AA

Прием и выдача наличных денежных средств под контролем налоговых органов и организаций

Круглый стол по указанной теме организован Ассоциацией налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА».

В данном мероприятии приняли участие Сергей Иванович Колыкин – консультант управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.

Предлагаем вниманию читателей ответы Сергея Ивановича Колыкина на вопросы участников круглого стола, касающиеся порядка приема наличных денег при реализации товаров (работ, услуг) и использования кассового оборудования |*|.

* Ответы специалиста МНС на вопросы читателей по теме «Как избежать нарушений при приеме наличных денежных средств под контролем СКНО»

В платежном документе (чеке) печатается информация в виде цифровой символьной строки или штрихового кода, которая размещается в конце распечатанного платежного документа (чека).

Что это за информация и зачем она нужна?

Информация в виде штрихового идентификационного кода (двумерный штриховой идентификационный код – QR-код или линейный штриховой идентификационный код – Code 128) является уникальным идентификатором платежного документа (чека), который позволяет проверить подлинность этого документа.

Требования к информационному содержанию платежного документа (чека) содержатся в государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия».

Одно из них – наличие в чеке уникального идентификатора, который:

– формируется на печатаемом кассовым оборудованием платежном документе с использованием установленного в средство контроля налоговых органов (далее – СКНО) криптомодуля на основании содержимого полученного платежного документа, подписанного технологической электронной цифровой подписью;

– позволяет проверить подлинность платежного документа и создает уникальность (неповторимость) конкретного платежного документа.

В настоящее время функция проверки подлинности платежных документов в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) доступна:

• должностным лицам налоговых органов, органов Комитета госконтроля Республики Беларусь, сотрудникам РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (на который возложены функции центра обработки данных СККО);

• владельцам (пользователям) кассового оборудования в отношении используемого ими кассового оборудования.

Соответственно покупатель при необходимости может удостовериться в подлинности платежного документа, обратившись в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», к субъекту хозяйствования, использующему кассовое оборудование, или в налоговый орган по территориальному расположению такого субъекта хозяйствования.

Справочно: в дальнейшем одним из перспективных направлений развития СККО |*| предусмотрено обеспечение проверки платежного документа (чека) покупателем с использованием мобильного приложения.

* Порядок приема наличных денежных средств с использованием КСА с СКНО

 

Частное предприятие планирует открыть в городе точку по химчистке ковровых изделий. В смене будет работать 1 человек.

Возникает ли у такого предприятия обязанность по установке платежного терминала?

Нет, не возникает.

Перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы (далее – перечень), обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки Республики Беларусь, содержится в приложении 1 к постановлению № 924/16* (подп. 2.8 п. 2 постановления № 924/16).
_____________
* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее – постановление № 924/16).

Он включает объекты бытового обслуживания населения, за исключением:

– объектов, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 3 человек в одну смену;

– объектов, расположенных в городе, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более 1 человека в смену.

Частное предприятие планирует оказание бытовых услуг в городе. Так как в данном объекте бытовые услуги будет оказывать 1 человек в смену, обязанность установки платежного терминала |*| у частного предприятия отсутствует.

* Информация об изменениях, произошедших с 05.06.2020 в порядке приема наличных денег за оказание бытовых услуг

 

Организация осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобилем-такси с использованием платформы цифровой технологии сервиса «Яндекс.Такси» и «Uber» и не пользуется услугами других диспетчерских служб.

Надо ли оснащать автомобиль-такси платежным терминалом?

Нет, не надо.

Согласно п. 14 перечня в автомобилях-такси надо устанавливать платежные терминалы.

Это требование не распространяется на автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанных только с использованием электронной информационной системы. Оборудование автомобилей-такси такого автомобильного перевозчика кассовыми суммирующими аппаратами, совмещенными с таксометром, не требуется (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).

Таким образом, при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронной информационной системы, предусматривающей безналичные расчеты за проезд (автоматическое списание средств с платежной карточки), оснащение автомобиля-такси кассовым оборудованием и платежным терминалом не требуется.

Если расчет за оказанную услугу по перевозке пассажиров, заказанной с использованием электронной информационной системы, производится пассажиром наличными денежными средствами либо посредством банковской платежной карточки, то в таком случае автомобиль-такси должен быть оснащен кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, а также платежным терминалом.

 

Организация имеет в своем составе обособленное структурное подразделение, осуществляющее сельскохозяйственную деятельность.

В каком порядке осуществляется прием наличных денежных средств данным подразделением при реализации продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства со склада?

Организации при реализации товаров за наличный расчет должны при-нимать наличные денежные средства в порядке, установленном Положением № 924/16*.
_____________
* Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденное постановлением № 924/16 (далее – Положение № 924/16).

Нормы этого документа также распространяются на филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, для совершения операций которых организацией открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленного подразделения (п. 1 Положения № 924/16).

Положением № 924/16 определены случаи, когда организации вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

В их число входит продажа (за исключением продажи в торговых объектах) продукции животноводства, растениеводства, пчеловодства и рыболовства населению юридическим лицом, осуществляющим деятельность по производству сельско-хозяйственной продукции (подп. 35.20 п. 35 Положения № 924/16).

В таком случае расчет за реализованную продукцию должен производиться наличными денежными средствами непосредственно в кассу организации, а каждый факт приема наличных денежных средств должен быть оформлен квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов (п. 37 Положения № 924/16) |*|.

* Информация о порядке приема наличных денег с использованием квитанции

Форма такой квитанции установлена постановлением Минторга Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912».

Таким образом, обособленное структурное подразделение, осуществляющее сельскохозяйственную деятельность, при продаже продукции растениеводства собственного производства со склада (за исключением продажи в торговых объектах) вправе осуществлять прием наличных денежных средств без применения кассового оборудования и платежных терминалов, если расчет за реализованную продукцию будет производиться наличными денежными средствами непосредственно в кассу этого подразделения, с обязательным оформлением каждого факта приема наличных денежных средств вышеуказанной квитанцией.

 

У торговой организации в связи с кризисом, вызванным пандемией коронавируса, сократились обороты по реализации товаров, в связи с чем освободилась часть кассового оборудования.

Можно ли сдавать в аренду неиспользуемое кассовое оборудование?

Можно – при соблюдении определенных правил.

Не допускается использование кассового суммирующего аппарата, в т.ч. совмещенного с таксометром, билетопечатающей машины (далее – кассовый аппарат) в следующих случаях:

– кассовый аппарат, за исключением кассового аппарата с установленным СКНО, не зарегистрирован в налоговом органе организацией, использующей его;

– место установки кассового аппарата с установленным СКНО, наименование организации, использующей его, не соответствуют информации, содержащейся в СККО (п. 17 Положения № 924/16).

Таким образом, одним из требований в отношении порядка использования кассового оборудования является достоверное отражение при регистрации в налоговом органе, а после подключения к СККО – в СККО информации о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, использующих кассовое оборудование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Каких-либо ограничений по сдаче в аренду кассового оборудования одними субъектами хозяйствования другим субъектам хозяйствования постановлением № 924/16 и Положением № 924/16, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с постановлением № 924/16, не установлено.

При этом до начала использования кассового оборудования оно должно быть зарегистрировано в СККО |*| организациями, использующими его, либо в налоговом органе.

* Ответы специалиста МНС на вопросы читателей по теме «Особенности приема денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) и использования кассового оборудования, подключенного к системе контроля кассового оборудования»

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup