AA

Налоговое законодательство Беларуси и России: сравним, в чем выгода и где потери для белорусских плательщиков

Сегодня налоговые системы Беларуси и России максимально сближены по составу взимаемых видов налогов и сборов. Однако есть и существенные отличия. Проанализируем основные положительные и отрицательные моменты для белорусских налогоплательщиков.

Сближение налоговых систем государств

В Республике Беларусь Налоговым кодексом установлено 18 видов налогов и сборов и 9 специальных налоговых режимов.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает 15 видов налогов и сборов и 6 специальных налоговых режимов. При этом ряд налогов и сборов выведен за пределы Налогового кодекса и установлен другими правовыми актами (например, экологический и утилизационные сборы – Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Применяются единые ставки вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов, ставки ввозных таможенных пошлин (Единый таможенный тариф ЕАЭС), а также подоходного налога с физических лиц (13 %) и НДС (20 %).

Избежать двойного налогообложения и предотвратить уклонение от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество позволяет применение норм соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 21.04.1995.

Сближение налоговых систем государств обеспечивается также в рамках ЕАЭС путем применения единого порядка администрирования НДС |*| и акцизов во внутренней торговле (см. Протокол [1]).

* Ошибки при исчислении НДС при сделках с российскими контрагентами

Проводится работа по установлению одинаковых механизмов обложения НДС услуг в электронной форме.

Необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах и, в отличие от налогового законодательства Беларуси, не включает в себя акты Главы государства.

Вместе с тем в настоящее время в Беларуси большой сегмент в сфере налоговых правоотношений регулируется именно актами Президента Республики Беларусь (в т.ч. в части предоставления налоговых льгот инвесторам, субъектам хозяйствования при осуществлении деятельности в отдельных сферах деятельности и на определенных территориях и пр.).

Наиболее существенные различия – в некоторых особенностях применения НДС, социальных платежей, налога на недвижимость, налога на прибыль, составе и порядке применения особых режимов налогообложения, а также по видам подакцизных товаров. Рассмотрим основные моменты.

 

Налог на добавленную стоимость

1. Ряд категорий плательщиков НДС в Беларуси исчисляют НДС по факту поступления оплаты за товар.

В России такая возможность отсутствует и НДС следует исчислять сразу за тот отчетный период, в котором произведена отгрузка товаров.

В случае перехода на исчисление НДС по российскому принципу у многих белорусских плательщиков будет утрачен источник уплаты НДС. Налог придется платить за счет собственных средств, а не за счет поступившей выручки, что существенно ухудшит их финансовое положение.

2. В Беларуси применяется ограничение вычета НДС |*| пределами суммы НДС, исчисленной от операций внутри страны. Кроме того, по суммам НДС, уплаченным при ввозе потребительских товаров из-за пределов ЕАЭС, установлена отсрочка по их вычету на 30 дней.

* Определение отчетного периода для вычета НДС

В России таких ограничений нет.

 

Акцизы

В целом объекты обложения акцизами в Беларуси и России сопоставимы:

– алкогольная продукция;

– табачные изделия;

– нефтепродукты (автомобильное топливо).

Вместе с тем в России перечень подакцизных товаров несколько шире. В частности, акцизами облагаются электронные сигареты и жидкости для них, прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, средние дистилляты, авиационный керосин и природный газ, а также отдельные виды транспортных средств. В Беларуси они исключены из перечня подакцизных товаров в 2014 г. ввиду незначительных поступлений в бюджет.

 

Страховые взносы

Совокупный размер тарифа страховых взносов в России в 2019 г. составляет 30 %.

Справочно: страховые взносы составляют:

1) на пенсионное страхование:

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10 %;

2) на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9 %;

3) на медицинское страхование – 5,1 %.

Общий размер отчислений в ФСЗН в Республике Беларусь – 35 % (34 % уплачивает наниматель и 1 % – работник).

 

Налог на недвижимость (имущество)

В России ставки налога на имущество для организаций не могут превышать 2,2 % среднегодовой стоимости имущества. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать 2 %.

В Беларуси налог на недвижимость |*| уплачивается по ставке в размере 1 % от остаточной стоимости капитальных строений, при этом местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) до 2,5 раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.

* Об уплате налога на недвижимость в 2019 г.

 

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль в Республике Беларусь на 2 процентных пункта ниже, чем в России (18 % против 20 %).

Кроме того, с 1 января 2019 г. в отношении доходов инвесторов (дивидендов) в Беларуси существенно понижены ставки по налогу на прибыль (до 6 % и полного освобождения).

В то же время в соответствии с нормами российского Налогового кодекса уровень налоговых изъятий инвесторов при аналогичных условиях составляет 13–15 %.

 

Особые режимы налогообложения

Несмотря на схожесть состава особых режимов налогообложения, условия применения ряда из них в Беларуси и России отличаются.

Так, применение в России упрощенной системы налогообложения, являющейся наиболее привлекательным режимом в Беларуси (в настоящее время ее применяет около половины всех плательщиков), не допускает возможности уплаты НДС и предусматривает принципиально иные (во многих случаях более жесткие) подходы к определению отдельных элементов налогообложения.

По сравнению с Беларусью, в России более широкую сферу охватывает единый налог на вмененный доход.

В Беларуси данный режим применяется только организациями и только в отношении оказания услуг по техобслуживанию и ремонту автомототранспортных средств и даже в этих условиях вызывает обоснованные нарекания со стороны плательщиков.

В Российской Федерации существуют особые налоговые режимы, не предусмотренные белорусским налоговым законодательством, ввиду отсутствия необходимости в их наличии (например, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и, напротив, отсутствуют особые режимы, на протяжении длительного времени применяемые в Беларуси (для лотерейной деятельности и деятельности, связанной с проведением электронных интерактивных игр, деятельности в сфере агроэкотуризма) и зарекомендовавшие себя с положительной стороны.

В сфере налогообложения физических лиц законодательство Российской Федерации не предусматривает механизмов налогообложения ремесленной деятельности, а в отношении налогообложения деятельности «самозанятых» в России действуют принципиально иные походы (базируются на налогообложении фактически полученных доходов, что создает излишнюю нагрузку в части налогового администрирования).

Отказ от специального налогового регулирования в Беларуси перечисленных сфер деятельности приведет к росту налоговой нагрузки на плательщиков при одновременном усложнении налогового администрирования.

 

Утилизационный сбор

Ставки утилизационного сбора в Беларуси в отношении ряда транспортных средств |*| превышают ставки, установленные в России.

* Об утилизации транспортных средств

Различия в ставках налогов являются объективным следствием особенностей экономик Беларуси и России (производственно-сырьевая база, объем трудовых ресурсов) и используемых механизмов повышения их инвестиционной привлекательности, объемов бюджетов, способов формирования их доходов и размеров финансирования социальных расходов.

Документы к статье

[1] Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Протокол)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup