Переоценка в 2014 и 2015 годах (Комментарий к указам Президента РБ от 20.10.2006 № 622 и от 16.01.2014 № 37)


Переоценку за 2013 г. (на 1 января 2014 г.) все организации должны провести на основании действующих норм Указа № 622*. Подходы к проведению переоценки, заложенные вновь принятым Указом Президента РБ от 16.01.2014 № 37 (далее – Указ № 97), начнут действовать только в отношении переоценки на 1 января 2015 г.
___________________________________

* Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» (далее – Указ № 622).

Основные правила переоценки за 2013 г.

В соответствии с требованиями Указа № 622 переоценке подлежат основные средства, не завершенные строительством объекты и неустановленное оборудование, числящиеся в бухгалтерском учете в составе внеоборотных активов (книге учета доходов и расходов).

При этом переоценка незавершенных строительством объектов и неустановленного оборудования проводится:

• организациями с долей государства более 50 % и без доли иностранного инвестора – в обязательном порядке;
• организациями с долей государства менее 50 % и (или) с долей иностранного инвестора – по решению организации или собственника ее имущества.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2014 г. переоценка не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования может проводиться в обязательном порядке или организации могут сами принять такое решение. Полная отмена переоценки указанных объектов законодательством не предусмотрена.

Результаты переоценки отражают на 31 декабря 2013 г. (кроме Нацбанка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

Индексы для проведения переоценки опубликованы в «ГБ», 2014, № 3, с. 90–92.
 

Основные правила переоценки за 2014 г.: новации

1. Уточнен состав переоцениваемого имущества

Для целей бухгалтерского учета долгосрочные активы, предназначенные для сдачи в аренду или лизинг, в ряде случаев организация переводит из состава основных средств в состав доходных вложений в материальные активы и учитывает на отдельном счете 03 «Доходные вложения в материальные активы».

С учетом того что такие активы по экономической сути аналогичны основным средствам, но отличаются от них только характером использования, в настоящее время переоценка имущества, учитываемого в качестве доходных вложений в материальные активы, производится на основании Инструкции по переоценке** с применением всех подходов, предусмотренных для переоценки основных средств.

Закрепление необходимости переоценки доходных вложений в материальные активы на уровне указа призвано более четко отразить состав переоцениваемого имущества, соответствующий подходам его отражения в бухучете.
_______________________________________
** Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37.


2. Из состава переоцениваемого имущества исключены объекты незавершенного строительства

С 1 января 2015 г. затраты, относимые к объекту строительства, переоцениваться не будут (подп. 1.1.2.2 п. 1 Указа № 37). То есть исключаться из состава переоцениваемого имущества будут затраты, формирующие непосредственно стоимость объекта строительства.

Важно! При этом оборудование, не требующее монтажа, а также смонтированное (установленное), учитываемое в составе объектов строительства и принимаемое к учету в качестве отдельных объектов основных средств после его завершения, будет переоцениваться в общеустановленном порядке.


3. Из состава переоцениваемого имущества исключены основные средства, по которым принято решение о выбытии

Выбытие объектов следует рассматривать в широком смысле, как оно трактуется в законодательстве по бухгалтерскому учету: любое выбытие объекта на возмездной или безвозмездной основе (реализация, безвозмездная передача, внесение объекта в качестве вклада в уставный фонд и т.п.).

Отмена переоценки основных средств, по которым принято решение о выбытии, предусмотрена на период с момента принятия решения в соответствии с законодательством до даты выбытия. Если же фактического выбытия не происходит либо решение о выбытии отменяется лицом (органом), его принявшим, то к таким объектам применяют общие подходы по переоценке.


4. Изменен критерий обязательной переоценки

Установлен новый критерий, при достижении которого переоценка будет являться обязательной: уровень инфляции в ноябре текущего календарного года к дате последней обязательной переоценки, проведенной в соответствии с законодательством, должен превысить 100 %.


5. Отменен дифференцированный подход к переоценке имущества в зависимости от доли государства в уставном фонде организации

Указ № 37 предусмотрел единый для всех организаций подход в зависимости от видов переоцениваемого имущества:

• для зданий, сооружений, передаточных устройств (являющихся отдельными видами основных средств или доходных вложений в материальные активы) переоценка обусловлена уровнем инфляции;
• в отношении всех иных видов основных средств, доходных вложений в материальные активы (т.е. кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке предусмотрено проведение переоценки по решению организации или собственника имущества.


6. Отменена возможность покрытия убытков от хозяйственной деятельности, в т.ч. от списания имущества, за счет фонда переоценки

Указом № 37 предусмотрена норма о недопустимости направления сумм дооценки на покрытие убытков от ее хозяйственной деятельности (в т.ч. убытков от списания имущества). При списании объектов переоцениваемого имущества результат от их выбытия должен быть отражен в составе финансовых результатов текущего периода в полном объеме.

Фонд переоценки показывает потенциальный источник финансовых ресурсов организации, который будет формироваться на протяжении всего срока использования основного средства до его полной амортизации, но никак не связан с текущими финансовыми результатами деятельности организации.

 

Подробнее читайте в журнале «Главный Бухгалтер», 2014 № 4, c. 86

Ирина Толкун, консультант управления бюджетно-финансовой и налоговой политики Минэкономики РБ

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup