AA

Особенности контроля за соблюдением налогового законодательства: реалии 2019 года

В 2018 г. не проводились выборочные проверки. Однако бюджет страны, по данным статистики, только приумножился.

Бизнес страны ожидал в 2019 г. иных послаблений в контрольной сфере, которые были обещаны государством.

Давайте разберемся, что получилось в итоге и к чему надо подготовиться всем белорусским субъектам хозяйствования, чтобы исключить при проверке фактор неожиданности.

Соблюдение плательщиками налогового законодательства в 2018 г. при наличии моратория на выборочные проверки

В конце 2017 г. приняты наиболее прорывные с точки зрения конкретных изменений правовой среды для активного развития бизнеса законодательные акты Главы государства:

Декрет № 7 [1];

Декрет № 8 [2];

Указ № 376 [3], который существенно сместил акценты в реализации государством своих контрольных функций.

В 2018 г. важным шагом со стороны государства стало заявление об отмене Указа № 488 [4] |*| (данное обещание было реализовано уже в 2019 г. с принятием Указа № 151 [5]).

* Порядок отражения в учете последствий признания ПУД в рамках Указа № 488 не имеющими юридической силы 

На протяжении 2018 г. государственные органы, наделенные контрольными (надзорными) полномочиями, разрабатывали ведомственные нормативные правовые акты оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки во исполнение части третьей п. 9 Указа № 510 [6] на основании Методики формирования системы оценки риска [7].

В 2018 г. выборочные проверки не проводились, так как существенным образом была изменена система рискоориентированного подхода и первый план выборочных проверок в соответствии с новыми требованиями Указа № 510 был составлен на 1-е полугодие 2019 г. и размещен на сайте КГК.

Таким образом, в 2018 г. в стране проводились только внеплановые проверки, т.е. действовал неофициальный мораторий на проведение выборочных (бывших плановых) проверок. В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что по данным пресс-службы МНС (belta.by-экономика 05.02.2019), за 2018 г. налоговые органы обеспечили поступление доходов в бюджет страны 24,825 млрд. руб., или 100,8 % плановых назначений консолидированного бюджета.

При этом сверх плана в бюджет поступило 195,2 млн. руб. Поступления платежей в сопоставимых ценах превысили уровень 2017 г. на 6,6 %, удельный вес составил 20,8 %.

Примечательным является тот факт, что удельный вес всех платежей организаций негосударственной формы собственности в 2018 г. составил 47,9 % (это на 0,5 процентного пункта больше, чем в 2017 г.), а удельный вес в общей сумме доходов платежей организаций государственного сектора экономики составил 46,8 %. Таким образом, в 2018 г. совокупный процент поступлений в бюджет от организаций составил 94,7 %.

Важно! Приведенные данные являются объективным свидетельством того, что даже когда контролирующие органы не проводят проверки деятельности на плановой основе, интересы бюджета не страдают.

Более того, статистика формирования налоговых доходов бюджета в 2018 г. свидетельствует об устойчивой дисциплинированности плательщиков по исполнению налоговых обязательств.

 

Кто сейчас проверяет вопросы соблюдения плательщиками налогового законодательства и как: все о новых правилах контроля

Знаковым событием 2019 г., влияющим на формирование бизнес-среды и инвестиционного климата, является вступление в силу с 1 января:

– новой редакции НК [8];

– Указа № 151 |*|, который содержит нормы, регулирующие контрольные полномочия органов финансовых расследований по применению положений п. 4 ст. 33 НК.

* Комментарий к Указу № 151

Как и ранее, проверки вопросов налогового законодательства проводят налоговые органы и органы комитета государственного контроля (пп. 1 и 13 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом № 510). Проверки вопросов соблюдения налогового законодательства могут быть:

Основным различием между проверками выборочными и внеплановыми является фактор неожиданности внеплановой проверки.

План выборочных проверок формируют органы Комитета госконтроля на полугодие и размещают на официальном сайте КГК либо его органов в Интернете соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (пп. 15, 21 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510).

Таким образом, проверяемый субъект заранее знает, в каком месяце текущего года его деятельность будет подвергнута выборочной проверке, кем и по каким вопросам.

С внеплановыми проверками все обстоит иначе. Проверяемый субъект узнает о том, что его проверяют, в момент, когда ему фактически вручают предписание о проведении проверки.

Указом № 376 были изменены подходы к проверяемому периоду при проверке вопросов соблюдения налогового законодательства. Так, в настоящее время в соответствии с п. 16 Указа № 510 проверка соблюдения налогового законодательства проводится за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами.

А законодательными актами иное установлено.

Так, новая редакция НК содержит основание для проведения проверки соблюдения налогового законодательства за период более чем 5 лет.

Это возможно, когда плательщик представляет уточненные налоговые декларации:

– по налогу на прибыль, согласно которым увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией;

– по НДС, согласно которым увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной декларацией по НДС (п. 4 ст. 74 НК).

Важно! Учитывая отсылочную норму п. 16 Указа № 510  и основания п. 4 ст. 74 НК, любая проверка соблюдения налогового законодательства (как выборочная, так и внеплановая) может проводиться более чем за 5 лет.

Кроме этой нормы НК содержит положения, позволяющие корректировать налоговую базу и (или) суммы подлежащих уплате (зачету, возврату) налогов (сборов) по результатам проверки (п. 4 ст. 33 НК) |*|.

* Вопрос недели, посвященный проблемам применения ст. 33 НК

В связи с принятием Указа № 151 внесены изменения в п. 10 Положения № 87 [9], согласно которым ДФР с 1 января 2019 г. наделен правом составления заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК.

Претерпел изменения и п. 8 Указа № 510. КГК и его органы, Таможенный комитет и таможни, МНС и его территориальные органы в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения по основаниям п. 4 ст. 33 НК, при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, в отношении которых составлены заключения, могут назначать и проводить проверки, невзирая на положения п. 7 Указа № 510.

Важно! Пунктом 7 Указа № 510 установлен мораторий на проверки субъектов, с даты госрегистрации которых не прошло 2 лет.

Процедура проведения выборочной и внеплановой проверки одинакова:

– обязательное предъявление служебного удостоверения и наличие предписания на проведение проверки;

– внесение записи в книгу проверок проверяемого субъекта;

– проверяющие вправе требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества;

– проверяющие вправе истребовать от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;

– при необходимости могут проводиться встречные проверки;

– документы и носители информации могут изыматься при проверке;

– по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения, составляется акт проверки и выносится решение.

Вместе с тем, как мы уже указали выше, в результате комплексного изменения законодательных актов, регламентирующих вопросы государственного контроля в целом и вопросы соблюдения налогового законодательства в частности, проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства могут проводиться не более чем за 5 лет, а в определенных случаях – более чем за 5 лет.

К таким случаям согласно части второй п. 16 Указа № 510, в частности, относятся:

– проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета госконтроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

– проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

– проверки по основаниям п. 4 ст. 74 НК (уточненные декларации).

Обращаем внимание на тот факт, что для контрольщиков не предусмотрена в отношении субъектов, по которым составлены заключения по п. 4 ст. 33 НК, а также контрагентов, совершавших операции с такими субъектами, самостоятельная возможность проведения проверки более чем за 5 лет. Целесообразно предположить, что такие проверки могут проводиться за более чем 5-летний период по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета госконтроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей.

Резюмируя, отметим следующее. Вопросы, связанные с проведением проверок налогового законодательства, имеют ряд особенностей:

– максимальный период, за который эти вопросы могут быть проверены, составляет 5 лет, если не имеется рассмотренных выше оснований провести проверку более чем за 5 лет;

– при выявлении факта наличия заключения в отношении вашего контрагента по п. 4 ст. 33 НК может быть проведена проверка как субъекта, с даты регистрации которого не прошло 2 года, так и за период, превышающий 5 лет |*|.

* Текст письма МНС Республики Беларусь от 17.04.2019 № 8-2-11/00243 «О проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства»

Вместе с тем на основании подп. 10.8 п. 10 Положения № 87, в редакции Указа № 151, назначения и проведения проверки по Указу № 510 можно избежать.

Это возможно, если субъект решит воспользоваться предложением ДФР и самостоятельно осуществит корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога по операциям с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение по п. 4 ст. 33 НК.

Документы к статье

[1] Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7)

[2] Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8)

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376)

[4] Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488)

[5] Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 151)

[6] Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510, в редакции Указа № 376 (далее – Указ № 510)

[7] Методика формирования системы оценки риска, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 (далее – Методика формирования системы оценки риска)

[8] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[9] Положение о Департаменте финансовых расследований Комитета государственного контроля, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.2009 № 87 (далее – Положение № 87)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup