AA

О применении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713

(Письмо МАРТ Республики Беларусь от 28.10.2022 № 20-02/67К)

В связи с поступающими обращениями по вопросам применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713), которое вступило в силу с 19 октября 2022 г., а также в связи с внесением изменений в указанное постановление постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2022 г. № 713 (1) «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713», которое вступило в силу с 26 октября 2022 г., Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет следующие вопросы:

1. Распространяется ли постановление № 713 на услуги по изготовлению по индивидуальному заказу?

Постановление № 713 не распространяется на отношения, связанные с оказанием услуг СТО, в том числе нормы постановления № 713 не распространяются на материалы, используемые при оказании таких услуг, если такие материалы включены в стоимость оказываемых услуг.

При этом при реализации СТО производителем, поставщиком материалов, используемых СТО при оказании услуг, цены на такой товар в случае его включения в перечень, указанный в приложении 1 к постановлению № 713, регулируются в соответствии с постановлением № 713.

Одновременно отмечаем, что если при оказании услуги СТО заключается договор, которым предусматриваются отдельно продажа товаров и дальнейшее оказание услуг с использованием этого товара, то в таком случае при реализации товара должны соблюдаться надбавки, определенные приложением 1 к постановлению № 713.

В случае если при СТО работает розничный торговый объект, осуществляющий реализацию товаров, указанных в приложении 1 к постановлению № 713, то уровень надбавок в данном розничном торговом объекте должен соблюдаться.

2. Являются ли напитки, изготавливаемые в кофе-аппарате, расположенном на площадях торгового объекта, товаром или продукцией общественного питания?

В соответствии с абзацем четырнадцатым пункта 3 Классификации торговых объектов по видам, установленной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 23 «О классификации торговых объектов по видам и типам», торговый автомат – передвижное средство разносной торговли, представляющее собой специальное оборудование для продажи товаров, позволяющее проводить расчеты за приобретаемые товары с использованием наличных денежных средств и (или) в безналичном порядке.

Справочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З):

нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, не являющуюся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к инженерным коммуникациям, а также палатка, тележка, лоток, корзина, торговый автомат и иное приспособление (передвижные средства разносной торговли) (подпункт 1.11);

торговый объект – капитальное строение (здание, сооружение), изолированное помещение или их части либо временная конструкция, не являющаяся капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или их частями, оснащенные торговым и иным оборудованием для продажи товаров, а также передвижной торговый объект и передвижные средства разносной торговли (подпункт 1.35).

Соответственно продажа напитков посредством самообслуживания с использованием нестационарных торговых объектов или использование в торговых объектах вышеуказанных аппаратов в качестве торгового оборудования имеют признаки торговли, в том числе разносной торговли с использованием торгового автомата.

Ввиду изложенного напитки, реализуемые с использованием такого кофе-аппарата посредством самообслуживания в рамках деятельности «торговля», будут товаром.

Обращаем внимание, что кофемашины, используемые субъектом общественного питания в объектах общественного питания, для изготовления работниками такого субъекта напитков в рамках деятельности «общественное питание» не являются торговыми автоматами.

Справочно.

Согласно нормам статей 10 и 11 Закона № 128-З субъекты хозяйствования вправе самостоятельно определять виды деятельности, которые предполагают осуществлять, а также виды и типы торговых объектов, типы объектов общественного питания (при условии определения такого типа), порядок и условия осуществления деятельности.

3. В объекте осуществляется изготовление пиццы и иной подобной продукции, является ли такой объект «объектом общественного питания», а изготавливаемая продукция «продукцией общественного питания»?

Исходя из определения терминов «общественное питание», «продукция общественного питания», указанных в подпунктах 1.12, 1.18 пункта 1 статьи 1 Закона № 128-З, деятельность по производству, в том числе выпеканию, пиццы может относиться к общественному питанию, изготавливаемая продукция – к продукции общественного питания, а объект, в котором такая продукция изготовлена и реализована, – к объекту общественного питания.

4. Субъект общественного питания произвел продукцию общественного питания и реализовал ее иному субъекту хозяйствования. К чему относится такая продукция?

Продукция, произведенная субъектом общественного питания при осуществлении деятельности «общественное питание» и реализованная иному субъекту хозяйствования для последующей ее продажи, является: для первого – продукцией общественного питания, для последнего – товаром.

5. В случае реализации товара по дилерскому договору, в котором устанавливаются рекомендуемые цены реализации, необходимо ли соблюдать требования постановления.

Ограничения, установленные постановлением № 713, распространяются в том числе на отношения по реализации товаров в рамках дилерских договоров.

При этом считаем возможным обратить внимание, что согласно пункту 2 ста-тьи 20 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещаются вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для потребителя максимальную цену перепродажи товара.

Министр                                                А.И.Богданов

Разъяснение опубликовано 29 октября 2022 г. на сайте МАРТ (www.mart.gov.by).

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup