AA

Каким образом после 27 декабря 2021 года списывать товарные потери на «забывчивость» покупателей в розничной торговле?

В торговых организациях товарные потери обусловлены процессом хранения, транспортировки и (или) реализации товаров. Выявленные при инвентаризации товарные потери в пределах норм естественной убыли включались в расходы на реализацию или списывались за счет образованного резерва. Потери от недостачи в связи с хищением, в т.ч. в связи с «забывчивостью» покупателей, в розничной торговле в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров не включались в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Приведенный механизм списания товарных потерь в организациях торговли действовал до 27 декабря 2021 г. – момента вступления в силу постановления МАРТ Республики Беларусь от 01.10.2021 № 66 «Об установлении норм товарных потерь» (далее – постановление № 66). Этот документ обязывает организации торговли руководствоваться новыми нормами потерь на товары при их транспортировке, хранении и реализации. Одновременно постановлением № 66 отменен приказ Минторга Республики Беларусь от 27.10.1999 № 113 (далее – приказ № 113), который регулировал порядок списания потерь товаров на «забывчивость» покупателей в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров.

В связи с этим у бухгалтеров возникает вопрос:

Каким образом после 27 декабря 2021 года списывать товарные потери на «забывчивость» покупателей в розничной торговле?

 

Специалист МАРТ:

– На официальном сайте МАРТ Республики Беларусь (www.mart.gov.by) размещено разъяснение, где оговорено, что на товары, не включенные в постановление № 66, нормы товарных потерь устанавливаются руководителем организации по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.

Установление норм товарных потерь на «забывчивость» покупателей можно также отнести к компетенции руководителя организации по согласованию с собственником.

 

Специалист Минюста:

– По нашему мнению, приказ № 113 не обладал признаками нормативного правового акта. Поэтому отмена данного ведомственного документа не означает необходимости разработки и согласования с собственником дополнительных норм потерь на «забывчивость» покупателей.

 

Юлия Михайловна, главный бухгалтер:

Дополнительные товарные потери являются неизбежным следствием применения метода самообслуживания в торговле. Списание фактических потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей необходимо производить в пределах норм, утвержденных собственником торговой организации, в случае, если сумма выявленной в результате инвентаризации недостачи товаров превышает сумму естественной убыли и нормируемых потерь от боя, лома и порчи товаров. Целесообразно организациям разработать дополнительные нормы на «забывчивость» покупателей, согласовать их с собственником и закрепить в учетной политике на 2022 г.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup