Минторг разъясняет: учтите нововведения законодательства в 2014 году в сфере торговли


В магазине розничной торговли истек срок годности нереализованного товара, полученного от поставщика по договору купли-продажи.

Возможно ли произвести возврат поставщику непроданных товаров, срок годности которых истек?

Возможно при соблюдении определенных условий.

Субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, субъектам общепита, осуществляющим деятельность в области общественного питания посредством организации сети общественного питания, запрещено:

– совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров, осуществляющего поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (хранения) которых истек;

– включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Приведенные нормы содержатся в п. 3 ст. 26 Закона.

Вышеуказанной нормой устанавливается запрет на понуждение поставщика продовольственных товаров к заключению договоров по приобретению продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек. Однако добровольное заключение таких договоров не будет являться нарушением запрета, установленного п. 3 ст. 26 Закона.

Что касается включения в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условий о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, то п. 3 ст. 26 Закона запрещает возврат таких товаров после истечения срока, определенного в договоре.

Полагаем, что формулировка "по истечении определенного срока", указанная в п. 3 ст. 26 Закона, означает: "по истечении срока, установленного сторонами в договоре".

Из п. 2 ст. 34 Закона следует, что он применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. По правоотношениям, возникшим до вступления в силу Закона, он будет применяться лишь к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Учитывая данную норму в договорах, заключенных до вступления в силу Закона, нет необходимости исключать положение о возврате товара с истекшим сроком годности (сроком хранения), а также товаров, не проданных по истечении определенного срока. Что касается договоров, заключаемых после вступления в силу Закона, то они должны соответствовать законодательству РБ.

Установлен ли в настоящее время запрет на заключение договора комиссии, предметом которого является поставка продовольственных товаров, между производителем и оптовой организацией?

Не установлен.

Определение термина "поставщик" приведено в п. 18 ст. 1 Закона. Так, под поставщиком товаров понимаются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности. Исходя из данного определения к поставщикам относятся как производители товаров (осуществляют поставку производимых товаров), так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю (осуществляют поставку закупаемых товаров).

При заключении договоров следует учитывать отдельные запреты, установленые п. 2 ст. 26 Закона, во взаимоотношениях между субъектом торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных магазинов, и поставщиками продовольственных товаров, осуществляющими поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины.

Заключение договора комиссии между производителем и оптовой организацией не противоречит нормам, оговоренным в подп. 2.3 п. 2 ст. 26 Закона.

Будет ли рассматриваться как "создание дискриминационных условий", в т.ч. препятствие для доступа на товарный рынок или выхода из него поставщиков продовольственных товаров, отказ предприятия торговли от заключения договоров поставки продовольственных и непродовольственных товаров с новыми поставщиками, которые предлагают свои товары для реализации и просят заключить с ними договоры на поставку товаров, в следующих случаях:

– у предприятия розничной торговли нет возможности размещения дополнительного оборудования и дополнительного ассортимента товаров на имеющихся выставочных площадях, полочном пространстве, в холодильном оборудовании магазинов, в складских помещениях;

– у предприятия розничной торговли имеется аналогичный широкий ассортимент товаров с примерно одинаковыми условиями поставки;

– введение нового поставщика будет ущемлять интересы партнеров, с которыми сложилось долгосрочное сотрудничество, так как будет сокращен ассортимент продукции, которая пользуется устоявшимся спросом у покупателя?

Не будет.

К числу дискриминационных условий, которые будут рассматриваться как неравные (неодинаковые), относятся те, которые выставляет субъект торговли поставщикам (или, наоборот, поставщик получателям товаров). Например, отдельным поставщикам предоставляются преимущества, кому-то, наоборот, создаются ограничения для доступа на товарный рынок (ситуации, в которых предпринимательская деятельность конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося на него попасть, станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях). Как правило, крупные торговые организации во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют 2 механизма воздействия, способные повлиять на уровень конкуренции на изучаемом рынке:

1) финансовый – бонусы (премии), плата за маркетинговые услуги, штрафы, гарантированная скидка;

2) административный – возврат нереализованного товара, запрет заключать договор с другим получателем товаров на аналогичных условиях и т.д.

Примерами дискриминационной и невыгодной для контрагентов политики торговых сетей в договорах поставки может служить:

– большая (более 45 дней) отсрочка платежей за реализованный товар, представляющая собой беспроцентный коммерческий кредит (заем);

– обязательство оплачивать услуги по замене товара, имеющего низкий уровень продаж;

– предоставление продавцом, а не поставщиком плана организации промоакций, а также их завышенная стоимость;

– право субъекта торговли на одностороннее расторжение договора поставки и др.

Учитывая вышеизложенное, отказ поставщику, предложившему условия поставки, аналогичные тем, по которым субъект торговли получает товар от других поставщиков, не может рассматриваться как дискриминационное условие, создающее препятствие для доступа на товарный рынок.

Взимается ли плата за упаковку при отпуске кулинарных изделий (салаты, блюда из мяса, пицца и др.) в магазинах?

Вид бесплатной упаковки определяет продавец.

Продавец обязан передать покупателю товары в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания в тару и (или) упаковку. При этом товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания дополнительной платы за упаковку, вид которой определяет продавец. Данная норма приведена в п. 25 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703). Исключение сделано только для упаковок для тортов, наборов пирожных и продаваемых в розлив напитков, цена которых включается в розничную цену товаров.

Важно! Продавец должен передать покупателю товар в бесплатной упаковке. Данная норма была предусмотрена ранее действовавшими нормативными документами. Продавец вправе определить, будет это бумага, полиэтиленовый пакет, пленка пищевая, контейнер, ланч-бокс либо иная упаковка. При реализации продукции собственного производства продавец также обязан предоставить бесплатную упаковку, но будут ли это полиэтиленовые пакеты, коробки, ланч-боксы или другая упаковка – определит сам продавец.

Если, например, продавец определил, что бесплатной упаковкой является полиэтиленовый пакет, то он предлагает покупателю сделать выбор: упаковать продукцию собственного производства в бесплатный полиэтиленовый пакет либо приобрести за плату иную упаковку. Обращаем внимание, что платная упаковка является товаром, на который должен быть оформлен ценник в порядке, установленном п. 22 Правил № 703.

Справочно: по мнению Минторга, цена упаковочных материалов должна быть сформирована в соответствии с частью пятой Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 22.07.2011 № 111.

В торговом объекте розничной торговли реализуются хлеб и хлебобулочные изделия.

Является ли обязанностью продавца реализация хлеба в нарезанном виде либо, учитывая специфику спроса, можно не оказывать данную услугу?

Обязанностью не является, но продавец может учитывать желание покупателя.

Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания (часть первая п. 66 Правил № 703). Данная норма не обязывает продавать хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более в нарезанном виде. По желанию покупателя такие товары могут быть разрезаны на равные части.

В приложении 2 к Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2014 № 25, определены виды, типы магазинов и размеры их торговых площадей.

Означает ли это, что специализированный (узкоспециализированный) магазин должен реализовывать конкретные товары и иметь площадь не менее 20 м2?

Означает.

Специализированный магазин – магазин, реализующий товары, 80 % и более которых относятся к одной группе товаров (п. 25 ст. 1 Закона).

Узкоспециализированный магазин в контексте определения специализированного магазина является его разновидностью, в котором реализуется один или несколько видов товаров одной группы.

Если магазин специализируется на продаже товаров какой-либо группы, например колбасных изделий из группы "Мясные продукты", конфет из группы "Сахарные кондитерские изделия", вина из группы "Алкогольные напитки" и т.д., то он относится к виду "Узкоспециализированный магазин". Тип магазина в таком случае будет: магазин "Колбасные изделия" или магазин колбасных изделий, магазин "Конфеты" или магазин конфет, магазин "Вина" или магазин вин (винный магазин) и т.д. Название магазина при этом может быть любым по усмотрению субъекта торговли. Торговая площадь таких магазинов должна быть не менее 20 м2. Прочими магазинами являются любые магазины, не соответствующие по каким-либо признакам указанным видам и типам.

Отдельными договорами с поставщиками оговорена выплата премии (бонуса) в пользу торговой организации за выборку определенного объема товаров.

Повлечет ли выплата данных премий (вознаграждений, бонусов) включение их в налогооблагаемую базу по НДС?

Не повлечет.

Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь признаются объектом обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). По данному вопросу сформировано также экспертное мнение МНС РБ (письмо от 29.08.2014 № 10-13/4726), согласно которому в соответствии с п. 5 ст. 97 НК при определении налоговой базы НДС не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетом по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Причитающиеся (полученные) покупателям торговые премии (бонусы) не подлежат включению в облагаемую базу по НДС, поскольку связаны с приобретением товаров, а не с их реализацией, в т.ч. и в случае заключения отдельного соглашения (договора) о выплате торговой премии (бонуса).

Возможность заключения договора, если иное не предусмотрено законодательными актами, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор), предусмотрена Гражданским кодексом РБ.

Запрещено устанавливать в договорах, предусматривающих поставки продовольственных товаров, в т.ч. обязательства субъекта торговли, осуществляющего розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, субъекта общественного питания, осуществляющего деятельность в области общественного питания посредством организации сети общественного питания, по оказанию услуг поставщику продовольственных товаров по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на продвижение этих товаров (подп. 4.4 п. 4 ст. 12 Закона).

Оказание поставщику продовольственных товаров вышеназванных услуг может осуществляться на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров (п. 5 ст. 12 Закона).

При оказании покупателем товаров поставщику услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и других подобных услуг, направленных на продвижение этих товаров, в соответствии с отдельно заключенным договором возмездного оказания соответствующих услуг вознаграждение (премия) за оказание таких услуг признается у покупателя (исполнителя) объектом обложения НДС.

В настоящее время введено понятие "цена договора, предусматривающего поставки продовольственных товаров" в связи со вступлением в силу Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" (далее – Закон).

Объясните, что означает данное понятие?

Субъект торговли, осуществляющий розничную торговлю посредством организации торговой сети или крупного магазина, и поставщик продовольственных товаров при заключении договоров, предусматривающих поставку продовольственных товаров, должны определять цену договора исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон с учетом требований белорусского законодательства о ценообразовании (п. 3 ст. 12 Закона).

Из данной нормы следует, что в договор, предусматривающий поставки продовольственных товаров, не могут включаться никакие виды вознаграждений.

Важно! Оказание поставщику продовольственных товаров услуг, указанных в подп. 4.4 п. 4 ст. 12 Закона: услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение этих товаров, необходимо осуществлять на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг, иных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки продовольственных товаров (п. 5 ст. 12 Закона).

Распространяются ли нормы абз. 4 подп. 2.2 п. 2 ст. 26 Закона в части снижения цен поставщиками продовольственных и непродовольственных товаров ниже уровня минимальных цен на товары, реализуемые в рамках ценовых акций (при снижении поставщиком отпускной цены и уменьшении розничным торговым предприятием уровня торговой надбавки)?

Закон запрещает поставщику продовольственных товаров снижать цену продовольственных товаров до уровня, который при условии установления субъектом торговли, получившим такие товары, торговой надбавки (наценки) к цене этих товаров не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже субъектами торговли, осуществляющими продажу аналогичных продовольственных товаров.

Пример 1. Реализация поставщиком товара по сниженным ценам позволяет формировать минимальную розничную цену

Поставщик поставляет субъекту торговли "А" товар по цене на 30 % ниже, чем остальным покупателям. В этом случае субъект торговли "А" даже при применении 30 % надбавки на этот товар сможет формировать более низкую цену на товарном рынке.

Поставщики могут предоставлять скидки субъектам торговли, но эти скидки должны быть одинаковыми для всех покупателей при одинаковых условиях (например, за крупную партию товара, постоянным надежным партнерам и т.д.).

Важно! При поступлении обращения субъектов торговли в соответствующие органы (как правило, антимонопольные) минимальную цену будут определять на основании мониторинга цен на аналогичные товары на соответствующем рынке.

Требования Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703), обязывают продавца в случае наличия в пищевых продуктах генетически модифицированных составляющих (компонентов) (далее – ГМО) доводить до сведения покупателей на потребительской таре и на ценнике информацию о содержании ГМО.

Каков порядок информирования покупателей о наличии ГМО в пищевых продуктах?

Производитель обязан наносить информацию о ГМО на потребительскую тару, продавец – на ценник.

Юридические и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и торговый оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, полученных с использованием ГМО, пищевых добавок, должны указывать на каждой единице потребительской тары (этикетке, контрэтикетке, ярлыке) или ином носителе информации сведения о том, что продовольственное сырье и пищевые продукты являются генетически модифицированными или в них содержатся ГМО (абз. 2 подп. 1.1.1 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 28.04.2005 № 434 "О некоторых вопросах информирования потребителей о продовольственном сырье и пищевых продуктах").

Аналогичные требования предусмотрены п. 15 Правил № 703.

Перечень продовольственного сырья и пищевых продуктов, подлежащих контролю за наличием ГМО, утвержден постановлением Минздрава и Госстандарта РБ от 08.06.2005 № 12/26.

Учитывая изложенное, обязанность по доведению до потребителей информации о наличии в пищевых продуктах ГМО на потребительской таре возложена на производителя (импортера) этих продуктов, на ценнике – на продавца. Наносить указанную информацию на потребительскую тару продавец должен в случае продажи продукции собственного производства, а также осуществления предпродажного фасования и упаковки развесных продовольственных товаров.

Магазин реализует в торговом зале как продовольственную, так и непродовольственную группу товаров.

Какие виды товаров не требуют затаривания в упаковку?

Продавец обязан передать покупателю товары в таре и (или) упаковке, за исключением товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания в тару и (или) упаковку. Данная норма определена п. 25 Правил № 703. Товары должны передаваться покупателю в упакованном виде без взимания дополнительной платы за упаковку, вид которой определяет продавец.

Приведенные требования к реализации товара основаны на нормах Гражданского кодекса РБ (далее – ГК).

Справочно: если договором не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового – способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. В случае, когда предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст. 451 ГК).

Покупатель вправе потребовать от продавца затарить и (или) упаковать товар либо заменить ненадлежащую тару и (или) упаковку, если иное не вытекает из существа обязательства или характера товара в случаях, когда подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке (ст. 452 ГК).

Реализация продовольственных товаров требует затаривания в следующих случаях:

– товары не упакованы производителем (поставщиком) в потребительскую тару (упаковку);

– весовые товары в упаковке производителя, в т.ч. колбасные изделия, сыры, сахарные кондитерские изделия и т.п. в оболочке, обертке, пленке, пергаменте, бумаге и других подобных упаковках;

– хлеб и хлебобулочные изделия, в т.ч. в упаковке производителя в случае их разрезания на части.

Не требуют затаривания следующие группы продовольственных товаров: овощи и фрукты с твердой кожурой (ананасы, арбузы, дыни, тыквы, авокадо, манго, помело и иные подобные овощи и фрукты, а также капуста).

По непродовольственным товарам требуют затаривания (при отсутствии упаковки производителя):

товары, которые могут быть повреждены (разбиты), загрязнены при транспортировке (постельное и нательное белье, чулочно-носочные изделия, посуда из стекла и фарфора, новогодние игрушки и другие подобные товары), а также мыло хозяйственное твердое и другие товары, которые могут загрязнить или повредить вещи покупателя;

– пуговицы, кнопки, гвозди, шурупы, фурнитура, бигуди, прищепки и другие подобные мелкие изделия;

– метражные товары (ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, нетканые материалы, ленты, кружево, тесьма, провода, шнуры и другие подобные);

– луковицы растений, рассада, семена, посадочный материал, мицелий и другие подобные товары;

– корма для животных, птиц и рыб.

Внимание! При реализации продукции собственного производства продавец обязан предоставить бесплатную упаковку. Вид этой упаковки (полиэтиленовые пакеты, коробки, ланч-боксы и т.д.) определяет продавец.

Пример 2. Покупатель имеет право приобрести товар в бесплатной либо платной упаковке

Продавец определил, что бесплатной упаковкой является полиэтиленовый пакет. В этом случае он предлагает покупателю сделать выбор: упаковать продукцию в бесплатный полиэтиленовый пакет либо приобрести за плату иную упаковку. Платная упаковка является товаром, на который должен быть оформлен ценник в порядке, установленном п. 22 Правил № 703.

Торговая площадь гипермаркета составляет 6 000 м2, из них 3 500 м2 отведено под реализацию продовольственных товаров. В зависимости от типа магазина (гастроном, универсам, супермаркет, гипермаркет) необходимо обеспечить соблюдение ассортиментного перечня продовольственных товаров. Данное условие оговорено в постановлении Минторга РБ от 08.05.2014 № 20 "О перечнях товаров" (далее – постановление № 20).

Возможно ли при определении перечня продовольственных товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, использовать тип магазина "супермаркет" с площадью 2 500–3 999 м2?

При разработке ассортиментного переч-ня товаров для продовольственного гипермаркета субъекту торговли необходимо руководствоваться приложением 1 к постановлению № 20 и включать в ассортиментный перечень товаров реализуемые группы и (или) виды продовольственных товаров с указанием количества разновидностей товаров, соответствующего фактической торговой площади магазина, отведенной под продовольственные товары.

Справочно: гипермаркет – продовольственный магазин с торговой площадью 4 000 м2 и более, в котором реализуется универсальный ассортимент продовольственных и широкий ассортимент непродовольственных товаров методом самообслуживания в сочетании с методами традиционного обслуживания, продажи товаров по предварительным заказам. Такое определение дано в Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2014 № 25.

Торговая площадь гипермаркета, отведенная под продовольственные товары, составляет менее 4 000 м2.

Какие требования предъявляются к разработке ассортиментного перечня товаров для магазинов такого типа?

В ассортиментные перечни товаров для магазинов с универсальным ассортиментом продовольственных товаров следует включать реализуемые группы и (или) виды товаров с указанием количества разновидностей товаров, соответствующего торговой площади магазина, отведенной под продовольственные товары (приложение 1 к постановлению № 20).

При реализации непродовольственной группы товаров в гипермаркете в ассортиментные перечни этих торговых объектов следует включать группы и (или) виды товаров с указанием количества разновидностей товаров и торговой площади магазина, отведенной под непродовольственные товары (приложение 4 к постановлению № 20).

Аналогичная норма предусмотрена для магазинов со смешанным ассортиментом, гастрономов, универсамов и супермаркетов (приложение 5 к постановлению № 20).

Учитывая вышеизложенное, при разработке ассортиментного перечня реализуемых товаров субъектам торговли следует исходить из указания количества разновидностей товаров, соответствующего фактической торговой площади магазина, отведенной под продовольственные и непродовольственные товары, и руководствоваться следующими нормативными документами:

– продовольственный гипермаркет – приложениями 1 и 4 к постановлению № 20;

– супермаркет – приложениями 1 и 5 к постановлению № 20.

Необходимо ли согласовывать с местным исполнительным органом ассортиментный перечень товаров, реализуемых в торговом объекте? Надо ли для согласования ассортиментного перечня товаров представлять в местный исполнительный орган санитарно-гигиеническое заключение, выданное региональным центром гигиены и эпидемиологии?

Нет.

Ассортиментный перечень товаров для розничного торгового объекта разрабатывает и утверждает субъект торговли для розничного торгового объекта исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, утверждаемого Минторгом. Ассортиментный перечень товаров зависит от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера. В него включаются классы и (или) группы, виды товаров и количество их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей). Приведенная норма предусмотрена в п. 3 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703.

Аналогичная норма содержится в ст. 21 Закона РБ от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь".

Согласования ассортиментного перечня товаров с местным исполнительным и распорядительным органом не требуется. Ассортиментный перечень товаров субъект торговли разрабатывает и утверждает самостоятельно на основании рекомендуемого перечня, утвержденного Минторгом.

Требования п. 1 ст. 12 Закона* обязывают организации торговли или общественного питания обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров.
__________________________
* Закон РБ от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания
в Республике Беларусь" (далее – Закон).

Каков порядок предоставления такой информации?

Речь идет об информации, которая определяет существенные условия договора поставки продовольственных товаров (ст. 402 Гражданского кодекса). Существенными являются условие о предмете договора, которое необходимо или обязательно для договоров данного вида, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из норм ст. 12 и 26 Закона в договорах поставки продовольственных товаров:

– не могут предусматриваться условия, перечисленные в пп. 4 и 6 ст. 12 Закона, а также те, которые могут создавать дискриминационные условия (препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него иных субъектов торговли и поставщиков продовольственных товаров и др.);

– должны быть указаны сроки оплаты полученных товаров.

Контрагент самостоятельно определяет для себя возможность (невозможность) заключения договора на таких условиях.

В то же время указание таких условий одной стороной и подписание другой стороной может служить основанием для признания договора (его части) в порядке, определенном гражданским законодательством, заключенным на дискриминационных условиях, и как следствие – признания сделки (ее части) недействительной.

Доступ к информации об условиях отбора контрагента, необходимой для заключения договоров поставки товаров, может быть обеспечен путем размещения информации на своих сайтах в сети Интернет или путем предоставления информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса (пп. 1–2 ст. 12 Закона).

Правомочны ли требования поставщиков по отношению к оптовой организации об указании в договорах сроков оплаты?

Правомочны по отдельным группам товаров.

Если стороны заключают договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи субъекту торговли, субъекту общепита, то срок оплаты таких товаров определяется по следующим правилам:

– продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен менее чем 9 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общепита;

– продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания;

– продовольственные товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен свыше 30 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров субъектом торговли, субъектом общественного питания. Приведенные требования оговорены в п. 7 ст. 12 Закона.

Торговая организация осуществляет продажу овощей, фруктов, бахчевых культур как в стационарных торговых объектах, так и вразвал (с лотков).

Каковы характерные особенности данного вида торговли и имеются ли отличия от традиционного метода торговли?

Термин "продажа товаров вразвал" в законодательстве не предусмотрен.

Продажа овощей и фруктов может осуществляться как в стационарных торговых объектах, так и в нестационарных, к которым относят передвижные средства разносной торговли (лоток, палатка и т.п.).

Требования к продаже овощей и фруктов с передвижных средств разносной торговли установлены в Санитарных нормах и правилах "Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих торговлю пищевой продукцией", утвержденных постановлением Минздрава РБ от 28.08.2012 № 132 (далее – Санитарные правила).

Хранение пищевой продукции непосредственно на полу торгового объекта организации мелкорозничной (торговой) сети без подтоварников или на земле не допускается (п. 201 Санитарных правил).

Реализация картофеля, свежей плодоовощной пищевой продукции, в т.ч. бахчевых культур, навалом с земли запрещена (п. 202 Санитарных правил). Аналогичная норма установлена для продажи бахчевых культур частями и с надрезами.

В холодный период года (при температуре наружного воздуха 0 °C и ниже) в нестационарных торговых объектах организаций мелкорозничной (торговой) сети запрещена реализация свежих овощей, фруктов и ягод (п. 208 Санитарных правил).

Справочно: в случае осуществления разносной торговли товарами юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов (подп. 31.3 п. 31 гл. 4 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16).

Требования п. 55 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703, обязывают не допускать наклеивание стикеров с информацией о товаре непосредственно на неупакованные продовольственные товары.

Касается ли данная норма реализации в торговом объекте лимонов?

Не касается.

Применительно к сфере розничной торговли лимон относится к плодам, кожура которых является несъедобной для человека, и поэтому наклеивать стикеры с информацией о товаре не запрещено.

Аргументы для данного вывода могут рассматриваться следующие. Положениями международного стандарта Кодекса Алиментариус CAC/GL 41-1993 "Части продукции, в отношении которых применяются предельно допустимые нормы на остатки, и которые анализируются" предусмотрено, что к овощам плодовым с несъедобной кожурой относятся дыня мускусная, дыня, тыква, тыквенные с твердой кожурой, арбуз; к плодам разным с несъедобной кожурой – авокадо, бананы, гуава, киви, манго, папайя, маракуйя, ананас.

Кроме того, существует около 20 видов субтропических и тропических плодов, кожура которых является несъедобной для человека: гранат, гренадилла, дуриан, залакка, звездное яблоко, змеиный фрукт (салак), кивано, кокос, лангсат, личи, лонган, маммея, мангостин, нойна, питайя (питахайя), рамбутан, сирсак и др.

По товароведческой оценке, кожура цитрусовых, в т.ч. лимона, является малоценной в пищевом отношении, т.е. является несъедобной для человека частью плодов.

Организация имеет в своем составе розничный торговый объект – специализированный магазин по продаже алкогольных напитков.

Необходимо ли при разработке ассортиментного перечня товаров для этого магазина включать в него все группы (виды) товаров, соответствующие торговой площади магазина?

Для розничного торгового объекта ассортиментный перечень товаров следует разрабатывать и утверждать исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, утверждаемого Минторгом, в зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных ?

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup