AA

Применение ответственности за нарушение сроков выплаты дивидендов, начисленных на акции, принадлежащие государству

Любому государству для осуществления своей деятельности, выполнения внутренних и внешних функций необходимы денежные средства. Среди них – доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений, дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности |*|. Для организаций, нарушивших порядок и сроки перечисления названных доходов, предусмотрена ответственность.

* Порядок распределения прибыли для организаций с госсобственностью

Какая? Все подробности – в предлагаемом материале.

Виды ответственности за неуплату (неполную уплату) дивидендов, начисленных на акции, принадлежащие государству

Классификация доходов бюджета основывается на нормативных правовых актах, определяющих источники их формирования. Так, ст. 24 БК [1] определены следующие группы доходов бюджета:

1) налоговые доходы;

2) взносы на государственное социальное страхование;

3) неналоговые доходы;

4) безвозмездные поступления.

Детализированный перечень неналоговых доходов определен в ст. 31, 33, 35, 37 БК и изложен в приложении 1 к постановлению Минфина № 208 [2].

В частности, к неналоговым доходам относят доходы от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений, дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности.

Правовой режим уплаты таких видов неналоговых доходов определен Указом № 637 [3].

Справочно: к неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, пени, начисленные за несвоевременную уплату неналоговых доходов, и другие неналоговые доходы (ст. 24 БК).

Из него следует, что в республиканский бюджет, бюджеты первичного, базового и областного уровней подлежит перечислению часть прибыли (дохода):

– республиканскими и коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, являющимися коммерческими организациями, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения;

– хозяйственными обществами, в отношении которых Республика Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, за исключением случаев, установленных законодательными актами, – от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) пропорционально долям Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в их уставных фондах. При этом указанная часть прибыли (дохода) является минимальной обязательной частью дивидендов |*| на доли Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в уставных фондах хозяйственных обществ (подп. 1.1 п. 1 Указа № 637).

* Бухгалтерский и налоговый учет дивидендов, выплачиваемых организациями в 2019 г.

Справочно: если доля государства составляет менее 50 %, часть прибыли (дохода) хозяйственным обществом не уплачивается.

Как видим, у вышеперечисленных субъектов хозяйствования возникает обязанность по перечислению части прибыли (дохода) в размерах и сроки, предусмотренные Указом № 637.

Неисполнение указанной обязанности влечет ответственность, которая предусмотрена:

подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 [4].

Важно! С 4 сентября 2019 г. этот подпункт действует в новой редакции;

– законами о республиканском бюджете на очередной год.

Республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, хозяйственные общества, обязанные перечислить в бюджет часть прибыли (дохода), в случае неуплаты, неполной уплаты указанных платежей несут ответственность за неуплату, неполную уплату этих платежей, установленную законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин).

Справочно: вышеизложенное положение содержалось: в 2017 г. – в ст. 20 Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 431-З, в 2018 г. – в ст. 19 Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 № 86-З. В 2019 г. оно содержится в ст. 19 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 160-З.

Такая ответственность установлена ст. 13.6 КоАП [5]. Меры ответственности применяют налоговые органы на основании информации, полученной от органов приватизации.

 

Порядок применения мер ответственности налоговыми органами до 4 сентября 2019 г.

В отношении субъектов хозяйствования, подпадающих под нормы Указа № 637, в случае нарушения сроков уплаты дивидендов налоговые органы применяли меры в виде:

Примечание. У налогового органа до указанной даты отсутствовали правовые основания для применения способов обеспечения исполнения обязательства по уплате дивидендов и пени, закрепленных в ст. 54 НК  (приостановление операций по счетам, арест имущества и др.).

Рассмотрим вышеизложенное на примере.

Пример

Штрафы и пени за допущенные нарушения

ОАО надлежало во исполнение обязанности, предусмотренной Указом № 637, произвести перечисление дивидендов в бюджет Республики Беларусь по итогам 2017 г. не позднее 22.04.2018 в сумме 1 336 048,97 руб. (п. 81 Устава общества).

В поступившей из органа приватизации в налоговый орган информации указывалось, что общество во II квартале 2018 г. перечислило:

Причиной нарушения срока перечисления дивидендов явилось отсутствие у ОАО в этот период денежных средств на счетах в связи с несвоевременным расчетом с ним за отгруженную продукцию.

Налоговый орган |*| во исполнение положений Декрета № 3 взыскал с общества в бюджет в бесспорном порядке:

* Определение критериев оценки риска для назначения налоговых проверок

– сумму неуплаченного платежа (136 048,97 руб.);

– штраф от причитающейся основной суммы платежа, подлежащей перечислению в установленный срок (1 336 048,97 руб.), в размере 10 %, что составило 133 604,90 руб.;

– пеню.

Кроме того, постановлением от 16.05.2018, вынесенным должностным лицом налогового органа, ОАО привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.6 КоАП в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы дивидендов, что составило 27 209,79 руб., поскольку платежные поручения на уплату платежей не были направлены ко всем текущим (расчетным) счетам ОАО.

 

Порядок применения мер ответственности налоговыми органами с 4 сентября 2019 г.

С указанной даты положения подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 действуют в редакции Декрета № 5 [7].

Теперь в случае неуплаты (неполной уплаты) в установленный срок в соответствующий бюджет дивидендов, начисленных на принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции, с плательщиков налоговыми органами в бесспорном порядке взыскиваются в республиканский или соответствующий местный бюджет неуплаченная сумма дивидендов и пени, начисленные в порядке, установленном налоговым законодательством.

Таким образом, с 4 сентября 2019 г. исключена норма о наложении на субъекты хозяйствования штрафа в размере 10 % от причитающейся основной суммы дивидендов в случае неуплаты (неполной уплаты) их в установленный срок в бюджет.

Следовательно, при выявлении после 4 сентября 2019 г. фактов неуплаты (несвоевременной уплаты) дивидендов, начисленных на принадлежащие Республике Беларусь или административно-территориальным единицам акции, имевших место до этой даты, вышеуказанная мера ответственности к субъектам хозяйствования не применяется.

С 4 сентября 2019 г. к субъектам хозяйствования, на которые распространяются нормы Указа № 637, в случае нарушения ими сроков уплаты дивидендов налоговые органы применят следующие меры:

Кроме того, с указанной даты налоговые органы при наличии у субъекта хозяйствования задолженности перед бюджетом по дивидендам и пени вправе применить способы обеспечения исполнения налогового законодательства и (или) уплаты пеней, определенные ст. 54 НК. Например, в виде приостановления операций по счетам или наложения ареста на имущество |*|.

* Применение ответственности за невыполнение отдельных налоговых обязательств

 

Применяются ли нормы Декрета № 5 к штрафам, наложенным налоговыми органами до 4 сентября 2019 г., но еще не взысканным?

Для рассмотрения данного вопроса обратимся к положениям ст. 66 Закона № 130-З [8].

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц.

Нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу.

Декрет № 5 не содержит положений относительного того, что нормы подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 распространяют свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Однако внесенные изменения смягчают ответственность, поскольку упраздняется наложение штрафа за неуплату (неполную уплату) в установленный срок в бюджет дивидендов.

Учитывая вышеизложенное, с 4 сентября 2019 г. налоговые органы не будут взыскивать с субъектов хозяйствования штрафы, наложенные в соответствии с подп. 1.18 п. 1 Декрета № 3 и не взысканные до указанной даты.

Документы к статье

[1] Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее – БК)

[2] постановление Минфина Республики Беларусь от 31.12.2008 № 208 (далее – постановление Минфина № 208)

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 № 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» (далее – Указ № 637)

[4] Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 3)

[5] Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)

[6] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[7] Декрет Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 5 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 5)

[8] Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон № 130-З)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup