AA

Соблюдайте условия применения зимних норм расхода топлива

С наступлением зимы многие организации, имеющие автомобили, повышают нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации. При этом они допускают ошибки при определении возможного периода повышения, величины повышения, а также при документальном подтверждении таких норм.
Кроме того, организации допускают ошибки при применении норм расхода топлива, не пересматривая их при изменении законодательства.
В данной статье будут рассмотрены некоторые важные моменты применения норм расхода топлива.

 

Ситуация 1. Необходимо проинвентаризировать применяемые нормы расхода топлива

Приказом организации от 15.07.2010 на автомобиль BMW 530i (мощность двигателя 170 kW) была установлена линейная норма расхода топлива в размере 11,5 л на 100 км, и данная норма применялась до настоящего времени.
 
Обоснование нарушения

Как показывает практика, многие организации используют автомобили уже продолжительное время и применяют по ним нормы расхода топлива, установленные перед началом эксплуатации автомобилей.

При этом не учитывается тот факт, что постановлением Минтранса РБ от 06.01.2012 № 3 (далее – постановление № 3) установлены нормы расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование (нормы расхода топлива).

Постановление № 3 вступило в силу с 1 августа 2012 г. (п. 3 постановления № 3). Таким образом, с указанной даты организациям следует руководствоваться нормами расхода топлива, утвержденными постановлением № 3 (приложение 1 к постановлению № 3).

Для многих автомобилей нормы расходы топлива были снижены, поэтому организации с 1 августа 2012 г. должны были пересмотреть применяемые нормы расхода топлива.

Линейная норма расхода топлива на автомобиль BMW 530i (мощность двигателя 170 kW) с 1 августа 2012 г. понижена по сравнению с ранее действовавшей (установленной постановлением Минтранса РБ от 27.08.2008 № 87 "Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование") на 0,6 л и составляет 10,9 л.

Организациям следует помнить, что при налогообложении не учитываются затраты на оплату топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, доводимых до организации в установленном порядке в соответствии с подп. 1.7 п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РБ. Установленное требование распространяется в т.ч. на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо МНС РБ от 27.03.2012 № 2-2-23/637 "О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль").

Напомним, что порядок применения норм расхода топлива устанавливает Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141).

От редакции:

Порядок исправления организацией допущенной ошибки рассмотрим на условном примере.

Допустим, на момент выявления ошибки организация списала на затраты (включила в общехозяйственные расходы) в 2012 г. 500 л топлива по цене 8 500 руб. с применением нормы расхода топлива в размере 11,5 л вместо 10,9 л, в 2013 г. – 900 л топлива.

Стоимость топлива, включенного в общехозяйственные расходы, составила:

– в 2012 г. – 4 250 000 руб. (8 500 × 500), вместо 4 028 235 руб. (500 / 11,5 × 10,9 × 8 500);

– в 2013 г. – 7 650 000 руб. вместо 7 250 883 руб.(900 / 11,5 × 10,9 × 8 500).

Произведенные организацией записи, верные записи и порядок исправления ошибки приведены в табл. 1 и 2.
 
 
 
Инвентаризация остатков топлива позволяет решить вопрос об отражении излишне списанного топлива (удержание стоимости или включение его стоимости в расходы, неучитываемые при налогообложении).
 
Ситуация 2. Проверьте правильность применения зимнего повышения норм расхода топлива

Часто у организаций имеет место применение зимнего повышения норм расхода топлива без учета температуры окружающего воздуха. При проверках порядка применения зимнего повышения норм расхода топлива выяснилось следующее:

1) организация "А" ограничивает применение данного повышения периодом с 1 ноября по 31 марта;

2) организация "Б" ограничивает применение данного повышения календарными месяцами зимы;

3) организация "В" в качестве условия начала применения данного повышения отслеживает установившиеся отрицательные среднесуточные температуры в течение 5 дней.
 
Обоснование нарушения

Зимние условия эксплуатации автомобиля, машины, механизма и оборудования – это эксплуатация в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха (ниже 0 оC) (п. 3 Инструкции № 141). Заметим, что такое определение используется для целей Инструкции № 141.

Таким образом, рассматриваемое повышение норм расхода топлива не связано с конкретным периодом времени и не требует отслеживания установившихся отрицательных среднесуточных температур в течение 5 дней подряд. Достаточное условие применения рассматриваемого повышения – отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0 оC).

Отрицательную температуру окружающего воздуха определяют на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием (п. 8 Инструкции № 141). Результаты измерений регистрируют в специальном журнале по форме, приведенной в приложении к Инструкции № 141.

При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливает руководитель организации.

Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха выглядит следующим образом:
 
 
Следует обратить внимание организаций на то, что для применения рассматриваемого повышения необходимо наличие отрицательной температуры окружающего воздуха (ниже 0 оC). Температура 0 оC не является отрицательной, следовательно, зимнее повышение нормы расхода топлива при температуре 0 оC не применяется.

Справочно: организации могут применять повышения норм расхода топлива, предусмотренные Инструкцией № 141.

Например, согласно п. 10 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:

– механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации – не более10 %. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.), данное повышение не применяется;

– автомобиля в городах с численностью населения:

от 100 до 300 тыс. человек – не более 5 %;

от 300 тыс. до 1 млн. человек – не более 10 %;

от 1 до 3 млн. человек – не более 15 %;

свыше 3 млн. человек – не более 25 %;

– автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на 1 км пробега) – не более 10 %;

– механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой "климат-контроль" или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, – не более 7 %;

– автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (АКПП), – не более 6 % (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;

– нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега – не более 10 %;

– механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы – не более 8 %.

В Инструкции № 141 предусмотрены и иные случаи, когда нормы расхода топлива могут быть повышены.

 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup