Отходы потребления: с 1 октября работаем по новым правилам


Филиал, входящий в состав ОАО, импортирует полиэтилен, упакованный в бумажную упаковку и полиэтиленовые мешки. В дальнейшем этот товар передается другому филиалу общества для изоляции производимого им кабеля. Данную продукцию применяют в строительстве линий электропередач (т.е. для бытовых нужд не используют).

Подпадают ли ввозимый товар и его упаковка под действие Указа № 313* и если да, то у какого из филиалов?
__________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).

Импортеры (поставщики) товаров, названных в приложении к Указу № 313, а также товаров в полимерной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров и упаковок.

Такая обязанность установлена подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 (далее – обязанность), но только в отношении юридических лиц. Поэтому в изложенной ситуации исполнить обязанность должны не филиалы, а юридическое лицо, их создавшее.

Ввозимый полиэтилен не подпадает под действие Указа № 313, поскольку он не включен в перечень товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров. Даже в случае отнесения товара к коду ТН ВЭД 3920 10, названному в приложении к Указу № 313 (товар не соответствует обязательному к применению в данном случае наименованию: плиты, листы, пленка и полосы или ленты, прочие, из пластмасс, непористые и неармированные, неслоистые, без подложки и не соединенные аналогичным способом с другими материалами, из полимеров этилена, для бытовых нужд и упаковки).

Что касается обязанности в отношении упаковки, в которую был упакован полиэтилен, то необходимо отметить, что ввоз полиэтилена и его передача в производство происходят в рамках одного юридического лица. Поэтому данное лицо вправе не исполнять обязанность по упаковке в рамках льготы, изложенной в абз. 12 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

Справочно: обязанность, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, не распространяется, в частности, на производителей и поставщиков в части полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, используемые в их деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих) при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для общехозяйственных нужд.

От редакции:

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства.

Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Имущество филиала юридического лица учитывается отдельно на балансе создавшего его юридического лица (отдельно в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения).

Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица (ст. 51 Гражданского кодекса РБ).

Для производителей полимерной и стеклянной упаковки, предназначенной для упаковки социально значимых товаров, Указом № 313 определена льгота, в соответствии с которой у тех не возникает обязанности по внесению платы оператору*.
__________________________
* Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор).

Каким образом применить данную льготу?

Действительно, подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 предусмотрено, что установленная обязанность не распространяется, в частности, на производителей и поставщиков в части произведенных и (или) ввезенных полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, предназначенных для упаковки и (или) в которые упакованы социально значимые товары, цены на которые регулируют Минэкономики, облисполкомы и Минский горисполком, по перечню, утверждаемому Советом Министров, лекарственные и ветеринарные средства, фармацевтические субстанции, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника и другие товары медицинского назначения, включая товары, используемые в ветеринарии, денежные знаки (абз. 3 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).

Чтобы воспользоваться этой льготой, необходимо выполнить определенные условия. Так, договор, предусматривающий поставку упаковки на рассмотренные цели, должен содержать:

– цель приобретения покупателем упаковки;

– условия представления покупателем документов, подтверждающих использование упаковки на эти цели.

Важно! Необходимо обратить внимание на некоторые моменты, не разъясненные Указом № 313, и порядок их применения. Так, Указ № 313:

1) не содержит конкретных названий документов, которые надо представлять для подтверждения использования упаковки на цели, указанные в абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

Полагаем, что в качестве таких документов может быть применено письмо(-а) за подписями руководителя и главного бухгалтера покупателя, в котором(-ых) будет изложена информация об использовании приобретенной у конкретного производителя и (или) поставщика упаковки (в т.ч. количество использованной упаковки, сроки использования и т.п. в соответствии с первичными учетными документами покупателя);

2) не конкретизирует момент, когда рассматриваемое исключение (льгота) может быть применено.

Полагаем, таким моментом является представление покупателем документов, подтверждающих использование упаковки на цели, предусмотренные в абз. 3 подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

В случае, когда покупателем не представлены данные документы в течение отчетного периода (квартала), следует в установленном порядке внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора плату исходя из количества ввезенных и (или) произведенных упаковок. В последующем эту сумму можно возвратить или зачесть в счет предстоящих платежей (как излишне уплаченную сумму) после представления покупателем указанных документов (часть седьмая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

Предприятие занимается сбором от населения и организаций нескольких видов вторичного сырья: макулатура, ПЭТ-бутылки, стеклобой.

Можно ли вывозить данное сырье за пределы Республики Беларусь?

Можно.

Чтобы правильно ответить на данный вопрос, вначале необходимо определить, что же такое вторичное сырье и вторичные материальные ресурсы.

Их определения содержатся в ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон):

вторичное сырье – это вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии (далее – энергия), выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами;

вторичные материальные ресурсы – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов.

Таким образом, в рассматриваемом вопросе предприятие собирает и предполагает к вывозу отходы.

Законодательство об обращении с отходами ограничивает вывоз только отходов, которые указаны в подп. 2.3 п. 2 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 (ст. 27 Закона). Их вывоз возможен при наличии заключения (разрешительного документа) на вывоз опасных отходов либо лицензии на вывоз с таможенной территории Таможенного союза опасных отходов.

Данный пункт не содержит отходы, перечисленные в вопросе. Следовательно, их можно вывозить за пределы Республики Беларусь без получения указанных документов.

Организация планирует осуществлять сбор и обезвреживание образующихся у населения энергосберегающих ртутных ламп, имеющих 1-й класс опасности. Образующиеся от обезвреживания остатки неопасны и подлежат утилизации на полигоне ТКО.

Надо ли уплачивать экологический налог за размещение остатков от обезвреживания на полигоне ТКО, если они не опасны и относятся к отходам потребления?

Надо.

В рассматриваемом вопросе отход "компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные", для которого классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, установлен 1-й класс опасности, предполагается к уничтожению с образованием, исходя из представленной информации, неопасного отхода(-ов), планируемого(-ых) к вывозу на захоронение на полигон ТКО.

При этом отработанные энергосберегающие лампы относятся по происхождению к отходам потребления, если они образовались в процессе жизнедеятельности человека. В то же время образующиеся в результате уничтожения данных ламп отходы относятся по происхождению к отходам производства, так как они образуются в процессе экономической деятельности предприятия (деятельности по обезвреживанию отходов).

Захоронение отходов производства в соответствии с п. 1 ст. 205 Налогового кодекса РБ (далее – НК) признается объектом обложения экологическим налогом. В приложении 8 к НК приведены ставки экологического налога за захоронение отходов производства, в т.ч. неопасных.

Таким образом, в данной ситуации возникает обязанность по уплате экологического налога за захоронение отходов производства.

Справочно: обезвреживание отходов – это деятельность, направленная на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в т.ч. приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств (за исключением деятельности по захоронению отходов), не связанная с их использованием;

отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов;

отходы производства – это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (ст. 1 Закона).

Организация импортирует продукты, которые упакованы в картонные коробки, а сверху в полиэтилен. С 1 октября 2014 г. в Указе № 313 появился новый вид упаковки – упаковка из комбинированных материалов.

Относится ли такая упаковка к упаковке из комбинированных материалов?

Не относится.

Упаковка из комбинированных материалов – это упаковка из бумаги и картона с покрытием, пропиткой или ламинированных пластмассой (за исключением клеев) (подп. 1.11 п. 1 Указа № 313). То есть это не многослойная упаковка из отдельных видов упаковочных материалов.

Таким образом, комбинированные материалы – это обособленный вид материалов, из которого изготавливается упаковка, подпадающая под действие Указа № 313.

Отметим, что данный вид материалов выделен как обособленный и в п. 4 технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки", утвержденного решением КТС от 16.08.2011 № 769 (далее – ТР ТС 005/2011, вступил в силу с 1 июля 2012 г.).

То есть указанные в рассматриваемом вопросе картонная коробка и полиэтиленовый пакет, учитывая материалы, из которых они изготовлены, являются отдельными видами упаковки исходя из классификации видов упаковки в соответствии с ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения".

От редакции:

До 1 октября 2014 г. у организаций, осуществляющих производство и ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, возникала обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование:

– отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих товаров;

– отходов тары, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313) (далее – обязанность).

С указанной даты терминология подп. 1.2 п. 1 Указа № 313 действует в новой редакции. Так, термин "потребительский товар" заменен на термин "товар"; термин "тара" – на "упаковка"; термин "пластмасса" – на "полимеры"; термин "тара на основе бумаги и картона" – на "упаковка из бумаги и картона". Он также дополнился новым видом упаковки – упаковка из комбинированных материалов.

Организация ввозит товар, упакованный в полиэтилен.

1. К какому виду упаковки относится полиэтилен – к полимерной или пластмассовой?

К полимерной упаковке.

Введение с 1 октября 2014 г. в Указ № 313 термина "полимерная упаковка" связано с использованием этого термина в ТР ТС 005/2011. Из него следует, что полимерная упаковка – это один из видов упаковки в зависимости от материала, из которого она изготовлена (п. 4).

Согласно справочным источникам:

полимеры – это вещества, состоящие из "мономерных звеньев", соединенных в длинные макромолекулы химическими или координационными связями;

пластмасса – это органические материалы, основой которых являются синтетические или природные полимеры, под действием нагревания и давления способные формироваться и сохранять заданную форму после охлаждения или отвердения.

То есть понятие "полимеры" является более широким и включает в себя пластмассы.

К полимерам, полученным синтетическим путем, в частности, относятся полиэтилен (высокого или низкого давления), полипропилен, поливинилацетат, полистирол, поливинилхлорид и т.д. Названные полимеры относятся к термопластичным материалам. Из всех этих полимеров делают упаковку, так как это термоформуемые материалы.

Таким образом, полиэтиленовая упаковка относится к полимерной упаковке.

2. Каким кодом ТН ВЭД ТС надо классифицировать эту упаковку?

Полимерная упаковка относится к товарной позиции "изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс, пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс", классифицируемой кодом ТН ВЭД ТС 3923.

От редакции:

Для того чтобы правильно определить, какая упаковка относится к полимерной упаковке, подпадающей под действие Указа № 313, надо руководствоваться приложением 3 к ТР ТС 005/2011.

В нем каждому полимеру, используемому для изготовления упаковки, присвоено свое буквенное и циферное обозначение. Эти обозначения должны быть в обязательном порядке нанесены на всю упаковку, производимую и поставляемую в Республику Беларусь.

Организация импортирует из России детские книги, упакованные в бумагу.

1. Возникает ли в данном случае предусмотренная Указом № 313 обязанность по сбору и обезвреживанию отходов?

Возникает.

Импортеры, осуществляющие, в частности, ввоз товаров в бумажной упаковке, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств бумажной упаковки, в которую были упакованы ввезенные товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).

Таким образом, организация-импортер подпадает под действие Указа № 313.

Эту обязанность можно выполнить одним из нижеуказанных способов:

– путем применения собственной системы сбора отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов упаковки;

– путем заключения с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за оказанную услугу (далее – оператор и плата).

При выборе последнего способа импортер обязан определить количество упаковки, в которую упакован ввезенный товар, а также ее виды.

Эти сведения организации необходимы для расчета суммы платы, вносимой на счет оператора.

Определять величину платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары следует производить исходя из размеров, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708.

2. Как правильно определить количество упаковки (рассчитать ее массу)?

Сведения о количестве и видах упаковки могут быть указаны в договоре (контракте), товаросопроводительных документах на поставку товаров.

Также количество и виды упаковки импортер товаров может определить самостоятельно путем проведения взвешиваний (замеров) образцов (группы образцов) упакованных товаров или упаковки, позволяющих определить количество упаковки на единицу товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров.

После того как организация определила вид упаковки и ее количество, она должна составить акт о массе одной единицы определенного вида упаковки (тары), подписанный бухгалтером и руководителем организации, с последующим применением этих сведений в отношении поставляемых в упаковке товаров.

От редакции:

С 1 октября 2014 г. налоговые органы наделены правом контроля за выполнением производителями и импортерами обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.

Соответственно одним из объектов контроля будет плата, направляемая оператору, т.е. правильность ее расчета.

Поэтому таким организациям рекомендуем информацию о количестве и видах упаковки, а также расчет платы оператору, оформлять, например, справкой, подписанной бухгалтером, осуществляющим расчет платы.

3. Имеются ли ограничения по минимальной сумме платы оператору?

Ни минимальная, ни максимальная суммы платы Указом № 313 не установлены.

В то же время с 1 октября 2014 г. в Указе № 313 для организаций, вносящих плату оператору менее 1 базовой величины, есть небольшое новшество.

Такие организации вправе внести плату на текущий (расчетный) банковский счет оператора единоразово – не позднее 22 января года, следующего за годом, на который приходится дата возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (часть пятая подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

Справочно: дата возникновения обязанности определяется в соответствии с частью четвертой подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.

Организация в сентябре импортировала в Республику Беларусь моющие средства, упакованные в картонные коробки и полиэтиленовую пленку.

В отношении картонных коробок предусмотренная Указом № 313 обязанность была выполнена путем внесения платы оператору. Товары в настоящее время полностью не реализованы.

Надо ли организации довнести плату за полиэтиленовую упаковку, если по состоянию на 1 октября т.г. имеется остаток товаров?

Не надо.

Дата вступления новой редакции Указа № 313 в силу – 1 октября 2014 г. (п. 3 Указа Президента РБ от 28.07.2014 № 381).

Каких-либо иных указаний, в т.ч. и в части придания нововведениям "обратной силы", данный пункт не содержит.

Следовательно, организация-импортер не должна по ввезенным до 1 октября т.г. товарам вносить дополнительную плату за полиэтиленовую упаковку.

Предприятие производит продукцию и упаковывает ее в бумагу, которую ввозит из России. Часть продукции реализуется на территории республики, часть – вывозится в Литву и Россию.

Возникает ли у производителя обязанность в отношении ввозимой упаковки?

Возникает, но можно применить льготу.

Если предприятие осуществляет ввоз бумажной упаковки, которую затем использует для упаковки производимой продукции, то у данного предприятия возникает обязанность, предусмотренная частью первой подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.

В то же время такой производитель вправе воспользоваться льготой, определенной абз. 4 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.

Так, в частности, обязанность не распространяется на производителей, которые ввезли бумажную и (или) картонную упаковки, предназначенные для упаковки и (или) в которые упакованы товары, реализованные за пределы Республики Беларусь.

Освобождение от обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов упаковки возникает только с даты вывоза товаров за пределы Республики Беларусь.

Таким образом, предприятию для применения льготы необходимо иметь подтверждение даты вывоза товаров в той или иной форме (товаросопроводительные документы, экспортная декларация с таможенными отметками о вывозе (в случае если таможенное декларирование предусмотрено), подтверждение о вывозе товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь, выдаваемое таможенными органами, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства, и т.п.).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup