AA

Будут ли к организациям применять административный штраф и пени в случае неверного определения объекта недвижимости?

Последние 4 года в Республике Беларусь наблюдается тенденция к снижению налоговой нагрузки и упрощению законодательства.

Очевидно, по этой причине вместо нового налога с 2014 г. введены новые объекты обложения налогом на недвижимость, которые в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) именуются как иные объекты, соответствующие определенным требованиям. По разъяснениям специалистов МНС, к таким объектам относятся товары, продукция (!). Но ведь по своей экономической сути к недвижимости они не имеют никакого отношения (см.: "ГБ", 2014, № 7, с. 8; № 10, с. 8).

Порядок исчисления налога на недвижимость по указанным объектам остался не раскрыт. Немногочисленные комментарии МНС в СМИ лишь породили множество вопросов, на которые пока нет ответов.

А ведь такая неопределенность законодательства противоречит нормам Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 (далее – Директива № 4).

Из Директивы № 4, в частности, следует, что госорганы должны обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повышение качества подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

В случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица должны принимать решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан (п. 9 Директивы № 4).

Учитывая вышесказанное, бухгалтеры хотят знать:

БУДУТ ЛИ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ПРИМЕНЯТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ И ПЕНИ В СЛУЧАЕ НЕВЕРНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ?

Сотрудник МНС:

– Новый объект обложения налогом на недвижимость изложен в гл. 17 НК. За неправильное исчисление и неполную уплату налога на недвижимость к организациям, допустившим такие нарушения, санкции и пени будут применяться в общеустановленном порядке.

Иван Петрович, юрист:

– Конечно, будут. И штраф, и пени. Не вдаваясь глубоко в суть вопроса и правильность толкования норм НК, хочется отметить, что сам факт возникновения для плательщиков такой "неожиданности" не красит как официальные структуры, так и многочисленные бизнес-союзы, призванные взаимодействовать с госструктурами. Ведь Директива № 4 требует, чтобы проекты всех актов законодательства, затрагивающих бизнес, предварительно обсуждались с бизнес-сообществом. Известно, что проект изменений в НК неоднократно размещался на сайте Минфина. И бизнес-союзы могли выявить данную неоднозначность норм проекта и высказать по нему свои замечания и предложения.

Елена Викторовна, аудитор:

– Интересно, как организации доказать неясность или нечеткость предписаний гл. 17 НК в отношении иных объектов, если все средства СМИ говорят о данной проблеме, в т.ч. и БелТА?

Отметим, что изложенные в п. 9 Директивы № 4 положения содержатся также в НК и Указе № 510*. Однако ни один документ не содержит порядка применения указанных норм на практике. Очевидно, поэтому такая практика и отсутствует.
__________________________
* Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Вероника Игоревна, главный бухгалтер:

– Хочется простого и ясного законодательства. А получается, как всегда. Сами законотворцы порой не подозревают о последствиях принятых изменений. Давайте все-таки соблюдать нормы Директвы № 4, а не наказывать организации, которые хотят, но не могут рассчитать налог правильно.

 

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup