин по учетным ценам (отпускным, плановой себестоимости и т.д.). Величину, принимаемую за учетную цену, необходимо закрепить в учетной политике организации. По итогам отчетного месяца рассчитывайте величину отклонений между стоимостью произведенной и переданной продукции по учетным ценам и ее себестоимостью. Величину таких отклонений отражайте по дебету отдельного субсчета счета 43 (41) дополнительной или сторнировочной записью. Сумма указанных отклонений изменяет величину торговой наценки за отчетный месяц и учитывается в расчете реализованной торговой наценки в отчетном месяце.

Необходимые налоги (в частности, НДС и налог на прибыль) исчисляйте после реализации продукции в фирменном магазине в общеустановленном порядке, применяемом при реализации товаров. Так как фирменный магазин не является выделенным структурным подразделением, то налоги уплачивает организация в целом по своей деятельности (включая деятельность фирменного магазина).

 

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 14, c. 42

Владимир Сузанский, аудитор, директор ООО «Грант Торнтон Консалт»

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup