Конференция «Цифровой банкинг»: подводим первые итоги реализации Стратегии развития цифрового банкинга за 2016-2017 год.

26 апреля 2017

Около 250 участников собрались на единой площадке, чтобы обсудить наиболее актуальные задачи национального уровня, возможности для банка будущего и современные кейсы и решения.

Тарас Надольный, первый заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь

Тарас Надольный, первый заместитель Председателя Правления Национального банка, во вступительном слове подвел некоторые итоги реализации Стратегии развития цифрового банкинга за 2016-2017 год. Спикер отметил, что анализ больших данных, искусственный интеллект и технология Blockchain являются одними из наиболее перспективных направлений, а мировые тенденции диджитализации в банковской сфере актуальны и для белорусских реалий: создание систем быстрых платежей, использование банками биометрических технологий, искусственный интеллект, развитие краудфандинговой экономики.

«Нами принято решение создания реестра банковских гарантий на основе blockchain, а также реализации пилотного проекта формирование реестра сделок с ценными бумагами «Blockchain: ценные бумаги»… Нацбанк убежден: чтобы финансовая сфера страны продолжала свой рост, нужно принимать активное участие в изменениях и внедрять новые бизнес-модели. При этом банковские инновации должны быть направлены не только на создание и использование новых продуктов и услуг, но и диверсификацию уже предоставляемых», - отметил Тарас Надольный.-  

  Павел Зыль, Заместитель начальника Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Республики Беларусь

Павел Зыль, Заместитель начальника Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка, в своем выступлении отметил значительный рост мобильного банкинга и карточек с бесконтактным интерфейсом. Было принято решение оборудовать все платежное пространство терминалами для бесконтактных карт к 2021 году. Также спикер сообщил, что Национальный банк сейчас разрабатывает Закон «О платежах и платежных услугах в Республике Беларусь», что даст дополнительную возможность развитию финтех компаний.

Елена Антони, Председатель Правления НКФО «ЕРИП»

Председатель Правления НКФО «ЕРИП» Елена Антони подчеркнула, что в рамках цифровой трансформации каналы тоже должны становиться цифровыми, рост дистанционных каналов обслуживания клиентов продолжится. В 2016 году была запущена Межбанковская система идентификации. Сейчас она используется как инструмент идентификации и аутентификации. Но в первую очередь, МСИ – инструмент предоставления сервиса для клиентов. В дальнейшем планируется упростить процедуру регистрации в системе, добавить функции возврата платежей, отложенный платеж, иные. Елена подчеркнула, что система должна развиваться, и они готовы вместе с банковским сообществом организовывать новые бизнес-кейсы в системе. Спикер отметила, что ЕРИП сегодня вышел за рамки банковской системы:

«Все банки и предприятия заинтересованы в лояльности своих клиентов, но для всех сложно построить комбинированную систему лояльности: там, где клиент пользуется услугами различных поставщиков услуг, различных товаров, различных банков. И такие возможности можно реализовать на площадке «ЕРИП».

Елена также сообщила, что в этом году «ЕРИП» откроет API для технологичных компаний и будет способствовать развитию финтех направления.

Анатолий Невмержицкий, начальник центра информационных технологий РУП «Белпочта»

Стратегию цифровой трансформации услуг Белпочты представил Анатолий Невмержицкий, начальник центра информационных технологий РУП «Белпочта». Он отметил, что в 2016 году Белпочта реализовала пересылку внутренних денежных переводов online, был запущен почтовый интернет-магазин. В ближайшее время планируется запустить услугу «карта cash» - «переводы бабушке на деревню» с возможностью отправить перевод online, а почтальон доставит наличные деньги получателю. Выступление Анатолия еще раз подтвердило тот факт, что на рынок финансовых услуг выходят в том числе и нефинансовые компании.

Хрищенович Павел, заместитель начальника управления Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, обсудил с участниками тему внедрения биометрических документов в Республике Беларусь (ID-карт) и создания белорусской интегрированной сервисно-расчетной системы.

«Уже в конце 2018 года планируется выдача первого биометрического документа», - отметил Павел.

Владельцам ID-карт будет предоставлена возможность получать услуги и сервисы в электронном виде с учетом их прав на льготы.

Финальным аккордом прозвучала дискуссия в рамках форсайт-сессии «Стандартизация, уберизация и платежи как public good – что происходит на финансовом рынке?». Участники обсудили будущее финансового рынка и возможные пути его развития.

Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации «Электронные деньги» отметил, что

«…Сейчас платежи являются социально-значимой услугой и государство обязано обеспечить человека доступом к финансовым сервисам. А это значит, что банки необходимо регулировать по-новому».

Банковские услуги становятся универсальными, вне зависимости от того, кто их предоставляет. Например, в Европе через полгода начнет работать концепция свободного доступа к счетам, когда у любого посредника есть возможность получить информацию о счете, получить доступ к счету. Виктор предложил порассуждать над вопросом: «Что будет, когда банковские услуги станут окончательно социальными, и государство будет контролировать повсеместность их предоставления?».

Антон Лачинов поделился своим видением будущего банков, как информационных посредников. Как отметил спикер:

«…Банк, по своей сути, доверенный посредник и одна из его основных функций – знание клиента. Практически все операции требуют идентификации клиента, которую проводят по: документу, удостоверяющему личность; квалифицированной электронной подписи; биометрическим данным; номеру мобильного телефона; через государственную систему идентификации.

Поэтому очень важно понимать, как меняется внешняя среда, в которой развиваются банки. Операторы сотовой связи находятся в затруднительном положении: рост абоненткой базы не соответствует расходам, т.к. находятся под прессом ОТТ-провайдеров (банки переходят на более удобные каналы общения с клиентом, тем самым сокращая мобильный трафик), поэтому они вынуждены искать новые доходы, к примеру, мобильные финансы».

Что возможно нас ждет в будущем? Операторов сотовой связи и банков не будет: финансовые услуги и услуги связи становятся социально-значимыми услугами. Банки передают прямое обслуживание счетов в национальную платежную систему, что решает проблему мошенничества и разорившихся банков. Наличные деньги выводятся из оборота. Банки и сотовые операторы становятся информационными посредниками.

Однако, Корников Алексей, Директор Департамента электронного бизнеса ЗАО «Альфа-Банк», Беларусь, кардинально не согласился с данным предположением:

«Конкуренция это хорошо, клиент должен иметь выбор. Если ранее продукты и услуги создавались, отталкиваюсь от технологий, то сейчас они создаются, опираясь на желания и потребности клиентов».

Однако Алексей подчеркнул, что меняться нужно, ведь на рынке будет успешен только тот, кто будет меняться быстро и вместе с рынком, технологиями.

Зыль Павел, Заместитель начальника Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Республики Беларусь:

«Все действительно идет к тому, что нарисовал Антон. Сейчас заметны процессы интегрирования финансовых, информационных и иных услуг. Ведь не зря появляется такое явление как «финтех», которое объединяет в себе механизмы, упомянутые спикером. Безусловно, в схеме функционирования есть и свои минусы: исчезновение конкуренции. Регулятор все таки должен поддерживать баланс сил, в котором рынок сможет развиваться с учетом конкуренции, а клиент сможет понимать, что его права защищены. Но в тоже время и само банковское сообщество не должно быть пассивным, иначе мы придем к схеме Антона».

Бесспорно, сейчас банки идут по пути дигитализации и оцифровки услуг. Ведь наступила эра новой экономики — виртуального мира обмена битами и массивами данных, в котором фокус с продукта перешел на взаимоотношения с клиентом.

Можно лишь предположить, что совсем скоро исчезнут пластиковые карты, большинство традиционных отделений банков закроется, успешные банки из продавцов услуг станут интеграторами финансовых возможностей для клиентов, денежные операции станут доступны в режиме 24/7 из любого уголка.

Насколько сильно цифровая трансформация финансовой сферы с использованием омниканальности, геолокации, анализа больших данных, использования искусственного интеллекта повлияет на бизнес-услуги среди пользователей? Какие новые ниши породят прорывные стартапы и финтех компании? Все эти, и многие другие вопросы, мы сможем обсудить уже в следующем году.

Будем рады видеть Вас среди участников на следующей Конференции «Цифровой банкинг» в 2018 году!

Выражаем свою благодарность Партнеру цифровых инноваций - Альфа-Банк, Беларусь, а также партнерам, которые поддержали мероприятие: СофтКлуб, СИСТЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, LWO, SAP СНГ, HiEndSystems.

Следите за новостями на сайте мероприятия и присоединяйтесь к нам на Facebook!

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup