Организации, осуществлявшие международные автомобильные перевозки грузов с 16 апреля 2022 г. по 31 декабря 2024 г. через Беларусь в другое государство (из него), по услугам в той части маршрута, который начинается и заканчивается в Беларуси, должны были платить НДС по ставке 20 %.
Кто мог неправильно применить ставку НДС
Если груз в указанный период перевозили из Беларуси за ее пределы или из-за границы в Беларусь, то в части маршрутов, которые начинаются и заканчиваются на территории Беларуси (например, загрузились в Минске и довезли до ПТО «Брест-Белтаможсервис»), при соблюдении определенных условий такие грузоперевозки относятся к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %.
Если же груз следовал транзитом через Беларусь (например, грузоперевозчик забирал груз в ПТО «Брест-Белтаможсервис», довозил его до Орши и передавал российскому перевозчику, который дальше вез груз в Россию), то до 1 января 2025 г. такая перевозка не относилась к экспортируемым транспортным услугам, поэтому применять по ней нулевую ставку НДС было неправомерно. Соответствующие изменения, в результате которых стало возможным применять нулевую ставку, внесены в п. 2 ст. 126 НК [1] только с 1 января 2025 г.
Что делать тем, кто при следовании груза через Беларусь применял нулевую ставку НДС
Если ваша организация с 16 апреля 2022 г. по 31 декабря 2024 г. оказывала услуги по перевозке грузов, которые следовали через Беларусь, связанные с перецепкой или перегрузкой, полагая, что это экспортируемые транспортные услуги, и в связи с этим недоплатила налоги, то:
1) представьте в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам с внесенными изменениями и (или) дополнениями не позднее 1 октября 2025 г.;
2) уплатите налоги, сборы и иные платежи не позднее 20 октября 2025 г.
Об этом грузоперевозчикам напоминают инспекции МНС в соответствии с письмом № 2-1-13/01828 [2].
При доплате налогов пени начисляться не будут.