В связи с принятием постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 2 апреля 2025 г. № 713(6) «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 713(6)) и от 16 апреля 2025 г. № 713(7) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713», которыми внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующее.
Вопрос 1: рассчитывается ли рентабельность реализованной продукции с учетом реализации товаров на экспорт применительно к подпункту 3.9 пункта 3 постановления № 713?
Ответ: при необходимости повышения цен на потребительские товары в соответствии с подпунктом 3.9 пункта 3 постановления № 713 производителем при формировании отпускных цен составляются экономические расчеты с включением в качестве норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускную цену на такой товар, рентабельности реализованной продукции, в размере не более максимального годового значения фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившегося в 2021–2024 годах от реализации товаров как на внутренний рынок, так и на экспорт по соответствующему виду товара, включая товары, в отношении которых не осуществлялось (не осуществляется) государственное ценовое регулирование.
Вопрос 2: можно ли производителю в случае ведения «котлового» метода учета затрат в соответствии с бухгалтерской политикой, но при наличии условно фактического расчета рентабельности реализованной продукции по видам товаров руководствоваться частью первой подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713?
Ответ: в соответствии с частью второй подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713 в случае, если максимальное годовое значение фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившееся в 2021–2024 годах по соответствующему виду товаров, составило отрицательное значение, либо в случае отсутствия раздельного учета по соответствующим видам товаров производитель вправе повысить цену на такой потребительский товар до безубыточного уровня.
Следовательно, в данном случае производитель должен руководствоваться нормами части второй подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713.
Вопрос 3: какая последовательность повышения отпускных цен производителями при применении подпунктов 3.7 и 3.9 пункта 3 постановления № 713?
Ответ: производители вправе воспользоваться возможностью повышения отпускных цен без их согласования, руководствуясь в том числе подпунктами 3.7 и 3.9 пункта 3 постановления № 713.
Вместе с тем в соответствии с частью первой подпункта 3.7 пункта 3 постановления № 713 не требуется согласования отпускных цен производителями потребительских товаров в случае ежемесячного повышения отпускных цен не более чем на 0,3 процента к максимальной отпускной цене реализации этого потребительского товара на внутренний рынок (к отпускной цене, указанной в предписаниях, вынесенных в соответствии с частями третьей и четвертой пункта 41 настоящего постановления) в предыдущем месяце, а в случае отсутствия реализации этого товара в предыдущем месяце – к последней отпускной цене его реализации на внутренний рынок.
Следовательно, при необходимости повышения отпускной цены без ее согласования по случаям, предусмотренным подпунктом 3.7 и (или) подпунктом 3.9 пункта 3 постановления № 713, производителям следует учитывать следующее:
если повышение сначала осуществляется по подпункту 3.9 пункта 3 постановления № 713 (цена устанавливается в документе, например прейскуранте), то повышение по подпункту 3.7 пункта 3 постановления № 713 может быть осуществлено только в следующем(-их) месяце(-ах) применительно к максимальной отпускной цене реализации этого потребительского товара на внутренний рынок в предыдущем месяце;
если повышение сначала осуществляется по подпункту 3.7 пункта 3 постановления № 713, то ограничений по применению в этом же месяце подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713 указанным постановлением не установлено.
С учетом изложенного производитель определяет самостоятельно очередность применения подпунктов 3.7 и 3.9 пункта 3 постановления № 713.
Вопрос 4: относительно безубыточного уровня какой цены (прейскурантной цены или цены фактической реализации) производитель вправе произвести повышение?
Ответ: в соответствии с частью второй подпункта 3.9 пункта 3 постановления № 713 в случае, если максимальное годовое значение фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившееся в 2021–2024 годах по соответствующему виду товаров, составило отрицательное значение, либо в случае отсутствия раздельного учета по соответствующим видам товаров производитель вправе повысить цену на такой потребительский товар до безубыточного уровня.
В соответствии с пунктом 33 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55 (далее – Инструкция № 55), отпускные цены, обоснованные экономическими расчетами, устанавливаются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в документе, утверждаемом руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица, индивидуальным предпринимателем. Таким документом может быть, например, прейскурант.
Следовательно, производитель вправе установить цену на потребительский товар на безубыточном уровне при формировании отпускной (прейскурантной) цены, а не при применении цены фактической реализации.
Вопрос 5: каким документом должен подтверждаться фактический уровень рентабельности реализованной продукции, сложившийся в 2021–2024 гг. в разрезе видов товаров?
Ответ: отпускные цены, устанавливаемые производителями, должны быть подтверждены экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат: материальных, трудовых, накладных и прочих).
Соответственно годовое значение фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившейся в 2021–2024 годах в разрезе видов товаров, определяется организацией на основании данных бухгалтерского учета.
Составление и утверждение отдельного документа постановлением № 713 не предусмотрены.
Вопрос 6: в состав организации-производителя входят головное предприятие, а также филиалы. На разных площадках организации-производителя производятся одинаковые группы продукции (например: масло, сыр, молоко, кефир и др.).
Для целей ценообразования в части повышения цен необходимо пользоваться уровнем рентабельности реализованной продукции, сложившимся по виду товара в целом по предприятию, или головное предприятие и филиалы в отдельности (указанные филиалы не являются отдельными юридическими лицами)?
Ответ: годовое значение фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившейся в 2021–2024 годах в разрезе видов товаров, определяется в целом по предприятию (по каждому юридическому лицу).
Вопрос 7: можно ли в целях ценообразования пользоваться расчетом, составленным на основе данных бухгалтерского учета, в котором отражено распределение управленческих расходов и расходов на реализацию, расчет полной себестоимости реализованной продукции в разрезе групп, расчет рентабельности реализованной продукции в разрезе групп?
Ответ: годовое значение фактического уровня рентабельности реализованной продукции, сложившейся в 2021–2024 годах в разрезе видов товаров, определяется только на основании данных бухгалтерского учета.
Вопрос 8: имеет ли право импортер устанавливать отпускные цены, применяя разный уровень надбавки импортера для различных категорий своих покупателей?
Ответ: в соответствии с частями первой и второй пункта 11 постановления № 713 предельные максимальные надбавки импортеров, предельные максимальные оптовые надбавки (с учетом надбавки импортера), торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки и надбавки импортера) на импортируемые (реимпортируемые) потребительские товары применяются в значениях, установленных в приложении 1 к указанному постановлению.
Следовательно, юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении своей ценовой политики вправе в рамках установленных постановлением № 713 ограничений самостоятельно устанавливать уровень отпускных цен на потребительские товары, устанавливая их различными документами (применяя более одного документа, например несколько прейскурантов).
При этом каждый документ, которым установлены отпускные цены на потребительские товары, обоснованные экономическими расчетами, должен быть утвержден руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица, индивидуальным предпринимателем.
Вопрос 9: обязательно ли указывать в примечании ТТН (TH) цену и надбавку импортера при реализации потребительского товара, регулируемого постановлением № 713, проданного организациям для собственных нужд?
Ответ: в соответствии с абзацем третьим пункта 23 постановления № 713 требования указанного постановления, за исключением предусмотренных в пункте 14 указанного постановления, не распространяются на отношения, в том числе связанные с реализацией потребительских товаров, приобретаемых для собственного пользования, производства и (или) потребления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением товаров, указанных в пункте 7 постановления № 713, и отношений, связанных с реализацией этих товаров в рамках государственных закупок, а также для целей их дальнейшего предоставления по договорам финансовой аренды (лизинга) физическим лицам.
Следовательно, отсутствует обязанность по указанию дополнительной информации в ТТН (TH) в соответствии с пунктом 12 постановления № 713.
Вопрос 10: если импортеру реализованный до 14 апреля 2025 г. потребительский товар возвращен после 14 апреля 2025 г., является ли возврат товара новым поступлением такого же товара?
Ответ: возврат товара не является новым его поступлением. Возвращенный потребительский товар относится к остаткам товара.
Вопрос 11: что относится к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров?
Относятся ли к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, расходы по изготовлению и нанесению на товар стикера (самоклеящейся этикетки), на котором размещается информация об организации, осуществляющей ввоз товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации?
Ответ: в соответствии с частью второй пункта 5 постановления № 713 отпускные цены на потребительские товары формируются импортерами исходя из контрактных цен, таможенных пошлин и сборов, комиссионных вознаграждений банка за осуществление международных платежей, транспортных расходов, расходов по обязательному страхованию, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, надбавок импортера, не выше установленных в приложении 1 к указанному постановлению, и расходов по доставке, включая погрузочно-разгрузочные работы, потребительских товаров до пункта, обусловленного договором с покупателем.
Следовательно, если расходы по изготовлению и нанесению на потребительский товар стикера (самоклеящейся этикетки), на котором размещается информация об организации, осуществляющей ввоз товара на территорию Республики Беларусь для его последующей реализации, осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в сфере перемещения товаров через таможенную границу и оборота таких товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, то они относятся к иным расходам, связанным с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров.
Обращаем внимание, что если расходы понесены импортером добровольно вне случаев необходимости соблюдения запретов и ограничений, связанных с перемещением потребительских товаров через таможенную границу и оборотом таких товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза, то такие расходы возмещаются за счет надбавки импортера.
Вопрос 12: вправе ли субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю, с 15 апреля 2025 г. при реализации остатков потребительских товаров, приобретенных у импортеров до вступления в силу постановления № 713(6) и сложившихся на 14 апреля 2025 г., не указывать в ТТН (TH) сведения о размере примененной надбавки импортера в связи с тем, что ранее данное требование не установлено (импортером данные сведения в ТТН (TH) не указывались) и такая информация на сегодняшний день у субъектов торговли, осуществляющих оптовую торговлю, отсутствует?
Ответ: с 15 апреля 2025 г. у субъектов торговли возникает обязанность устанавливать цены на потребительские товары в соответствии с требованиями постановления № 713 (в редакции постановления № 713(6)) на вновь поступившие потребительские товары.
Следовательно, с 15 апреля 2025 г. субъекту торговли, осуществляющему оптовую и (или) розничную торговлю, необходимо наличие информации в ТТН (TH) об уровне надбавки импортера на вновь поступившие потребительские товары.
С учетом того что до 15 апреля 2025 г. у импортеров не было обязанности указывать такую информацию в товаросопроводительных документах, субъект торговли, осуществляющий оптовую торговлю, вправе запросить у поставщиков сведения для указания всей необходимой информации в ТТН (TH) в соответствии с пунктом 12 постановления № 713.
Вопрос 13: какие дополнительные сведения в товарно-транспортной (товарной) накладной указывают импортеры и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю, на примерах?
Ответ: при реализации риса:
1. импортером:
1.1. по отпускной цене (2,90 руб.), с применением надбавки импортера 15 %, без учета расходов по доставке указываются
отпускная цена 2,90 руб., надбавка импортера 15 %, без учета расходов по доставке;
1.2. по отпускной цене (2,95 руб.), с применением надбавки импортера 15 %, с учетом расходов по доставке указываются
отпускная цена 2,95 руб., надбавка импортера 15 %, с учетом расходов по доставке.
2. субъектом оптовой торговли, приобретенного у импортера, осуществившим его фасовку:
2.1. по отпускной цене импортера 2,95 руб., сформированной с применением надбавки импортера в размере 15 %, с учетом расходов по доставке, с применением оптовой надбавки в размере 5,09 % и, понеся расходы по фасовке 0,1 руб., указываются
отпускная цена 2,95 руб., надбавка импортера 15 %, с учетом расходов по доставке, оптовая надбавка 5,09 %, или 0,15 руб., расходы по фасовке 0,1 руб.;
2.2. по отпускной цене 2,90 руб., сформированной с применением надбавки импортера в размере 15 %, без учета расходов по доставке, и применением оптовой надбавки в размере 5,09 %, с расходами по доставке от импортера до себя 0,05 руб., и осуществившим фасовку (0,1 руб.), указываются
отпускная цена 2,90 руб., без учета расходов по доставке, надбавка импортера 15 %, расходы по доставке 0,05 руб., оптовая надбавка 5,09 %, или 0,15 руб., расходы по фасовке 0,1 руб.
Вопрос 14: в каком случае реализация товара относится к государственной закупке?
Ответ: согласно абзацу второму статьи 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» под государственной закупкой понимаются приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки, в том числе договора жизненного цикла в случае его заключения.
Вопрос 15: что следует относить к пункту «182. Лакокрасочные материалы» перечня согласно приложению 1 к постановлению № 713(6)?
Ответ: к пункту «182. Лакокрасочные материалы» перечня согласно приложению 1 к постановлению № 713(6) следует относить все товары, поименованные в виде товаров «Лакокрасочные материалы» группы товаров «Товары бытовой химии» в приложении 1 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений», в том числе краски, поименованные в данном виде, а именно:
лаки алкидные, алкидно-уретановые, мочевиноалкидные, нитроцеллюлозные, на сополимерах винилхлорида, на хлорированной, поливинилхлоридной смоле; олифа натуральная и полунатуральная; грунтовки алкидные, акриловые, эпоксидные, полиуретановые, на сополимерах винилхлорида, на хлорированной, поливинилхлоридной смоле, водно-дисперсионные; краски клеевые, земляные, сухие, масляные, водно-дисперсионные; эмали алкидные, меламиноалкидные, акриловые, эпоксидные, полиуретановые, на сополимерах винилхлорида, на хлорированной, поливинилхлоридной смоле, кремнийорганические, масляные, смоляные, эфироцеллюлозные, асфальтобитумные; шпатлевки; спиртовые политуры и лаки, полировочная вода, паста шлифовочная и полировочная; сухие пигменты (включая металлические порошки и хлопья); наполнители; сиккативы; растворители и разбавители; средства для удаления лакокрасочных материалов; сажа сухая; мел-побелка; побелочные составы; тонирующие и пропиточные составы; морилки.
При этом к пункту 182 будут относиться краски клеевые, земляные, сухие, масляные, водно-дисперсионные вне зависимости от их целевого назначения, в том числе и предназначенные для пола.
Вопрос 16: что следует относить к пункту «158. Мебель для кухни, гарнитур кухонный» перечня согласно приложению 1 к постановлению № 713(6)?
Ответ: к пункту «158. Мебель для кухни, гарнитур кухонный» перечня следует относить товар, на упаковке которого, в маркировке производителя, сопроводительных документах, документах о качестве и безопасности, нормативнотехнической документации (ТУ, ГОСТ) указано, что он является мебелью «для кухни». Товар с наименованием «стол кухонный» будет относится к пункту 158 перечня.
Вопрос 17: будут ли относиться краски акварельные и гуашь, предназначенные для профессионального творчества, к пункту «199. Краски акварельные, гуашь и их наборы»?
Ответ: к пункту «199. Краски акварельные, гуашь и их наборы» будут относиться краски акварельные и гуашь вне зависимости от их целевого назначения, в том числе профессиональные.
Вопрос 18: относятся ли игрушки с возрастным ограничением 14+, 16+, 18+ к пункту «188. Игрушки, за исключением книжек и книжек-картинок для рисования или раскрашивания, относящихся к издательской (печатной) продукции, изделий для новогодних и рождественских праздников, карнавалов или прочих развлечений, игрушек для животных»?
Ответ: к пункту 188 не будут относиться игры, игрушки с возрастным ограничением 14+, 16+, 18+, так как в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности игрушек» (TP ТС 008/2011) к игрушкам относятся изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.
Вопрос 19: будут ли относиться к пункту «170. ТЕЛЕВИЗОР с диагональю не более 43 дюйма» телевизоры с диагональю 43 дюйма?
Ответ: к пункту 170 будут относиться телевизоры с диагональю до 43 дюймов включительно.
Вопрос 20: какие виды продукции включает в себя пункт «6. Полуфабрикаты из мяса кур, цыплят, включая бройлеров, свинины, говядины, в том числе с добавлением немясных ингредиентов»?
Ответ: к данной товарной позиции следует относить мясные полуфабрикаты сырые: полуфабрикаты мясные бескостные крупнокусковые, мелкокусковые, порционные, рубленые формованные, в том числе в панировке, в тестовой оболочке, маринадах, соусах, заливках, фаршированные (вырезка натуральная, антрекот, бифштекс, лангет, бефстроганов, азу, гуляш, поджарка, эскалоп, шницель, мясо для шашлыков и плова, зразы, говядина духовая); мясокостные крупнокусковые и мелкокусковые полуфабрикаты (говядина для тушения, грудинка, суповые наборы и рагу из разных видов мяса); котлеты мясные, мясорастительные и с другими добавками, фрикадельки, другие полуфабрикаты из рубленого мяса, быстрозамороженные полуфабрикаты и мясные блюда с гарнирами и без них, колбасы (колбаски) сырые, каши в оболочке, продукты в соусах.
Вопрос 21: какие товары включает в себя пункт «73. Консервы овощные»?
Ответ: согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений» к данной товарной группе следует относить следующие разновидности овощных консервов:
закусочные (овощи фаршированные, целые и резаные в томатном соусе, икра овощная, салаты и винегреты, закуски);
обеденные и заправочные (щи, борщи, рассольник, солянка и другие первые и вторые блюда без мяса, заправка для борщей и супов);
натуральные (зеленый горошек, бобы, фасоль стручковая, спаржа, кукуруза, томаты, огурцы, патиссоны, кабачки, перец сладкий, цветная капуста, маслины консервированные);
овощные маринады (маринованные овощи): томаты, огурцы, корнишоны, кабачки, патиссоны, перец сладкий, свекла, капуста, чеснок, лук, баклажаны, тыква, портулак, ассорти;
консервы овощные для диетического питания (гомогенизированные, протертые, пюреобразные, кусочками);
прочие овощные консервы (зелень, овощные гарниры).
Вопрос 22: подлежат ли вяленые томаты ценовому регулированию в рамках постановления № 713?
Ответ: вяленые томаты подлежат ценовому регулированию в рамках постановления № 713 в соответствии с пунктом «73. Консервы овощные».
Вопрос 23: подлежат ли ценовому регулированию в рамках постановления № 713 томатная паста, соус томатный, кетчуп?
Ответ: консервы томатные: томат-пюре и томатная паста, кетчуп и прочие томатные соусы, томаты протертые – не подлежат ценовому регулированию в рамках постановления № 713.
Вопрос 24: какие товары относятся к пункту «58. Кондитерские изделия без сахара»?
Ответ: к пункту 58 перечня следует относить виды кондитерских изделий, включенные в группу товаров «Кондитерские изделия» перечня товаров розничной и оптовой торговли, установленного постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46, содержащие маркировку на товаре, упаковке, в товаросопроводительных документах, документах о качестве и безопасности товара, подтверждающую отсутствие сахара в изделии («без сахара», «0 % сахара» и т.п.).
Вопрос 25: рис пропаренный включен в перечень товаров, на которые распространяется регулирование постановления № 713?
Ответ: на товарную позицию «рис пропаренный» распространяется действие постановления № 713, так как пропаренным рисом является рис белый шлифованный или обрушенный, прошедший дополнительную обработку.
Руководствуясь определениями, изложенными в подпунктах 3.2, 3.3 и 3.4 Межгосударственного стандарта «ГОСТ ISO 7301-2013 «Рис. Технические условия»:
обрушенный рис – шелушенный рис, необрушенный рис, из которого удалена лузга;
шлифованный рис – белый рис, рис, из которого в результате шлифования удалены почти вся лузга и зародыши;
пропаренный рис – обрушенный или шлифованный рис, выработанный из необрушенного или обрушенного риса, который был замочен в воде и подвержен тепловой обработке так, чтобы крахмал полностью желатинировался (клейстеризовался), и высушен.
Вопрос 26: какие товары относятся к пункту «50. Печенье, сладости мучные»?
Ответ: к пункту 50 перечня следует относить следующие виды:
печенья: сахарное, затяжное, сдобное (в том числе песочное), сбивное, печенье-сухарики, ореховое, крекер, овсяное (согласно постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 46 «Об установлении перечня товаров розничной и оптовой торговли и форм уведомлений»);
сладостей мучных (за исключением замороженных, восточных мучных сладостей): песочные (в том числе песочно-заварные), слоеные, бисквитные, пряничные, ореховые, воздушно-ореховые (с добавлением муки), заварные, вафельные, воздушные, крошковые, дрожжевые, медовые (в том числе медово-заварные, медово-сбивные, комбинированные), неглазированные, глазированные (согласно СТБ 927-2008 «Сладости мучные. Общие технические условия» (далее – СТБ 927-2008)).
Справочно:
Согласно СТБ 927-2008 сладости мучные – мучные сладости, изготовленные из муки, сахара, жира, с добавлением или без добавления других пищевых ингредиентов. Мучные сладости изготавливают с начинками и без начинок.
Таким образом, товары, содержащие маркировку «печенье», «сладость мучная», будут подлежать ценовому регулированию в соответствии с пунктом 50 перечня.
Заместитель Министра Н.В.Василевская
Разъяснение опубликовано 19 апреля 2025 г. на сайте МАРТ (www.mart.gov.by).