AA

Доплата за работу в выходной день: в каком размере она учитывается в целях бухгалтерского и налогового учета?

К числу компенсирующих выплат, начисляемых нанимателем работнику за работу в выходной день, относится доплата, рассчитываемая в порядке, определяемом трудовым законодательством. У бухгалтеров возникают вопросы: какой размер тарифной ставки (тарифного оклада) следует применять для определения размера доплаты? в каком размере она учитывается при обложении налогом на прибыль? Рассмотрим их в статье.

Доплата за работу в выходной день в целях бухгалтерского учета

Порядок компенсирующих выплат за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни установлен ст. 69 ТК [1].

Привлечение к работе в выходной день производится для выполнения работы в связи с неожиданно возникшими обстоятельствами, которые при составлении графика работ (сменности) невозможно было предвидеть и учесть, и допускается с согласия или по инициативе работника (ст. 142 ТК), а в исключительных случаях, предусмотренных ст. 143 ТК, – без согласия работника.

За каждый час работы в выходные дни сверх заработной платы, начисленной за отработанное время, производится доплата:

1) работникам со сдельной оплатой – не ниже сдельных расценок;

2) работникам с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов), окладов (часть первая ст. 69 ТК ) |*|.

* Доплата за работу в выходной день в бухгалтерском и налоговом учете

Тарифная ставка (тарифный оклад) – минимальный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых обязанностей за единицу времени (час, месяц) без учета иных выплат, установленных системой оплаты труда (ст. 1 ТК). Тарифная ставка – размер оплаты труда рабочего за исполнение трудовой функции определенной квалификации за календарный месяц без учета стимулирующих и компенсирующих выплат. Тарифный оклад – размер оплаты труда служащего за исполнение трудовой функции определенной сложности (соответствующего уровня управления) за календарный месяц без учета стимулирующих и компенсирующих выплат.

Заработная плата работников-бюджетников включает в себя оклад и стимулирующие и компенсирующие выплаты (п. 1 Указа № 27 [2]).

Конкретный размер доплаты в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – бюджетные организации), устанавливается Правительством Республики Беларусь. Для указанных работников доплата за каждый час работы:

– при повременной оплате труда – установлена в размере часового оклада работника;

– при сдельной оплате труда – в размере сдельной расценки выполненной работы (п. 1 постановления № 583 [3]).

В иных организациях такая доплата определяется трудовым договором и (или) локальным правовым актом (ЛПА) (часть вторая ст. 69 ТК).

Важно! К ЛПА относятся коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (абз. 6 части первой ст. 1 ТК).

Следовательно, наниматели небюджетных организаций (далее – иные организации) минимальным размером доплаты за работу в выходной день при повременной форме оплаты труда должны считать величину, определяемую исходя из размера часовых тарифных ставок (тарифных окладов). В этом случае доплата формируется без учета любых повышений, в т.ч. в связи с заключением контракта (не более 50 % в соответствии с подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 [4], ст. 261-2 ТК).

Вместе с тем иные организации вправе самостоятельно принять решение, какие именно повышения и выплаты (стимулирующие и (или) компенсирующие) войдут в расчет доплаты за каждый час работы в выходные, праздничные дни. Такое решение наниматель обязан закрепить в трудовом договоре и (или) ЛПА |*|.

* Оплата за командировку в выходной день

Таким образом, наниматель в трудовом договоре и (или) ЛПА устанавливает:

– конкретный размер доплаты, но не ниже предусмотренного законодательством (часть вторая ст. 69 ТК);

– порядок определения часовых тарифных ставок (тарифных окладов) (исходя из среднемесячной нормы рабочего времени или нормы рабочего времени соответствующего месяца);

– размер месячного тарифного оклада (тарифной ставки) (с учетом различных повышений, в т.ч. повышения по контракту, или без их учета), исходя из которого будет рассчитываться такая доплата.

 

Пример 1

Определение доплаты работнику за работу в выходной день с учетом установленного ему тарифного оклада

Работнику организации в соответствии с заключенным контрактом определен тарифный оклад в сумме 500 руб. и установлена 5-дневная 40-часовая рабочая неделя.

Повышение по контракту составляет 20 % от тарифного оклада. В феврале 2020 г. работник с его согласия отработал 8 ч в выходной день.

В организации установлено, что часовой тарифный оклад рассчитывается исходя из среднемесячной расчетной нормы рабочего времени, а при расчете доплаты используется месячный тарифный оклад без учета повышений.

Среднемесячная расчетная норма рабочего времени в 2020 г. равна 169,33 ч (2 032 ч / 12 мес., где 2 032 ч – расчетная норма рабочего времени на 2020 г. для 5-дневной 40-часовой рабочей недели (п. 1 постановления № 52 [5])).

Норма рабочего времени в феврале 2020 г. при 40-часовой рабочей неделе составляет 160 ч.

За работу в выходной день работнику начислены:

– зарплата по тарифу – 30 руб. ((500 руб. + (500 × 20 / 100)) / 160 ч × 8 ч);

– доплата за работу в выходной день – 23,62 руб. (500 руб. / 169,33 ч × 8 ч).

Оплата труда за работу в выходной день составила 53,62 руб. (30 руб. + 23,62 руб.).

В бухгалтерском учете начисленная оплата работы в выходной день может быть отражена так (пп. 9–12 Инструкции № 102 [6]):

Д-т 20, 23, 25 и др. – К-т 70 – 53,62 руб.

Важно! Организация вправе установить и закрепить в ЛПА иной порядок определения часового тарифного оклада, например исходя из месячного тарифного оклада и нормы рабочего времени (в часах) соответствующего месяца. В этом случае сумма доплаты составила бы 25,00 руб. (500 руб. / 160 ч × 8 ч).

 

Доплата за работу в выходной день в целях налогового учета

В налоговом учете оплата труда за работу в выходной день в общем случае включается в состав затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК [7]).

Доплаты, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым предоставлено право их повышения, включаются в состав прочих нормируемых затрат в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер (абз. 4 подп. 2.1 п. 2, п. 3 ст. 171 НК).

В письме № 2-2-10/00858 [8] сказано, что к прочим нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доплаты, компенсации, пособия, предусмотренные законодательством, сверх минимального размера, или в пределах, установленных законодательством. К таким доплатам, например, относится доплата за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, поскольку ст. 69 ТК установлена обязанность доплаты работникам:

– со сдельной оплатой труда – не ниже сдельных расценок;

– с повременной оплатой труда – не ниже часовых тарифных ставок (тарифных окладов).

При этом в данном случае минимальный размер определяется с учетом той часовой тарифной ставки, которая применяется для расчета оплаты труда нанимателем |*|.

* Расчет размера прочих нормируемых затрат

Таким образом, сумма доплаты за работу в выходной день:

– в пределах законодательно установленного минимального размера – учитывается при налогообложении прибыли в затратах по производству и реализации;

– в сумме, превышающей законодательно установленный минимальный размер, – включается в прочие нормируемые затраты и будет учитываться при налогообложении прибыли по совокупности с иными прочими нормируемыми затратами в пределах норматива (1 % от выручки и доходов от аренды).

 

Пример 2

Учитываем сумму доплаты за работу в выходной день при исчислении налога на прибыль

С учетом данных примера 1 определим сумму доплаты работнику за работу в выходной день, при условии что сумма доплаты определяется исходя из часового тарифного оклада с учетом повышений по контракту (20 %).

Сумма доплаты равна 30,00 руб. ((500 руб. + (500 × 20 / 100)) / 160 ч × 8 ч), из которых 23,62 руб. включаются в затраты, а 6,38 руб. (30 руб. – 23,62 руб.) включаются в состав прочих нормируемых затрат.

 

Пример 3

Сумма доплаты в прочих нормируемых затратах

В коммерческой организации (режим работы – 5-дневная рабочая неделя) применяется повременная оплата труда. В марте 2020 г. за работу в выходной день в течение 6 ч работнику, месячный тарифный оклад которого равен 750,00 руб., помимо заработной платы за этот день в соответствии с условиями оплаты, установленными коллективным договором, начислена доплата в размере 53,15 руб., исходя из 2 часовых тарифных окладов за каждый час работы в выходной день (750 руб. / 169,33 ч × 6 ч × 2). Минимальный размер доплаты за работу в выходной день в течение 6 рабочих часов составляет 26,58 руб. (750 руб. / 169,33 ч × 6 ч).

Доплата в минимальном размере 26,58 руб. учитывается при налогообложении прибыли в составе затрат по производству и реализации. Превышение минимального размера доплаты в размере 26,58 руб. (53,15 – 26,58) относится к прочим нормируемым затратам.

Документы к статье

[1] Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК)

[2] Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ № 27)

[3] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2014 № 583 «Об установлении размера доплаты за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни» (далее – постановление № 583)

[4] Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29)

[5] постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 14.11.2019 № 52 «Об установлении расчетной нормы рабочего времени на 2020 год» (далее – постановление № 52)

[6] Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102)

[7] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[8] письмо МНС Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00858 «О прочих нормируемых затратах» (далее – письмо № 2-2-10/00858)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup