AA

Следует ли с 1 января 2014 года производить переоценку авансов в иностранной валюте, уплаченных за приобретение имущества?

Напомним, что 1 января 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон). При этом подходы к переоценке авансов в иностранной валюте, прописанные в части первой п. 3 ст. 12 данного нормативного документа, разнятся с нормами подп. 1.1 и 1.2 п. 1 действующего на сегодняшний день Декрета № 15*.

__________________________

* Декрет Президента РБ от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц" (далее – Декрет № 15).


В связи с этим у бухгалтеров возникает вопрос:


СЛЕДУЕТ ЛИ С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА ПРОИЗВОДИТЬ ПЕРЕОЦЕНКУ АВАНСОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, УПЛАЧЕННЫХ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ ИМУЩЕСТВА?


Редакция "ГБ":


– Как стало известно редакции, планируется отмена Декрета № 15. В настоящее время документ, его отменяющий, вернули в соответствующее министерство на доработку. Но пока нет однозначного ответа на вопрос о том, с какой даты будет отменен Декрет № 15.


Юрий Анатольевич, юрист:


– Проанализируем отдельные нормы законодательства.


Так, пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь организации (за исключением Нацбанка, банков) производят по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Нацбанком, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (часть первая п. 3 ст. 12 Закона).


Как видим, положения Закона не предусматривают пересчета авансов. Обусловлено это новыми подходами, базирующимися на международных принципах учета и отчетности, которые исходят из того, что уплаченные поставщикам денежные средства уже не принадлежат плательщику и не являются его денежными активами. Такой платеж приводит к возникновению у организации, уплатившей аванс, имущественных прав.


С другой стороны, действующим в настоящее время Декретом № 15 предусмотрено, что переоценка имущества (денежных средств на валютных счетах в банках, в кассах организаций, в пути) и обязательств (дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по расчетам с другими дебиторами; кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за товары, работы, услуги; с работниками организации по подотчетным суммам; по кредитам банков; займам других организаций; по расчетам с другими кредиторами) в иностранной валюте производится при изменении Нацбанком курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 15).


Декретом № 15 (подп. 1.2.3 п. 1) также установлено, что возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте разницы относятся коммерческими организациями:


– по кредиторской задолженности (в т.ч. по полученным кредитам, займам и процентам по ним), дебиторской задолженности по выданным авансам на выполнение работ и приобретение оборудования и материалов, возникшим при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства и нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию, – на стоимость капитальных вложений, после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию, – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств и нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам);


– в иных случаях – на внереализационные доходы или расходы и учитываются при налогообложении, если иное не установлено Президентом или Советом Министров по согласованию с Президентом.


Как видим, приведенные нормы Закона и Декрета № 15 в части подходов к переоценке авансов расходятся.


По общему правилу, предусмотренному ст. 10 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.


Соответственно положения Декрета № 15 имеют бóльшую юридическую силу по отношению к Закону и до его отмены должны применяться именно они.


Не исключено, что в скором времени в Декрет № 15 будут внесены соответствующие изменения. Причем им может быть придана обратная сила, и они могут распространиться на отношения, возникшие с 1 января 2014 г. Однако на сегодняшний день у организаций нет правовых оснований не учитывать его положения.


Ирина Викторовна, аудитор:


– Декрет № 15 имеет более высокую юридическую силу, поэтому до его отмены мы должны переоценивать выданные поставщикам авансы. Поэтому рекомендую пока всем бухгалтерам руководствоваться Декретом № 15.


Марина Леонидовна, бухгалтер:


– По данному вопросу очевидна коллизия норм двух нормативных документов. После консультации юристов и аудиторов будем руководствоваться действующим Декретом № 15. Хотелось бы только высказать пожелание "нормотворцам" от бухгалтерской общественности: разрабатывая и принимая нормативный документ, нужно вовремя отменять предыдущие, противоречащие принятому.

 

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup