ВОПРОС – ОТВЕТ

налогообложение

1 (404). В организацию на работу 15 сентября 2011 г. принят новый сотрудник. На предыдущем месте основной работы в сентябре текущего года ему был предоставлен стандартный налоговый вычет в размере 292 000 руб. По новому месту основной работы бухгалтер рассчитал подоходный налог с физических лиц без применения стандартного налогового вычета и потребовал справку о доходе с предыдущего места работы.

Предоставляют ли в такой ситуации налоговый вычет на новом месте работы? Правомерны ли требования бухгалтера о представлении справки с предыдущего места работы?
 
Вычет предоставляют на новом месте работы без справки с предыдущего места работы.

Налоговую базу подоходного налога с физических лиц определяют как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в т.ч. стандартных (п. 3 ст. 156 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).

Плательщик вправе применить стандартный налоговый вычет в сумме 292 000 руб. в месяц, если его доход за месяц не превысил 1 766 000 руб. (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК).

Организации, являющиеся источником выплаты дохода, исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет подоходный налог с физических лиц в порядке, установленном ст. 175 НК. В частности, исчисление подоходного налога с физических лиц налоговые агенты производят без учета доходов, полученных плательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм подоходного налога (п. 7 ст. 175 НК).

Таким образом, требование налогового агента о представлении справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по предыдущему месту работы неправомерно. Если доход работника за сентябрь 2011 г., начисленный за время работы у нового нанимателя, не превысил 1 766 000 руб., то работник имеет право применить стандартный налоговый вычет в размере 292 000 руб. независимо от размера полученного им дохода в период работы у предыдущего нанимателя.

Николай Савельев, экономист
 

2 (405). Белорусская организация вручила членам иностранной делегации во время приема сувениры.

Следует ли облагать НДС такую передачу? Участвуют ли эти расходы в определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
 
При соблюдении определенных условий такие расходы учитывают при исчислении налога на прибыль и не облагают НДС.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).

Внереализационными расходами для целей НК признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 НК).

В НК закреплено единство принципов признания в бухгалтерском и налоговом учете расходов организаций. Поэтому его нормы позволяют плательщикам в целях исчисления налога на прибыль в качестве затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) принимать все понесенные и документально подтвержденные расходы, отражаемые в бухгалтерском учете, за исключением прямо перечисленных в ст. 131 НК, и обоснованные внереализационные расходы (см. письмо Минфина РБ от 17.09.2010 № 05-1-25/12405).

Стоимость сувениров и подарков для членов иностранных делегаций включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении, как расходы на представительские цели.

Одновременно следует принимать во внимание и письмо Минфина РБ от 21.01.2011 № 05-1-26/878. В нем указано, что организации вправе самостоятельно определять перечень расходов на представительские цели, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Документом, определяющим такой перечень, может быть локальный нормативный акт, принятый в рамках учетной политики организации.

Следовательно, данные расходы целесообразно указать в составе представительских в локальном нормативном акте, регулирующем отнесение тех или иных расходов к представительским.

Если передача подарков, сувениров, канцелярских товаров происходит в рамках осуществления представительских расходов, которые учитывают при исчислении налога на прибыль, то такую передачу не облагают НДС, поскольку в этом случае осуществляется собственное потребление, не являющееся объектом обложения НДС.

Данное разъяснение содержит письмо МНС РБ от 01.10.2010 № 2-2-10/11937.

Наталья Нехай, экономист
 

пособие по временной нетрудоспособности

3 (406). Работник отработал 21 сентября полный рабочий день. Вечером, после работы, он обратился за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства. Работник был признан временно нетрудоспособным в связи с общим заболеванием, и ему был выдан листок нетрудоспособности с освобождением от работы с 21 по 26 сентября.

Правильно ли выдан листок нетрудоспособности в указанной ситуации? Как назначить пособие по временной нетрудоспособности за период с 21 по 26 сентября?
 
Листок нетрудоспособности выдан правильно.

Листок нетрудоспособности выдают больному со дня установления временной нетрудоспособности, в т.ч. в выходные и праздничные дни, в день увольнения, в период отпусков (трудового, социального). В приведенной ситуации листок нетрудоспособности выдан правильно (п. 15 Инструкции о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Минздрава и Минтруда и соцзащиты РБ от 09.07.2002 № 52/97).

Пособие по временной нетрудоспособности назначают в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) пографику работы работника, приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) непрерывной временной нетрудоспособности (п. 27 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 30.09.1997 № 1290, с изменениями и дополнениями (далее – Положение)).

Пособия назначают за пропущенные по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности (п. 35 Положения).

Так как 21 сентября не было пропущено работником в связи с временной нетрудоспособностью, за этот день ему следует начислить заработную плату несмотря на то, что он включен в раздел "Освобождение от работы" листка нетрудоспособности. За период временной нетрудоспособности с 22 сентября по 26 сентября пособие по временной нетрудоспособности нужно назначить в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника.

21 сентября следует относить к первым 6 календарным дням нетрудоспособности для назначения пособия в размере 80 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника. Соответственно в случае, если временная нетрудоспособность у работника будет длиться более указанного срока, с 27 сентября пособие нужно рассчитывать в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка.

Виктор Макаренко, главный инспектор – врач отдела социального страхования Мингоруправления ФСЗН
 
вопросы права

4 (407). Общество с ограниченной ответственностью в январе 2011 г. приобрело материалы для собственного производства. В связи с временной приостановкой производства продукции в конце марта указанные материалы были проданы с надбавкой в размере 20 %.

В настоящее время Указ Президента РБ от 07.03.2000 № 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" (далее – Указ № 117) признан утратившим силу на основании Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 358 "О стимулировании реализации товаров" (далее – Указ № 358).

Могут ли к обществу быть применены санкции с учетом того, что Указ № 358 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2011 г., а реализация материалов была произведена в марте 2011 г.?
 
Не могут.

Ранее продажа на территории Республики Беларусь организациями и индивидуальными предпринимателями товаров, приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку на давальческих условиях и не использованных для этих целей, осуществлялась по ценам, не превышающим более чем на 5 % цену приобретения товара (подп. 1.8 п. 1 Указа № 117).

За несоблюдение требований законодательства к ценообразованию при реализации на территории Республики Беларусь товаров (сырья, материалов), приобретенных для собственного производства и (или) потребления, поставки на переработку и не использованных для этих целей, а равно приобретенных для вывоза из Республики Беларусь, налагается штраф в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (сырья, материалов), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (сырья, материалов) поценам, установленным в соответствии с законодательством. Такая норма содержится в ч. 4 ст. 12.9 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В настоящее время Указ № 117 признан утратившим силу, и именно данный факт является основанием для неприменения мер ответственности к субъектам, ранее допустившим правонарушения. Обоснуем такой вывод.

По общему правилу противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 1.5 КоАП).

В то же время действует норма ч. 2 ст. 1.5 КоАП. Она предусматривает, что акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. При этом в КоАП прямо указано, что со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

С учетом данных правил на сегодняшний день лица, ранее допустившие нарушение положений подп. 1.8 п. 1 Указа № 117, не могут быть привлечены к ответственности за ранее допущенное нарушение независимо от времени его совершения.

Юрий Веремейко, юрист
 

валютное законодательство

5 (408). Постановлением Совета Министров РБ от 09.08.2011 № 1070 (далее – постановление № 1070) было внесено изменение в постановление Совета Министров РБ от 03.06.2011 № 704 "О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте" (далее – постановление № 704).

Обязаны ли организации применять постановление № 704 с учетом изменений, внесенных в него постановлением № 1070?
 
Такой обязанности нет.

Применение установленного постановлением № 704 порядка учета курсовых разниц является правом организации.

Согласно первоначальной редакции постановления № 704 п. 2 данного постановления вступил в силу с 27 мая 2011 г.

Постановлением № 1070 было внесено изменение в постановление № 704, в соответствии с которым п. 2 постановления № 704 вступает в силу с 24 мая 2011 г.

Таким образом, если организация приняла решение перейти на порядок, разрешенный постановлением № 704, данный порядок можно применять с 24 мая 2011 г.
Руководствоваться или нет постановлением № 704 с 24 по 26 мая 2011 г., должна решить сама организация, поскольку норм, обязывающих применять постановление № 704 в указанный период, в постановлении № 1070 не содержится.
 
Справочно: напомним, что п. 2 постановления № 704 установлено следующее. Коммерческие организации вправе относить разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте:

– по дебиторской задолженности за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги, по авансам, выданным поставщикам и подрядчикам на приобретение сырья, материалов, товаров, работ, – на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы (расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.;

– по кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также по кредитам, займам и процентам по ним, авансам, полученным от покупателей и заказчиков, – на расходы (доходы) будущих периодов и списывать на внереализационные доходы(расходы) в порядке и в сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31 декабря 2014 г.

Анна Крупнова, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

6 (409). Что считать датой оказания услуг в случаях, когда договором на оказание услуг не предусмотрено подписание актов о приемке-сдаче оказанных услуг, а также иных документов, определенных законодательством?
 
Дату, установленную Нацбанком.

Датой оказания услуг считают дату подписания сторонами акта о приемке-сдаче оказанных услуг либо иного документа, определенного законодательством РБ либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции. В случаях, когда подписание указанных документов не предусмотрено, дату оказания услуг определяют исходя из сроков, установленных Нацбанком (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения иконтроля внешнеторговых операций", в ред. Указа от 09.08.2011 № 347 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178 и Указ № 347)). В настоящее время такие сроки определены постановлением Правления Нацбанка РБ от 09.07.2009 № 101.

В практике осуществления внешнеторговых сделок имеют место случаи, когда факт оказания услуг может быть оформлен в виде оплаты обязательств одной из сторон, выставлением счета, счета-фактуры, почтовой квитанции и иных документов в зависимости от характера проводимой сделки. В подобных ситуациях датой оказания услуг следует считать дату оплаты обязательств одной из сторон, указанную в платежной инструкции либо в кассовом документе, дату выставления одной из сторон счета, счета-фактуры, почтовой квитанции, курьерской расписки, удостоверения (свидетельства, сертификата, диплома) о получении образования (присвоения квалификации, получения специальности), билета на проведение культурного либо спортивного мероприятия, а также дату подписания договора об уступке (передаче) прав на результаты интеллектуальной деятельности, лицензионного договора.

От редакции:

Указанные сроки будут закреплены Нацбанком в соответствующем нормативном правовом акте.

7 (410). Резидент приобрел товар у нерезидента на условиях предоплаты и, не ввозя его на территорию Республики Беларусь, продал другому нерезиденту на условиях оплаты по факту поступления товаров.

Что в данном случае следует считать датой завершения внешнеторговой операции по импорту и датой начала внешнеторговой операции по экспорту?
 
При импорте – дату, указанную в товаросопроводительных документах.

При экспорте – в зависимости от условий выполнения договора.

Расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, осуществляют на основании разрешений, выдаваемых Нацбанком. Разрешения выдают организациям, подчиненным (входящим в состав, систему):

– республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству, – по ходатайству Совета Министров;

– государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным Президенту, Национальной академии наук Беларуси, – по ходатайству таких государственных органов, организаций, Национальной академии наук Беларуси;

– подчиненным местным исполнительным и распорядительным органам, а также не имеющим ведомственной подчиненности (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178, в ред. Указа № 347).

При наличии у импортера такого разрешения датой поступления товаров по внешнеторговым договорам, предусматривающим их импорт без поступления на территорию Республики Беларусь, следует считать дату, указанную в товаросопроводительных документах, подтверждающих получение товаров (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178, в ред. Указа № 347).

Датой отгрузки товара, как датой начала внешнеторговой операции по экспорту, следует считать:

– при отсутствии таможенных операций – дату их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке;

– при отсутствии у резидента склада на территории иностранного государства, куда был ввезен товар после его приобретения, – дату, указанную в товаросопроводительных документах, подтверждающих передачу товара нерезиденту-покупателю. В данном случае необходимо применить аналогию с нормой, изложенной в части четвертой подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178, в ред. Указа № 347.

Валерий Шулековский, заместитель начальника управления мониторинга внешнеэкономической деятельности Нацбанка РБ
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 36 октябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

За какой период следует распределять издержки обращения в налоговом и бухгалтерском учете: за месяц или в целом за год?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Расчеты и кредиты

9

О внесении дополнений и изменений в Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством

9

МНС РБ разъясняет

14

Об актуальных вопросах исчисления налога на прибыль[Срочно и важно]

14

Минфин РБ разъясняет

22

О порядке формирования и использования средств инновационных фондов

22

Минторг РБ разъясняет

25

О формах торговли

25

Комментарии

26

При выплате единовременной материальной помощи для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции льготы по подоходному налогу можно применить не всем

26

Все последние изменения валютного законодательства

27

Внимание: расчет отчислений в ин­новационный фонд Мингорисполкома от себестоимости реализованных работ

31

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

33

ВОПРОС – ОТВЕТ

34

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

39

Организация выпустила облигации. Что следует учесть при налогообложении?

39

типичные нарушения

41

Налоговые ошибки, допускаемые при применении упрощенной системы налогообложения

41

мнения специалистов

47

Расчет произведен в различных валютах

47

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Как считать сроки для заполнения налоговой декларации (расчета) по НДС

50

Импорт товаров из Российской Федерации (Казахстана): исчисление и вычет НДС

54

Сделки нерезидентов с недвижимостью в Беларуси и налог на доходы

59

У ВАС ПРОВЕРКА

67

Договоры аренды: что проверят у арендатора

67

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

72

Разбираем практическую ситуацию

72

Реклама аудиторских услуг

72

Источники бесперебойного питания: варианты отражения в учете

72

налоговый календарь

76

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на октябрь 2011 года

76

статистическая информация

80

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

80

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 сентября 2011 года

85

Об индексе потребительских цен за август 2011 года

86

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

86

Комментарий о порядке индексации доходов населения за август 2011 года

86

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

87

Сообщение о размере минимальной заработной платы за август 2011 года

87

каталог публикаций за III квартал 2011 года

88

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 24 по 30 сентября 2011 го­да

112