67

Что надо знать при назначении пособий по временной нетрудоспособности и государственных пособий семьям, воспитывающим детей, иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим из Украины (в том числе из Донецкой и Луганской областей) и других государств.

Вероника Мацинкевич, экономист

Каждый бухгалтер знает, насколько ответственно надо подходить к порядку назначения государственных пособий, выплачиваемых за счет средств ФСЗН. Не менее скрупулезного рассмотрения требуют и ситуации, касающиеся назначения таких пособий иностранным гражданам и лицам без гражданства. Разобраться в тонкостях законодательства с учетом сложившейся практики поможет данная статья.


Кому назначаются государственные пособия?

Государственные пособия* назначаются заявителю при выполнении 2 условий:
_______________________
* В данном случае речь идет:

– о пособиях по материнству, семейных пособиях, пособиях по временной нетрудоспособности (ст. 3 Закона РБ от 29.12.2012 № 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей"; далее – Закон № 7-З);

– о пособиях семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденное Указом Президента РБ от 09.12.2014 № 572; далее – Положение № 572).

– пособиях по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (п. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569; далее – Положение № 569).

– наличие определенных обстоятельств, дающих право на пособия (например, наличие у заявителя ребенка определенного возраста, временная утрата нетрудоспособности в связи с заболеванием и т.д.);

– по своему правовому статусу пребывания в Республике Беларусь заявитель должен принадлежать к кругу лиц, которые имеют право на государственные пособия.

И обстоятельства, и правовой статус должны быть подтверждены соответствующими документами. Эта норма касается как граждан РБ, так и иностранцев, претендующих на назначение пособий.

Круг лиц, имеющих право на пособия, предусмотренные системой социального обеспечения, с учетом их правового статуса пребывания на территории Республики Беларусь представим в табл. 1 (см. с. 68).

Важно! Временно пребывающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на государственные пособия ни при каких обстоятельствах. Документом, подтверждающим их право пребывания на территории Республики Беларусь, является виза и (или) миграционная карта с отметкой о регистрации.

Следовательно, если у иностранного гражданина имеются обстоятельства и документы, подтверждающие его право на назначение пособий (при этом его правовой статус пребывания в Республике Беларусь соответствует кругу лиц, определенных ст. 1 Закона № 7-З), то пособия данному гражданину назначаются. Если же обстоятельства имеются, а правовой статус пребывания в Республике Беларусь не соответствует кругу лиц, имеющих право на пособия, то пособия не назначаются.

Указом Президента № 420 урегулированы основные вопросы миграционного законодательства в отношении граждан Украины

4 сентября 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 30.08.2014 № 420 "О пребывании граждан Украины в Республике Беларусь" (далее – Указ № 420). Его цель – помочь гражданам Украины, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Нормы Указа № 420 распространяются на граждан Украины и лиц без гражданства, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года, и прибывших в Республику Беларусь для получения разрешений на временное или постоянное проживание (далее – граждане Украины, прибывшие из Донецкой и Луганской областей). На граждан, прибывших из других областей Украины, Указ № 420 не распространяется.

Указ № 420 устранил основные причины, препятствовавшие гражданам Украины и лицам без гражданства, проживавшим на территории Донецкой и Луганской областей, оперативно оформить свое пребывание в Республике Беларусь, решить вопрос трудоустройства и социального обеспечения.

Комиссии по назначению государственных пособий семьям |*|, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности органов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, организаций любых организационно-правовых форм (далее – комиссии) дано право принимать решения о назначении государственных пособий на детей гражданам Украины в соответствии с законодательством РБ в случае отсутствия объективной возможности получения документов или сведений, подтверждающих получение (неполучение) пособий и иных выплат семьям, воспитывающим детей, на территории Украины (подп. 1.7 п. 1 Указа № 420).

* Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Если на дату рождения ребенка родители (родитель) не зарегистрированы по месту жительства в Республике Беларусь (т.е. не являются постоянно проживающими в Беларуси), то комиссиями запрашиваются сведения о неполучении аналогичных пособий по месту прежнего проживания (в государствах, с которыми у Республики Беларусь заключены международные договоры, двусторонние соглашения о сотрудничестве в области социальной защиты) (пп. 22 и 33 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение о пособиях)).

Между Республикой Беларусь и Республикой Украина действуют следующие международные соглашения о сотрудничестве в области социальной защиты:

1) Соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов от 09.09.1994 (государства-участники, в которых указанное Соглашение вступило в силу: Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Украина);

2) Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 (государствами-участниками, в которых названное Соглашение вступило в силу, являются Республика Беларусь, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Республика Украина, Азербайджанская Республика).

Таким образом, Указ 420 вносит исключение в пп. 22 и 33 Положения о пособиях, но при этом сохраняет необходимость соблюдения условий для назначения пособий, предусмотренных ст. 1 Закона № 7-З.

Для назначения государственных пособий на детей гражданам Украины, в т.ч. прибывшим из Донецкой и Луганской областей, комиссии по назначению пособий необходимо в первую очередь проверить, соответствует ли правовой статус заявителя кругу лиц, имеющих право на пособие. И только после этого на основании документов, представленных заявителем, принимать решение о назначении пособий либо об отказе в их назначении. При этом в случае невозможности документального подтверждения неполучения аналогичных пособий в Украине граждане Донецкой и Луганской областей, прибывшие в Республику Беларусь, получают право на назначение государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Всем остальным гражданам Украины пособия назначаются по нормам законодательства РБ: при наличии права на них и неполучении аналогичных пособий в Украине.

Виды и условия назначения государственных пособий на детей семьям иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывшим в Республику Беларусь (в т.ч. гражданам Украины), если дети родились до приезда в Республику Беларусь, рассмотрим в табл. 2.

Ситуация 1. Назначение пособий семье иностранцев при условии, что дети родились до приезда в Республику Беларусь

Семья иностранцев с детьми прибыла в Беларусь из-за границы. Родители детей приняты на работу по трудовому договору. Дети родились до приезда в Республику Беларусь.

_____________________

* При условии неполучения аналогичного пособия на территории государства, с которым у Республики Беларусь заключены международные договоры, двусторонние соглашения о сотрудничестве в области социальной защиты. Исключение составляют пособия, назначаемые гражданам Украины, прибывшим из Донецкой и Луганской областей.

Виды пособий и условия их назначения семьям иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывшим в Республику Беларусь (в т.ч. гражданам Украины), если дети родились после приезда в Республику Беларусь, представим в табл. 3.

Ситуация 2. Назначение пособий семье иностранцев при условии, что дети родились после приезда в Республику Беларусь

Семья иностранцев с детьми прибыла в Республику Беларусь из-за границы. Родители детей приняты на работу по трудовому договору. После приезда в Беларусь у семьи родился еще один ребенок. С учетом этого обстоятельства семья имеет право на следующие пособия:

_______________________

* При условии неполучения аналогичного пособия на территории государства, с которым у Республики Беларусь заключены международные договоры, двусторонние соглашения о сотрудничестве в области социальной защиты. Исключение составляют пособия, назначаемые гражданам Украины, прибывшим из Донецкой и Луганской областей.

Вопросы, возникающие при назначении пособий

Ситуация 3. Виды пособий, назначаемые гражданке Украины

В комиссию по назначению пособий обратилась работница – гражданка Украины с заявлением о назначении ей государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Семья (жена, муж и двое детей) прибыла в Республику Беларусь в августе 2014 г. и получила разрешение на временное проживание сроком на 1 год с 15 августа 2014 г. по 14 августа 2015 г. Дети: сын – 2013 г.р. и дочь – 2009 г.р. Женщина принята на работу по трудовому договору с 5 сентября 2014 г. на условиях полного рабочего времени. 8 сентября 2014 г. она подала работодателю заявление о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Уплата страховых взносов производилась.

3.1. Какие пособия могут быть назначены работнице в данной ситуации?

Мать ребенка имеет право на государственные пособия семьям, воспитывающим детей, со дня написания заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию, т.е. с 8 сентября 2014 г., на период, в течение которого она состоит в трудовых отношениях (на условиях полного или неполного рабочего времени), включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (ст. 1, 21 Закона № 7-З). При этом пособие назначается не более чем на срок действия разрешения на временное проживание (по 14 августа 2015 г. включительно).

Она также имеет право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, так как для его назначения выполнены все условия, предусмотренные законодательством РБ о пособиях. Старший ребенок учитывается при определении размера пособия на младшего ребенка, и размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет определяется как на второго ребенка (40 % среднемесячной заработной платы работников в республике за определенный квартал) (ст. 13 Закона № 7-З).

Учитывая, что в семье одновременно воспитываются двое детей в возрасте до 3 лет и от 3 до 18 лет, после назначения матери пособия по уходу за ребенком до 3 лет, но не ранее 1 января 2015 г., она приобретает право на назначение ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, предусмотренного Положением № 572. Размер нового ежемесячного пособия будет составлять 50 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Минтруда и соцзащиты РБ за два последних квартала. В связи с тем что родители не имеют вида на жительство в Республике Беларусь и зарегистрированы по месту постоянного проживания в Украине, т.е. в государстве, с которым у Республики Беларусь заключен международный договор в области социальной защиты, пособие назначается и выплачивается при условии неполучения родителями аналогичного пособия в Украине (такие сведения запрашиваются комиссией либо могут быть представлены заявителем лично) (подп. 23.3 п. 23 и п. 33 Положения о пособиях). Если семья прибыла в Республику Беларусь из Донецкой или Луганской областей Украины, указанные сведения запрашиваются комиссией и в случае неполучения ответа в течение 1 месяца со дня подачи гражданином заявления о назначении пособия пособие назначается без этих сведений (подп. 1.7 п. 1 Указа № 420).

Кроме того, работница имеет право на оплату листков нетрудоспособности в связи с общим заболеванием или в связи с уходом за больным ребенком, а также на назначение пособия по беременности и родам с учетом норм Положения № 569, так как она подала заявление о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию.

Учитывая тот факт, что со дня рождения ребенка прошло 6 месяцев, матери не может быть назначено пособие в связи с рождением ребенка (ст. 21 Закона № 7-З).

Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, в данной ситуации не может быть назначено, потому что у женщины отсутствует заключение врачебно-консультационной комиссии, выданное организацией здравоохранения РБ, так как она стояла на учете в украинской организации здравоохранения.

Справочно: в случае рождения третьего ребенка в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2019 г. данная семья иностранных граждан не приобретает право на семейный капитал в связи с тем, что иностранцы не входят в круг лиц, имеющих право на его назначение (п. 3 Положения о единовременном предоставлении семьям безналичных денежных средств при рождении, усыновлении (удочерении) третьего или последующих детей, утвержденного Указом Президента РБ от 09.12.2014 № 572 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей").

3.2. В каком размере, с какой даты и на какой период семье может быть назначено пособие по уходу за ребенком до 3 лет, если с 17 октября 2014 г. работнице предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет? Работница обратилась за назначением пособия 20 октября 2014 г. При этом ее муж работает по трудовому договору в Республике Беларусь.

В связи с тем что первичное решение о назначении государственного пособия принимается комиссией в день, с которого матери предоставлен отпуск по уходу за ребенком, или позднее (а именно 20 октября 2014 г., т.е. после предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет), но право на пособие возникло с 8 сентября 2014 г. (во время работы на условиях полного рабочего времени), пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается пропорционально календарным дням:

– с 8 сентября по 16 октября 2014 г. – в размере 50 % от установленного законодательством размера – в период со дня возникновения права на пособие до дня предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет |*|;

* Материал о случаях, когда пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивается в размере 50 %, доступен для подписчиков электронного "ГБ"

– с 17 октября 2014 г. по 14 августа 2015 г. – в размере 100 % от установленного законодательством размера – в период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет до дня окончания срока действия разрешения на временное проживание.

3.3. В каком размере, с какой даты и на какой период семье может быть назначено пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, если с 17 октября 2014 г. работнице предоставлен отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет? Работница обратилась за назначением пособия до предоставления отпуска, т.е. 9 сентября 2014 г. При этом ее муж работает по трудовому договору в Республике Беларусь.

Если первичное решение о назначении государственного пособия принимается комиссией до предоставления матери отпуска по уходу за ребенком (до 17 октября 2014 г.), пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается с 8 сентября 2014 г. по 14 августа 2015 г. – в размере 50 % от установленного законодательством размера – в период со дня возникновения права на пособие до дня окончания срока действия разрешения на временное проживание. После предоставления указанного отпуска производится перерасчет |*|, размер назначенного пособия изменяется на 100 % от установленного законодательством размера – с 1 ноября 2014 г. (согласно части первой п. 12 Положения о пособиях – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем предоставления отпуска).

* Информация о порядке проведения перерасчета государственных пособий семьям, воспитывающим детей, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

Таким образом, после перерасчета женщина получит пособие по уходу до 3 лет:

– с 8 сентября 2014 г. по 31 октября 2014 г. – в размере 50 % от установленного законодательством размера в период со дня возникновения права на пособие до дня окончания месяца, в котором произошли обстоятельства, влияющие на размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (предоставление отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет);

– с 1 ноября 2014 г. по 14 августа 2015 г. – в размере 100 % от установленного законодательством размера – в период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем предоставления отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет до дня окончания срока действия разрешения на временное проживание.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 4 январь 2015
Содержание

Колонка главного редактора

3

Вопрос недели

7

Как нужно формировать цены, чтобы не нарушить законодательство и при этом не стать убыточной организацией?

7

НОВОСТИ

8

ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

10

Переоценка основных средств на 1 января 2015 года не обязательна. Как ее провести по решению организации.

10

ТЕМА НОМЕРА: ГОДОВОЙ ОТЧЕТ-2014[Срочно и важно]

13

Составление бухгалтерского баланса за 2014 год. Подведем итоги?..

13

Бухгалтерский баланс и особенности его заполнения. Курская Н.

17

Формирование показателей отчета о прибылях и убытках за 2014 год.

28

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

40

Тарифы и цены

40

Постановление Совета Министров РБ от 19.12.2014 № 1207 "О некоторых вопросах потребительского рынка"

40

Минторг и Минэкономики РБ разъясняют

42

Письмо Минторга и Минэкономики РБ от 15.01.2015 № 03-20/55/05/390[Срочно и важно]

42

Комментарии

43

Книга покупок с 2015 года обновила форму

43

Подоходный налог: с 2015 года изменились перечень необлагаемых объектов и порядок определения налоговой базы[Срочно и важно]

48

С 2015 года не являются объектами для исчисления налога на недвижимость сборно-разборные и передвижные здания (киоски, ларьки, биотуалеты и т.п.)[Срочно и важно]

52

МНС РБ разъясняет

57

Письмо МНС РБ от 12.01.2015 № 2-1-10/104 "О порядке вычета сумм "ввозного" НДС по импортированным и реализуемым в неизменном состоянии товарам"[Срочно и важно]

57

к сведению читателей

58

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

59

ВОПРОС-ОТВЕТ

61

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

67

Что надо знать при назначении пособий по временной нетрудоспособности и государственных пособий семьям, воспитывающим детей, иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим из Украины (в том числе из Донецкой и Луганской областей) и других государств.

67

к сведению читателей

74

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

75

Обнаружили ошибки в расчете НДС? Мы поможем их исправить.

75

Минфин разъясняет: важные особенности учета движения основных средств, списания курсовых разниц и добавочного фонда…[Срочно и важно]

83

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

89

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 января 2015 года

89

Об индексе потребительских цен за декабрь 2014 года

92

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за декабрь 2014 года

92

РЕКЛАМА

93

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 17 по 23 января 2015 года

96