AA

Когда применение УСН может создать предпосылки к незаконной уплате налогов

(По материалам проверок подразделений УДФР КГК Республики Беларусь)

В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, субъектов инфраструктуры государство гарантирует равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции. С этой целью в Республике Беларусь субъектам малого предпринимательства налоговым законодательством разрешено применять особые режимы налого-обложения, дающие определенные льготы и реальные преимущества относительно общего порядка налогообложения.

Однако отдельные субъекты хозяйствования преследуют цель минимизировать налоговую нагрузку и незаконно получить налоговые льготы, что в конечном счете приводит к уплате штрафных санкций.

Рассмотрим на отдельной ситуации последствия «дробления бизнеса» с целью необоснованного применения УСН, что послужило основанием для доначисления налогов по материалам проверок органов подразделений УДФР КГК.

Ситуация

Искусственная схема «дробления бизнеса» с целью снижения налоговой нагрузки

Суть нарушения

Подразделением УДФР КГК Республики Беларусь по Минской области и г. Минску (далее – подразделение УДФР) проведена внеплановая проверка частного унитарного предприятия (далее – ЧУП) по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2015 по 31.12.2022. В рамках проверяемых вопросов проверке выборочным методом подвергнуты документы, подтверждающие данные налогового учета, договоры, первичные учетные документы, декларации (расчеты) по налогам за проверяемый период и другие сведения финансово-хозяйственной деятельности. В течение 2015–2022 гг. ЧУП применяло особый режим налогообложения (УСН без уплаты НДС), при котором выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, другие доходы признаются в бухгалтерском учете по методу начисления.

По результатам изучения первичных учетных документов и представленных материалов, проведения анализа бухгалтерского и налогового учетов установлено, что финансово-хозяйственная деятельность ЧУП осуществлялась в рамках нескольких юридических лиц (ЧУП и ООО-1), объединенных общими целями, участием в уставных фондах, договорными отношениями и неформальными договоренностями, что подтверждает использование схемы «дробление бизнеса» с целью снижения налоговой нагрузки. В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие деятельность взаимозависимых лиц |*| на основании кадровых, организационных, налоговых и финансовых признаков, сведений о собственниках имущества и доле их участия в организациях, а именно что участниками (учредителями) ЧУП и ООО-1 являлись одни и те же лица.

<…>

Полный текст читайте в журнале «Главный Бухгалтер», № 48/2023.

Нужен срочный доступ к материалу?

Воспользуйтесь автоматической системой получения доступа ко всем материалам портала GB.BY 24/7.

Мгновенное подключение на 10 дней через ЕРИП за 37 руб. 80 коп.

Оплатить и получить доступ

У меня есть подписка

Документы к статье

[1] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[2] Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон № 148-З)

[3] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 № 465 «Об особенностях оценки отдельных хозяйственных операций» (далее – постановление № 465)

[4] Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З (в редакции, действовавшей до 01.03.2021; далее –КоАП № 194-З)

[5] Кодекс Республики Беларусь об административных право-нарушениях от 06.01.2021 № 91-З (в редакции, вступившей в силу с 01.03.2021; далее – КоАП № 91-З)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup