AA

Учет арендной платы при налогообложении прибыли

О разъяснении по налогу на прибыль

Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.10.2024 № 2-2-13/02889

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь по вопросу отражения при налогообложении прибыли отдельных расходов, возникающих у организаций в связи с исполнением положений Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2023 № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом» (далее – Указ № 138), разъясняет следующее.

1. Согласно подпункту 1.15 пункта 1 Указа № 138 без заключения договора аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества производится размещение:

работников Департамента охраны Министерства внутренних дел (далее – Департамент), непосредственно осуществляющих охрану объектов, находящихся в государственной собственности, охрану общественного порядка на указанных объектах на основании заключенных с этим Департаментом договоров об оказании охранных услуг;

работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (далее – органы МЧС), обеспечивающих на основании заключенных договоров об оказании услуг обслуживание объектов организаций с пожарными аварийно-спасательными подразделениями (далее – ПАСС).

Пунктом 7 Требований к оказанию услуг по созданию и функционированию профессиональных аварийно-спасательных служб, осуществляющих тушение пожаров, предусмотрено, что оснащение ПАСС необходимой техникой, оборудованием и снаряжением должно осуществляться на основании соответствующего расчета и с учетом характеристики района выезда (характеристик защищаемого объекта (объектов) или территорий) (приложение 2 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 10.04.2023 № 234 «Об определении требований к выполнению работ и оказанию услуг, составляющих лицензируемую деятельность по обеспечению пожарной безопасности»).

Согласно пункту 3 Договора об оказании органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям услуг по обслуживанию организаций ПАСС, иными подразделениями по чрезвычайным ситуациям, а также структурными подразделениями территориальных органов по чрезвычайным ситуациям (приложение 3 к постановлению Министерства чрезвычайных ситуаций Республики Беларусь от 29.11.2023 № 65 «Об установлении типовой формы договора»):

исполнитель (орган, подразделение МЧС) обязан выполнять иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-ХII «О пожарной безопасности» и иными актами законодательства (подпункт 3.1.15);

заказчик (организация) обязан осуществлять оказание работникам исполнителя экстренной медицинской помощи (подпункт 3.3.21).

Исходя из положений статьи 16 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» экстренная медицинская помощь относится к скорой медицинской помощи и оказывается при внезапном возникновении у пациента заболеваний, состояний и (или) обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу для жизни пациента и (или) окружающих, требующих экстренного медицинского вмешательства.

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (пункт 1 статьи 170 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).

Суммы налога на недвижимость и земельного налога включаются плательщиками-организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, кроме, в частности, сумм этих налогов, возмещаемых ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которых предусмотрена актами Президента Республики Беларусь (статья 234 НК, пункт 1, подпункт 3.1 пункта 3 статьи 245 НК).

На основании пункта 1 статьи 173 НК при налогообложении не учитываются расходы:

на выполнение (оказание) плательщиком или оплату работ (услуг), не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подпункт 1.1);

на выполнение работ по строительству, оборудованию, содержанию (включая затраты на все виды ремонта) объектов, за исключением поименованных в подпункте 3.28 пункта 3 статьи 175 НК, а также амортизационные отчисления находящихся на балансе организации объектов, не участвующих в предпринимательской деятельности (подпункт 1.2).

Таким образом, амортизационные отчисления, а также расходы по эксплуатации и ремонту имущества, предоставляемого Департаменту и органам МЧС в рамках исполнения возложенных договорами и законодательством на заказчика (организацию) обязанностей, стоимость коммунальных услуг и суммы налога на недвижимость и земельного налога по этому имуществу, включаются в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Такие же подходы к учету при налогообложении прибыли вышеуказанных расходов применяются и в случаях, когда предоставленное имущество используется органом МЧС одновременно в целях исполнения услуг для заказчика (организации) и для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ согласно планам привлечения (расписанию выезда), утвержденным МЧС, а также когда медицинская помощь оказывается медицинскими работниками организации одновременно для осуществления своей производственной деятельности и в связи с оказанием экстренной помощи сотрудникам органа МЧС на основании соответствующего договора.

2. Частью четвертой подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 138 установлено, что при налогообложении прибыли суммы полученной арендной платы, арендной платы на рынках, подлежащие перечислению в местный бюджет в соответствии с частью первой подпункта 1.6 Указа № 138, включаются в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а сумма платы за право заключения договоров аренды – во внереализационные расходы.

При этом частью третьей подпункта 1.6 Указа № 138 предусмотрено, что арендодатели могут получить освобождение от перечисления либо изменение размера подлежащих перечислению в местный бюджет платы за право заключения договоров аренды, полученной арендной платы, арендной платы на рынках в порядке и по основаниям, установленным местными Советами депутатов.

С учетом изложенного при налогообложении прибыли учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав – суммы полученной арендной платы, арендной платы на рынках, подлежащие перечислению в бюджет, а в составе внереализационных расходов – суммы платы за право заключения договоров аренды, подлежащие перечислению в бюджет.

При предоставлении арендодателю преференции, предусмотренной частью третьей подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 138, у него отсутствуют обязанность перечислять часть суммы указанных плат в бюджет и соответственно основания для включения соответствующих сумм платы в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, внереализационных расходов.

Первый заместитель Министра                                       И.Н.Клепча

Разъяснение опубликовано 16 октября 2024 г. на сайте МНС (nalog.gov.by).

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup