Оптимизация регулирования сферы строительства в 2018 году

09 February 2018

Необходимость совершенствования строительной отрасли обусловлена вступлением в силу 26 февраля 2018 г. Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

На вопросы читателей о вновь принятом законодательном акте и грядущих изменениях в строительстве отвечала Петрушина Антонина Михайловна – начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры Республики Беларусь при проведении «Прямой линии» 25 января 2018 г. в редакции журнала «Главный Бухгалтер».

Предлагаем вашему вниманию отдельные ответы на поступившие вопросы по данной теме.

Белорусская организация имеет на балансе производственное здание, которое требует капитального ремонта.

Какие изменения следует учитывать заказчику и подрядчику при заключении договора на выполнение работ по капитальному ремонту здания после вступления в силу Декрета № 7?

Работы можно выполнять без получения разрешительной документации.

Строительные работы при капитальном ремонте |*| объектов можно выполнять на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.

* Дополнительная информация о соблюдении требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в т.ч. реконструкции, реставрации, капитальном ремонте) доступна для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/node/125839

Важно! Юридические лица вправе приступить к выполнению работ при капитальном ремонте со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении работ в органы государственного строительного надзора, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Исключение – объекты, по которым не предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

Капитальный ремонт объектов могут осуществлять собственники объектов либо с их письменного согласия субъекты хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

При капитальном ремонте заказчиками по выполнению работ могут выступать арендаторы, заключившие договор аренды с собственником.

Вышеприведенные положения изложены в подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7.

Какие изменения произойдут в порядке резервирования денежных средств на период действия гарантийного срока по объектам строительства?

Срок резервирования денежных средств сокращен до 2 лет.

С момента вступления в силу Декрета № 7 субъекты хозяйствования при осуществлении деятельности в области строительства будут резервировать денежные средства на специальном счете |*| сроком только на 2 года в размере 1,5 % стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата работ ненадлежащего качества.

* Основания для использования подрядчиком зарезервированных средств для устранения результата работ ненадлежащего качества доступны всем на портале GB.BY: www.gb.by/node/76434

Справочно: ранее было установлено, что подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения (гарантийный срок составлял 5 лет). Данные обязательства реализовывались путем резервирования на специальном счете средств (на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта) в размере 1,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Данный порядок был оговорен в подп. 1.14 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

Какие функции заказчика при осуществлении хозяйственной деятельности не подлежат передаче инженерной организации?

Перечень исключительных функций заказчика регламентирован.

Субъект хозяйствования вправе при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, включая получение разрешительной документации. Исключение – функции заказчика, которые не подлежат передаче инженерной организации:

– принятие решения о строительстве объекта;

– утверждение проектной документации;

– обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;

– принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;

– утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию (подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).

Какие особенности следует учитывать субъектам хозяйствования при заключении договоров на строительство объектов «под ключ»?

Генеральный подрядчик оказывает комплекс инженерных услуг, кроме технического надзора и функций заказчика.

При строительстве объектов «под ключ» субъект хозяйствования вправе оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг.

Справочно: под строительством объекта «под ключ» следует понимать осуществление генеральным подрядчиком по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, по договорной цене работ по получению исходной и разрешительной документации, проектированию, строительству, выполнению части функций заказчика по управлению строительством, пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

При строительстве объектов «под ключ» генеральный подрядчик не вправе:

– осуществлять технический надзор за строительством;

– выполнять функции, которые относятся к исключительной компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика (принятие решения о строительстве объекта; утверждение проектной документации; обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование; принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта; утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию).

Что следует понимать под «технической модернизацией» объекта и на основании каких документов можно ее осуществлять?

Техническую модернизацию могут осуществлять собственники объектов и субъекты хозяйствования, обладающие вещным правом на эти объекты.

Термин «техническая модернизация объектов» включает в себя замену (установку нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладку или замену отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройство перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций.

При выполнении работ по технической модернизации необходимо учитывать следующие условия:

– не требуется разрешительная документация, выдаваемая местными исполнительными и распорядительными органами;

– не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

Важно! Техническую модернизацию могут осуществлять собственники объектов либо с их письменного согласия иные субъекты хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора (например, по договору аренды).

Какие требования при приемке объектов строительства необходимо учитывать с 26 февраля 2018 г.?

Заключения будут выдавать уполномоченные органы на предмет соответствия разрешительной и проектной документации.

После вступления в силу Декрета № 7 (с 26 февраля 2018 г.) заключения государственных органов и организаций, которые выдают при приемке объектов в эксплуатацию |*|, будут оформляться исключительно на предмет соответствия объектов строительства выданной в установленном порядке разрешительной и проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований, в т.ч. требования безопасности и эксплуатационной надежности.

* Дополнительная информация о критериях качества объекта строительства при приемке в эксплуатацию доступна всем на портале GB.BY: www.gb.by/node/116237

Справочно: Перечень государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций, выдающих заключения при приемке объектов в эксплуатацию, приведен в приложении к Положению о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716.

Организация в рамках договора строительного подряда в ноябре – декабре 2017 г. выполняла работы по текущему ремонту складских помещений заказчика.

Необходимо ли было осуществлять технический надзор на объекте?

Требование об обязательном осуществлении технического надзора зависит от источника финансирования объекта.

Технический надзор на объектах текущего ремонта необходимо проводить в зависимости от источника их финансирования. Если источник финансирования – средства республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, то технический надзор необходим. Если источник финансирования – собственные средства заказчика, то решение об осуществлении технического надзора |*| принимает заказчик. Данные функции могут быть исполнены собственными силами заказчика.

* Дополнительная информация о выполнении функций технического надзора доступна всем на портале GB.BY: www.gb.by/node/135624

Справочно: текущий ремонт объекта представляет собой совокупность работ, включая строительно-монтажные и пусконаладочные, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в т.ч. с применением новых материалов и технологий.

Заказчик в целях осуществления контроля и надзора за ходом ремонта и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании услуг с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика, в т.ч. для осуществления технического надзора.

Порядок осуществления технического надзора, включая выполнение работ по текущему ремонту, определен ст. 703–704 Гражданского кодекса Республики Беларусь, ст. 37 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»; Техническим кодексом установившейся практики «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения (далее – ТКП 45-1.03-162-2009 (02250)).

Внимание! Технический надзор могут осуществлять только аттестованные специалисты. Данная норма вытекает из п. 3.4 ТКП 45-1.03-162-2009 (02250), где предусмотрено, что функции инженера технического надзора могут выполнять специалисты с высшим образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, или специалисты со средним специальным образованием, соответствующим виду профессиональной деятельности, обладающие квалификационными требованиями и аттестованные в порядке, установленном Минстройархитектуры Республики Беларусь.

В каком порядке исчисляется стаж работы по специализации для целей аттестации специалиста в области строительства? Включаются ли в такой стаж периоды временной нетрудоспособности, трудовых и социальных отпусков, время работы по гражданско-правовому договору?

Стаж работы для аттестации подтверждается трудовой книжкой и иными документами о периодах деятельности.

Для целей аттестации специалистов в области строительства особенностей по исчислению стажа в законодательстве не предусмотрено. Стаж работы необходимо подтверждать трудовой книжкой, а при ее отсутствии – иными документами, содержащими сведения о периодах работы, либо справками об уплате обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Справочно: Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (далее – Положение № 777). Основным документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка отсутствует, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промышленных артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. подтверждаются справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем (п. 8 Положения № 777).

Будет ли требоваться разрешение органов госстройнадзора на производство строительно-монтажных работ после 26 февраля 2018 г. (даты вступления в силу Декрета № 7)?

Не будет.

На производство строительно-монтажных работ разрешение органов госстройнадзора после вступления в действие Декрета № 7 получать не следует.
При наличии положительного заключения по проектной документации (в случаях, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной, – при наличии утвержденной проектной документации на строительство объектов) достаточно будет направить в органы госстройнадзора уведомление о начале производства таких работ по объектам строительства.

Какие изменения произойдут в части разработки предпроектной (прединвестиционной) документации на объект строительства после вступления в силу Декрета № 7?

Не требуется наличие аттестата соответствия.

Для разработки предпроектной |*| (прединвестиционной) документации юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю не нужен будет аттестат соответствия, выдаваемый в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2014 № 252 и постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25.

* Информация о процедурах разработки предпроектной документации в сфере строительства доступна всем на портале GB.BY: www.gb.by/node/133063

Какие изменения произойдут в части сроков действия заключения органов государственной экспертизы по проектной документации на строительство объектов с 26 февраля 2018 г.?

Заключение утрачивает силу, если не начато строительство в течение 2 лет с момента его выдачи.

Заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу в том случае, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение 2 лет после его получения (подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7).

Какие изменения необходимо учитывать в сфере закупок при строительстве объектов с 26 февраля 2018 г.?

Требования по закупкам отменены по объектам, строящимся без привлечения бюджетных средств.

В случае осуществления закупок при строительстве объектов без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) не применяются.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup