Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Отходы потребления: правильно применяйте нормы законодательства на практике (Окончание)

Гринцевич Н.

Мы завершаем публикацию ответов на вопросы, поступившие в ходе "Прямой линии" 19 декабря 2012 г. в редакцию журнала "Главный Бухгалтер".
Гостьей "Прямой линии" была Наталья Алексеевна Гринцевич – исполняющий обязанности директора Государственного учреждения "Оператор вторичных материальных ресурсов".
Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2013. – № 1. – С. 8–11.

 

Организация совершила разовую внешнеторговую сделку.
 
Подпадают ли разовые сделки под действие Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313)?

Да, если только организация не ввезла сырье для собственного производства.
 
Юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие производство и (или) ввоз товаров согласно приложению 1 к Указу № 313, а также ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона (далее – производители и поставщики), обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств:
 
– товаров, названных в приложении 1;
 
– пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, в которую упакованы ввезенные потребительские товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
 
Под ввозом товаров (ввозом потребительских товаров) для целей Указа № 313 следует понимать действия, связанные с пересечением товарами (потребительскими товарами) Государственной границы Республики Беларусь, в результате которых товары (потребительские товары) прибыли для постоянного размещения на территорию Республики Беларусь любым способом (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
 
Как видим, обязанность, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, не зависит от количества произведенных внешнеторговых сделок. Следовательно, организация, которая единожды ввезла на таможенную территорию Беларуси товары (тару), названные в подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, обязана обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты их потребительских свойств:
 
– либо самостоятельно (т.е. создав собственную систему сбора отходов и тары от населения с соблюдением условий, определенных подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313);
 
– либо путем внесения платы на счет специальной организации, осуществляющей координацию деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов", далее – Оператор).

Важно! Организации, которые ввозят для собственного потребления (производства) сырье, материалы (полуфабрикаты), запасные части и комплектующие, не подпадают под действие Указа № 313 в части тары, использованной для упаковки таких товаров.

Какую отчетность в январе 2013 г. должны представить обязанные организации Оператору и в какие сроки?

Полугодовую и квартальную – не позднее 22 января 2013 г.
 
Указ № 313 утвердил 2 формы отчетности – полугодовую и квартальную:
 
1) в приложении 2 к Указу № 313 размещена полугодовая форма отчетности – "Информация о выполнении производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары".
 
Ее должны представлять Оператору 1 раз в полугодие – не позднее 22 января и 22 июля производители и поставщики, которые:
 
– создали собственную систему сбора отходов и тары от населения;
 
– заключили договор с Оператором.

Важно! Первый отчет надо представить не позднее 22 января 2013 г. за период с 1 августа по 31 декабря 2012 г.;

2) в приложении 3 к Указу № 313 размещена квартальная форма отчетности – "Информация о размере платы, внесенной производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора".
 
Данный отчет представляют только те производители и поставщики, которые заключили с Оператором договоры об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – договор) и внесли на текущий (расчетный) счет Оператора плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (далее – плата) (абз. 3 подп. 1.2 и часть вторая подп. 1.4 п. 1 Указа № 313). Эти организации самостоятельно исчисляют размер платы, вносимой на текущий (расчетный) счет Оператора, и представляют ему информацию о размере платы по утвержденной форме.
 
Срок представления квартального отчета не указан. Однако внесение производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора платы производится в соответствии с заключенными с ними договорами ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится одна из дат, определенных подп. 1.5 п. 1 Указа № 313.
 
Таким образом, не позднее 22 января 2013 г. производителям и поставщикам, заключившим договоры с Оператором, необходимо будет представить Оператору 2 формы отчета – полугодовую (за период с 1 августа по 31 декабря 2012 г.) и квартальную (за IV квартал 2012 г.).

Организация производит стеклотару и реализует ее на территории Республики Беларусь и за ее пределы.
 
Должна ли организация обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств ввезенных товаров (тары)?

Должна, но есть льготы.
 
Производство стеклотары (код товаров по ТН ВЭД ТС 7010 10 000 0, 7010 90) подпадает под действие Указа № 313.
 
Вместе с тем предусмотрены льготы, при применении которых обязанность, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, не распространяется на производителей в части:
 
– произведенной стеклянной тары, предназначенной для упаковки молочных продуктов, детского питания, мяса (в т.ч. птицы), лекарственных и ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, а также использованной для упаковки товаров, реализуемых за пределы Республики Беларусь;
 
– произведенной стеклянной тары, реализованной за пределы Республики Беларусь;
 
– произведенной стеклянной тары при условии использования для ее производства не менее 30 % отходов стекла (подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
 
Кроме того, обязанность, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, считается исполненной производителями, если за соответствующий отчетный период ими с применением собственной системы сбора отходов обеспечены сбор, обезвреживание и (или) использование не менее 30 % отходов (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общей массы стеклянной тары, произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь (подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).

Консервный завод осуществляет производство овощной продукции, которую упаковывает в стеклянные банки, а затем в деревянные и картонные ящики. Стеклотара приобретается у белорусского предприятия. Часть стеклянных банок консервный завод меняет у другого консервного завода на сырье либо продает сторонним организациям на территории Беларуси.
 
Что в данном случае будет являться объектом в части исполнения обязанности, установленной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313?

Производство или импорт картонных ящиков.
 
Обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов потреб­ления должны те организации, которые осуществляют:
 
– производство товаров согласно приложению 1 к Указу № 313;
 
– ввоз товаров согласно приложению 1 к Указу № 313;
 
– ввоз потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона.
 
Продукция, которую производит консервный завод, не входит в перечень, изложенный в приложении 1 к Указу № 313. Консервный завод может быть обязанным лицом, подпадающим под действие Указа № 313, в том случае, если он осуществляет производство или импорт картонных ящиков.
 
Размеры платы за тару на основе картона и бумаги, за стекло­тару установлены исходя из массы тары, из площади картонной (бумажной) тары и условных литров стеклотары.
Что является приоритетным при выборе размера платы: тонна или метраж?

Предприятие решает самостоятельно.
 
Размеры платы установлены в постановлении Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313" (далее – постановление № 708). Выбор базы (1 т или 1 тыс. м2 для тары на основе бумаги и картона; 1 т или 1 усл. л для стеклянной тары) для расчета платы за тару, использованную для упаковки ввозимых потребительских товаров, а также за производство и ввоз тары, являющейся товаром, названным в приложении 1 к Указу № 313, производитель или поставщик осуществляет самостоятельно. Как правило, на производстве учет выпускаемой тары на основе бумаги и картона и стеклянной тары ведется соответственно в метрах квадратных и условных литрах; при ввозе товаров, упакованных в тару, указывается масса тары.
 
Таким образом, производитель и поставщик рассчитывают количество тары в соответствии с принятой у них системой учета по производимой или ввозимой таре.

Организация заключила договор с Оператором. Она импортирует потребительский товар в таре. Договором предусмотрено, что вес тары поставленного товара составляет:
картон и бумага – 0,69 %, пластмасса – 0,08 % от веса брутто для каждой поставки, если иное не указано в товаросопроводительных документах. При поставке товара в инвойсе поставщика указан вес товара брутто/нетто (в килограммах).
 
Как правильно рассчитать плату?

Как сумму платы за каждый вид тары.
 
В случае ввоза потребительских товаров, упакованных в несколько видов тары (из одного или различных материалов) одновременно, размер платы, подлежащей внесению на текущий (расчетный) счет оператора, определяется как сумма платы за каждый вид тары (в зависимости от материала и количества тары).
 
Пример 1
 
Организация ввозит партию товара в количестве 400 ед., вес брутто единицы поставляемого потребительского товара в таре составляет 1 000 кг. Исходя из данных договора, приведенных в вопросе:
 
– масса тары на основе бумаги и картона составит: 0,69 % × 1 000 кг / 100 = 6,9 кг, или 0,0069 т;
 
– масса тары на основе пластмассы: 0,08 % × 1 000 кг / 100 = 0,8 кг, или 0,0008 т.
 
Из постановления № 708 следует, что размер платы для пластмассовой тары составляет 500 000 руб. за 1 т; для тары на основе бумаги и картона – 70 000 руб. за 1 т.
 
Размер платы за тару единицы ввозимого потребительского товара будет равен:
 
– за тару на основе бумаги и картона: 0,0069 т × 70 000 руб. = 483 руб.;
 
– за тару на основе пластмассы: 0,0008 т  × 500 000 руб. = 400 руб.
 
Размер платы за тару единицы ввозимого потребительского товара составит:
 
483 + 400 = 883 руб.
 
Таким образом, за тару ввозимой партии товара организация должна заплатить:
 
883 руб. × 400 ед. = 353 200 руб.

Нерезидент не указал в документах вид и количество тары, использованной для упаковки потребительских товаров.
 
Как организации в этом случае правильно исчислить плату?

Для расчета платы организация должна самостоятельно определить вид и количество тары.
 
При ввозе потребительских товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару, тару на основе бумаги и картона, определение количества тары, в которую упакованы ввезенные товары, является обязанностью поставщика.
 
Количество и виды тары поставщик потребительских товаров вправе определить самостоятельно путем проведения взвешиваний (замеров) образцов (группы образцов) упакованных товаров или тары, позволяющих определить количество тары на единицу товара с дальнейшим пересчетом на все количество ввезенных товаров. Полученные сведения о количестве и видах тары необходимо оформить в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
 
При расчете размера платы за тару, использованную для упаковки ввезенных потребительских товаров, следует руководствоваться ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения". При этом надо отличать упаковку, в состав которой входит тара, от упаковки без тары.
 
Пример 2
 
Организация ввозит напиток, упакованный в пластмассовые бутылки, которые затем обернуты термоусадочной пленкой. В данном случае плату организация должна будет внести только за пластмассовые бутылки, так как термоусадочная пленка, в которую они упакованы, не является тарой.

С какого момента плата считается несвоевременно внесенной на счет Оператора?

С 23-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
 
Внесение на текущий (расчетный) счет Оператора платы в случаях, предусмотренных в абз. 3 подп. 1.2 и части второй подп. 1.4 п. 1 Указа № 313, производители и поставщики осуществляют в соответствии с заключенными с ними договорами ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).
 
Таким образом, внесение платы после 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, будет считаться несвоевременным. За это условиями договора предусмотрена пеня в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.
 
Организация импортирует бамперы для автомобилей. Каждый бампер обмотан пластмассовой пленкой. Затем 2 единицы бамперов помещены в один картонный ящик.
 
В отношении какого объекта у организации появляется обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313?
 
В данном случае обязанность обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов потребления у организации возни­кает в отношении картонного ящика, который в соответствии с ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения" является тарой.

Организация импортирует зап­части для легковых автомобилей. Каждая единица обернута в бумагу, затем эти запчасти (разные наименования) помещены в деревянный ящик, затем 10 ящиков поставлены на деревянный паллет и все это вместе обмотано полиэтиленовой пленкой.
 
В отношении какого объекта у поставщика появляется обязанность обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование отходов потребления?
 
Если импортируемые запчасти для легковых автомобилей не указаны в приложении 1 к Указу № 313, то объектов, подпадающих под действие этого Указа, в данном случае нет. Упаковочная бумага, полиэтиленовая пленка не являются тарой в соответствии с ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения". На деревянную тару действие Указа № 313 не распространяется.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.