Что проверяет финансовая милиция?

20 November 2015

Органы финансовых расследований обладают широкими полномочиями и вправе контролировать исполнение практически всех норм национального законодательства независимо от сферы его применения.

У читателей нашего издания возникло много вопросов, связанных с порядком проведения проверок такими органами. Эти вопросы они смогли задать в ходе "Прямой линии", которая состоялась 12 ноября 2015 г. в редакции журнала. Нашим гостем был начальник сектора правовой работы УДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску Виталий Александрович Прибытко.

Предприятие в 2013 г. совершило несколько сделок с организацией, которая в октябре 2015 г. была включена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Какие последствия ожидают предприятие?

При определенных обстоятельствах возможны налоговые последствия, установленные подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488*.
__________________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ № 488).

Чтобы ответить на поставленный вопрос, сначала рассмотрим некоторые нормы, определенные Указом № 488 |*|.

* Комментарий к Указу № 488 доступен всем на портале GB.BY

Итак, данный Указ предусматривает:

– ведение реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр подозрительных организаций) и вопросы, связанные с порядком включения в него (исключения из него) субъектов;

– 5 исчерпывающих оснований, позволяющих включить субъект хозяйствования в такой реестр;

– налоговые последствия для субъектов хозяйствования, которые не смогли обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени организации или индивидуального предпринимателя Республики Беларусь – также на предмет их принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

Необходимо отметить, что сам факт включения субъекта в такой реестр непосредственно не влечет ни для субъекта, ни для его контрагентов никаких неблагоприятных последствий. Кроме разве что вреда для деловой репутации, поскольку реестр имеет публичный характер, и повышенного интереса контролирующих органов к хозяйственным операциям, совершенным с участием этого субъекта.

Неблагоприятные налоговые последствия, установленные подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488, возможны только при наличии у проверяющих доказательств мнимости хозяйственной операции.

При этом не имеет значения, включен ли какой-либо из участников операции в реестр подозрительных организаций. Правовые последствия зависят:

– от тех оснований, по которым указанное предприятие включено в реестр подозрительных организаций;

– от наличия у контролирующего органа доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого субъекта.

Для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции (подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).

Налогообложение хозяйственных операций по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав, оформленных не имеющими юридической силы первичными учетными документами |*|, осуществляют в следующем порядке:

* Информация о последствиях для организаций в случаях неправильного оформления товарных и товарно-транспортных накладных доступна для подписчиков электронного "ГБ"

– стоимость приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав не включается в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налого обложении;

– предъявленные суммы НДС не подлежат вычету и не включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов (подп. 1.11 п. 1 Указа № 488).

В случае установления фактов неуплаты или неполной уплаты субъектом хозяйствования налогов решается вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

Организация осуществляет работы сезонного характера. Юридический адрес зарегистрирован на арендованную площадь. В настоящее время организация приостановила свою деятельность до весны и расторгла на этот период договор аренды.

Могут ли быть какие-либо претензии в отношении нашей организации со стороны контролирующих (надзорных) органов, особенно в случае, если кто-то из них примет решение провести встречную проверку, а нас нет по юридическому адресу?

Могут.

В изложенной ситуация организация может быть включена в реестр подозрительных организаций по одному из оснований, определенных подп. 1 п. 1 Указа № 488.

В частности, это возможно:

при отсутствии организации по месту нахождения, указанному в ее учредительных документах;

– неуведомлении в установленные законодательными актами порядке и сроки регистрирующего органа об изменении места нахождения;

– непредставлении руководителем коммерческой организации или иным уполномоченным в установленном порядке действовать от имени организации лицом без уважительных причин документов, запрашиваемых органами, либо игнорировании вызовов (приглашений) этих органов.

В январе – феврале 2015 г. организация имела финансово-хозяйственные отношения с предприятием, которое в октябре этого же года было включено в реестр подозрительных организаций. В настоящее время специалисты органов финансовых расследований потребовали от организации представить все документы по сделкам, совершенным с этим предприятием.

Правомерны ли такие требования?

Правомерны.

Действия специалистов органов финансовых расследований соответствуют норме ст. 13 Закона № 414-З*. Они вправе в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции требовать и получать от государственных органов, иных организаций, должностных лиц, других граждан в установленный срок необходимые сведения, документы (их копии) |*| и объяснения, иную информацию.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).

* Ошибки в оформлении накладных и их последствия доступны для подписчиков электронного "ГБ"

В организации, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, проводилась плановая проверка. В период проверки главный бухгалтер заболела и была госпитализирована.

Может ли проверяющий орган приостановить проверку до выздоровления главного бухгалтера?

Может.

Основания для приостановления плановой проверки предусмотрены пп. 27, 29 Положения*. Одно из них – временная нетрудоспособность представителя проверяемого субъекта.
__________________________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение).

Проведение такой проверки приостанавливается по решению руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя на срок, не превышающий 3 месяцев, с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом).

При этом период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. В случае приостановления проверки проверяющие должны в предписании сделать об этом отметку и ознакомить с ней представителя проверяемой организации.

Справочно: плановая проверка может быть приостановлена и при необходимости:

– проведения исследований (испытаний), технических освидетельствований или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;

– восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;

– направления запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств.

В случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий 6 месяцев;

– получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь.

Проверка также может быть приостановлена по причине временной нетрудоспособности проверяющего либо наличия у проверяемого субъекта обоснованных причин (помимо болезни).

Орган КГК Республики Беларусь по результатам проверки организации вынес решение о приостановлении ее расходных операций по расчетному счету.

Может ли организация в этом случае производить уплату налогов в бюджет?

Может.

Действительно, в период действия имеющегося в банке решения о приостановлении операций по расчетным счетам в банке, принятого (вынесенного) органом КГК, расходные операции по счетам прекращаются. Однако это ограничение не распространяется на операции, связанные с осуществлением платежей в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены и (или) на находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах) денежные средства которого наложен арест.

Вышеизложенное определено п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 № 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" |*|.

* Новые правила осуществления расходной операции при приостановлении операций по счету организации или наложении ареста на денежные средства на нем, вступившие в силу с 10 августа 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Органы финансовых расследований в ходе проверки изъяли компьютеры, на которых работали главный бухгалтер и директор организации. По истечении 3 месяцев после их изъятия организация обратилась с письменным запросом к руководителю органа финансовых расследований с просьбой вернуть компьютеры, но получила отказ с пояснением, что компьютеры находятся в стадии исследования.

На какое время могут быть изъяты такие компьютеры?

Ограничительный срок отсутствует.

Работники органов финансовых расследований в пределах своей компетенции вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами (ст. 14 Закона № 414-З).

При этом срок, на который предметы могут быть изъяты, законодательством не регламентирован. Как правило, предметы и документы изымаются на срок проведения экспертизы (исследования) в рамках проводимых проверочных мероприятий.

Проверка приостановлена, а специалисты органа финансовых расследований продолжают опрашивать людей и постоянно требуют от организации представить те или иные документы.

Правомерно ли это?

Правомерно.

Указанные действия проверяющих не противоречат нормам, определенным ст. 13 Закона № 414-З: органы финансовых расследований КГК вправе требовать и получать в установленные ими или законодательством сроки необходимые сведения, документы (их копии) и объяснения, иную информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц, других граждан.

Специалисты органа финансовых расследований проверили организацию на соблюдение налогового законодательства. По результатам проверки установлены недоплата земельного налога и налога на недвижимость, а также иные нарушения. По истечении 3 месяцев главного бухгалтера привлекли к административной ответственности.

Какие сроки предусмотрены для привлечения к административной ответственности?

Не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и
6 месяцев со дня его обнаружения.

Административным правонарушением признают противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Соответственно основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено Особенной частью КоАП (ст. 2.1 КоАП).

Сроки наложения административного взыскания предусмотрены ст. 7.6 КоАП. Так, за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющий в пределах его компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) вынести постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту (п. 59 Положения).

Соответственно орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки соблюдения налогового законодательства предприятия.

Организация выполнила данное требование, представила в налоговый орган уточненные налоговые декларации и доплатила налоги в бюджет. В октябре т.г. она узнала, что ее контрагент – организация "Х" исключен из Реестра подозрительных организаций.

Как поступить организации в этом случае?

Однозначного разъяснения законодательства на сей счет не существует.

В данном случае можно учесть то обстоятельство, что на основании ст. 60 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица) либо возврату.

Налоговый орган производит:

зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в счет предстоящих платежей – самостоятельно либо на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) (п. 4 ст. 60 НК);

возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени – по письменному заявлению плательщика (иного обязанного лица) в случае отсутствия у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней. Такое заявление может быть подано плательщиком (иным обязанным лицом) не позднее 3 лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченных сумм производится в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате (пп. 8–9 ст. 60 НК).

Однако в описанной ситуации необходимо иметь в виду, что представленные организацией уточненные налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган фактически являются признанием отсутствия финансово-хозяйственных отношений с контрагентами.

Можно ли заключать сделки с коммерческими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, включенными в Реестр подозрительных организаций?

Это законодательством не запрещено.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Включение субъекта в Реестр подозрительных организаций непосредственно не влечет ни для него, ни для его контрагентов никаких неблагоприятных последствий, кроме разве что вреда деловой репутации субъекта, поскольку реестр носит публичный характер, и повышенного интереса контролирующих органов к хозяйственным операциям, совершенным с участием этого субъекта.

К тому же установленные в подп. 1.10 и 1.11 п. 1 Указа № 488 |*| неблагоприятные налоговые последствия возможны только при наличии доказательств мнимости хозяйственной операции. При этом не имеет значения, включен ли какой-либо из участников операции в Реестр подозрительных организаций.

* Комментарий к Указу № 488 доступен всем на портале GB.BY

Правовые последствия зависят от тех оснований, по которым указанное предприятие включено в Реестр подозрительных организаций, а также от наличия у контролирующего органа доказательств, опровергающих факт совершения хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого субъекта.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательного запрета на заключение сделок с организациями, включенными в Реестр подозрительных организаций, нет. В то же время представляется логичным сделки с данными субъектами, включенными в реестр, не заключать.

Справочно: для целей налогообложения факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом |**|, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции (подп. 1.10 п. 1 Указа № 488).

** Информация о последствиях для организаций в случаях неправильного оформления товарных и товарно-транспортных накладных доступна для подписчиков электронного "ГБ"

В организацию на проверку пришли специалисты органа финансовых расследований. Часть вопросов, которые они планируют проверить, проверялась ранее налоговыми органами в ходе выездной проверки.

Возможна ли перепроверка организации за аналогичный период и по тем же вопросам?

Нет, если только проверка, проводимая финансовой милицией, не подпадает под исключение, предусмотренное Указом № 510*.
__________________________

* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" и утвержденное им Положение о порядке организации и проведения проверок (далее – Указ № 510 и Положение № 510).

По общему правилу проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в т.ч. в ходе совместной проверки, не допускается. Это определено п. 12 Указа № 510.

Однако это правило предусматривает исключения. К таковым относят проверки:

– проводимые по поручениям Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Комитета госконтроля, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

– осуществляемые Нацбанком;

– дополнительные и встречные проверки;

– проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты НДС, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами НДС, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в отношении проверяемых субъектов, которые ранее проверялись в рамках ведомственного контроля.

Учредители ликвидированной организации обнаружили, что предприятие, с которым их организация имела финансово-хозяйственные отношения в прошлом году, включено в 2015 г. в реестр подозрительных организаций.

С учетом того что организация ликвидирована, существует ли в таких случаях возможность доначисления налоговых платежей и их взыскания (например, с учредителей)?

Не существует.

Проверка – это форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (п. 2 Положения № 510).

Понятие "проверяемый субъект" определено в п. 1 Указа № 510. Это организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

На основании вышеизложенного проведение проверки соблюдения налогового законодательства субъекта хозяйствования, исключенного из ЕГР, невозможно.

Организация получила из отдела по борьбе с экономическими преступлениями РУВД письменное требование представить устав, приказы о назначении директора, главного бухгалтера, а также заверенные копии всех налоговых документов за целый год: все договоры с контрагентами, счета-фактуры, накладные |*|, платежные поручения. Основание – оперативно-розыскные мероприятия по запросу налоговой инспекции, в которой наша организация состоит на налоговом учете.

* Ошибки в оформлении накладных и их последствия доступны для подписчиков электронного "ГБ"

На каком основании милиция требует налоговые документы? И что будет, если мы откажемся их представить? Вправе ли такие структуры проводить проверки, если эти вопросы находятся в компетенции финансовой милиции?

Основания и права предусмотрены законодательством. За их невыполнение предусмотрен административный штраф или арест.

Данный вопрос не относится к компетенции органов финансовых расследований, однако, учитывая формат "Прямой линии", выскажу свое мнение по данному вопросу.

Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, а также их права установлены ст. 24 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 № 263-З "Об органах внутренних дел Республики Беларусь", права их сотрудников – ст. 25 этого Закона.

Данными статьями определено следующее:

органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции вправе требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы и т.д.;

сотрудники органов внутренних дел вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами, а также вызывать граждан по находящимся в производстве материалам и уголовным делам, делам об административных правонарушениях.

Кроме того, различным оперативным подразделениям, в т.ч. органам внутренних дел, предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Республики Беларусь (ст. 7 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 307-З "Об оперативно-розыскной деятельности").

Таким образом, требования, предъявляемые управлением экономической безопасности МВД к организации, правомерны.

Отказ организации исполнить официальное требование сотрудников органов внутренних дел влечет применение административной ответственности, предусмотренной ст. 23.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В случае установления нарушений законодательства, относящихся к компетенции органов финансовых расследований, материалы проверки будут направлены по подведомственности.

Справочно: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административный арест.

У компании много поставщиков, и ей сложно на стадии заключения договора определить, является ли ее партнер добросовестным налогоплательщиком.

Какие способы по проверке сведений о контрагенте могут порекомендовать проверяющие?

Можно посоветовать:

– выбирать контрагентов с устойчивой репутацией, долго работающих на рынке, отдавая приоритет организациям с государственной долей собственности;

– пользоваться сведениями Реестра подозрительных организаций;

– заключать сделки при личной встрече с руководителем организации (покупателя/продавца), исключая отправку договора по почте;

– применять иные способы определения добросовестности партнера (банковская гарантия, письма поручительства и др.).

Можно ли обжаловать действия работников органов финансовых расследований?

Можно.

Такая возможность предусмотрена ст. 5 Закона № 414-З*, из которой следует, что граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) работников органов финансовых расследований |*|, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд.
__________________________
* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).

* Вопросы, разъясняющие порядок и особенности проведения финансовой милицией проверок, доступны всем на портале GB.BY

При этом необходимо учитывать, что в случае обжалования, например, административного решения должен быть применен обязательный административный (внесудебный) порядок обращения с соответствующей жалобой в вышестоящий орган (при его наличии), установленный п. 3 ст. 30 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З "Об основах административных процедур".

Иными словами, обращение в суд возможно только после обращения с административной жалобой в вышестоящий орган финансовых расследований.

Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Справочно: объектом обжалования по правилам гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) может быть:

– ненормативный правовой акт государственного органа, органа местного управления и самоуправления;

– действия государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица;

– бездействие государственного органа, органа местного управления и самоуправления или должностного лица.

Отметим, что при рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативного правового акта и обжаловании действий (бездействия) в первую очередь применяются нормы гл. 25 ХПК, а во вторую – иные нормы ХПК.

Заявления, рассматриваемые в порядке, установленном гл. 25 ХПК, могут быть поданы в экономический суд в срок, установленный актами законодательства (часть вторая ст. 227 ХПК). Так, частью третьей ст. 78 Положения № 510 предусмотрено, что жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в экономический суд в течение года со дня их вынесения.

Специалисты органов финансовых расследований изъяли у организации оригиналы документов по финансово-хозяйственной деятельности.

В каких случаях производится изъятие оригиналов документов и каким документом оно должно быть оформлено?

Актом изъятия (актом приема-передачи).

Работники органов финансовых расследований |*| вправе изымать документы, предметы и вещи, которые могут являться вещественными доказательствами (ст. 14 Закона № 414-З*).

* Информация о проверках, проводимых финансовой милицией, доступна всем на портале GB.BY

______________________

* Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З "Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь" (далее – Закон № 414-З).

Как правило, изымаются копии документов.

Оригиналы документов, иные носители информации изымают:

– если отсутствует возможность снять с них копии (представить выписки из них);

– если организация отказалась представить проверяющим копии документов (выписки из них);

– при необходимости передачи оригиналов документов, иных носителей информации в органы уголовного преследования и суды;

– при использовании их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении;

– для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности.

Такое изъятие производится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии – в присутствии не менее 2 понятых (п. 40 Положения*).

______________________

* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Положение).

Факт изъятия (передачи) документов (оригиналов или копий) в рамках проводимой работниками органов финансовых расследований проверки оформляют актом изъятия (актом приема-передачи документов), в котором указывается следующая информация:

– название организации, у которой происходит изъятие (передача) документов, ее УНП;

– дата составления акта;

– причины изъятия (с указанием законодательной нормы);

– ФИО должностного лица организации, у которой изымаются документы;

– ФИО должностного лица финансовых расследований, производящего изъятие документов;

– перечень изымаемых документов, их краткое описание, количество страниц.

Такой акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых передается должностному лицу организации, где проводилось изъятие документов.

Подлежат ли изъятию документы, не относящиеся к проверяемому периоду?

Не подлежат.

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к нормам Положения, из которого следует, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие:

– в пределах своей компетенции вправе в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества (п. 4 Положения);

– обязаны требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке (абз. 6 п. 6 Положения).

Если организация считает, что проверяющий выходит за рамки своих полномочий, она вправе обжаловать его действия в порядке, определенном гл. 9 Положения.

Какие проверочные мероприятия проводятся с целью документирования преступной деятельности "лжеструктур"?

Проверочные мероприятия, проводимые с целью документирования преступной деятельности "лжеструктур" и их клиентов, можно разделить на 2 группы.

1. Сбор доказательств виновности "лжеструктуры" и их клиентов.

С этой целью проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 № 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон № 289-З): наблюдение; слуховой контроль; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи.

2. Сбор объективных доказательств неосуществления "лжеструктурой" уставной и предпринимательской деятельности.

Для этих целей в офисах "лжеструктур" проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные частью первой ст. 11 Закона № 289-З: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; наблюдение; слуховой контроль.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup