AA

Объект контроля – выполнение обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки. 

Старые и новые изменения, внесенные в Указ № 313* (первые вступили в силу 1 октября 2014 г., вторые вступят в силу 1 октября т.г.), значительно расширили круг организаций, подпадающих под действие данного указа. Стало больше и контролирующих органов, имеющих право проверять такие организации. Их перечень дополнился налоговыми органами.
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).

Так какие же организации подпадают под действие Указа № 313 и могут быть проверены контролирующими органами? Какие вопросы проверяются? Предусмотрена ли ответственность за нарушение норм Указа № 313?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в предлагаемом материале.

Кто может проверить организацию, подпадающую под действие Указа № 313

Такие организации могут проверить:

– органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

– органы Минприроды Республики Беларусь.

Органы КГК и Минприроды проверяют все вопросы, связанные с выполнением требований Указа № 313 (правильность заполнения отчетности и своевременность ее представления, правомерность применения льгот, порядок определения платы и своевременность внесения ее на счет оператору** и т.д.);
__________________________
** Государственное учреждение "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор).

– налоговые органы.

Инспекции МНС по областям, г. Минску, районам, городам и районам в городах осуществляют контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (п. 15 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь") |*|;

* Информация о введении налогового контроля за выполнением обязанности, определенной Указом № 313, доступна для подписчиков электронного "ГБ"

– оператор.

Оператор осуществляет анализ выполнения организациями обязанности и своевременность их регистрации в реестре производителей и поставщиков (подп. 1.15 п. 1 Указа № 313).

Важно! Организациям надо знать, что в случае обнаружения у них признаков административного правонарушения, выразившегося в неисполнении организациями обязанности, Минжилкомхоз и (или) оператор обязательно сообщат об этом письменно в 10-дневный срок в соответствующие территориальные органы Минприроды и МНС.

Что проверяют контролирующие органы

Как правило, указанные органы (кроме оператора) в ходе проверок проверяют:

1) наличие обязанности, предусмотренной Указом № 313, и дату ее возникновения.

Указ № 313 обязал импортеров и производителей (далее – организации) определенных товаров обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки (далее – обязанность). Такая обязанность возникает у тех организаций, которые осуществляют:

– производство товаров, поименованных в приложении к Указу № 313, в т.ч. из давальческого сырья, перешедших в собственность к производителю;

– импорт товаров согласно приложению к Указу № 313;

– импорт товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов.

Данную обязанность организации выполняют либо путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки, либо путем заключения договора с оператором и внесения на его расчетный счет платы.

Справочно: форма договора утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708);

2) правильность применения льгот, определенных Указом № 313.

Перечень льгот, дающих право организациям не выполнять обязанность, а также условия их выполнения установлены в части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313 (данные вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. – Прим. авт.) |*|.

* Порядок применения освобождения от сбора отходов потребления доступен для подписчиков электронного "ГБ"

3) соблюдение условий, определенных Указом № 313, при применении собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки;

4) правильность исчисления и своевременность внесения платы оператору;

5) порядок заполнения и своевременность представления информации о выполнении  производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки.

Эту информацию организации представляют не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, оператору по форме, утвержденной постановлением № 708. Порядок заполнения информации утвержден постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.03.2015 № 6.

Важно! Если организация не направит в адрес оператора данную информацию, то обязанность, предусмотренная Указом № 313, будет считается неисполненной.

Проверьте, подпадает ли ваша организация под действие Указа № 313

В ходе проверок и анализа проверяющие изучают деятельность организаций на предмет возникновения обязанности, предусмотренной Указом № 313.

Условно обязанность можно разделить на 2 части.

1. Обязанность в отношении товаров

В данном случае проверяются виды производимых и (или) импортируемых в Республику Беларусь организацией товаров на предмет их соответствия приложению к Указу № 313. При пользовании приложением к Указу № 313 необходимо обратить внимание, что для большинства товаров распространение на них действия данного указа определяется исключительно кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).

В то же время для товаров, помеченных символом "**", распространение действия Указа № 313 определяется как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и кратким наименованием.

Важно! Краткое наименование товаров, не помеченных "**", в приложении к Указу № 313 приведено только для удобства пользования.

2. Обязанность в отношении упаковки

В данном случае проверяют, упакованы ли ввозимые организацией товары в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов. Определяющими в отношении видов упаковки техническими нормативными правовыми актами являются Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", ГОСТ 17527–2003 "Упаковка. Термины и определения".

Кроме наличия обязанности проверяющие установят также и дату ее возникновения.

В отношении произведенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, – это дата их отгрузки согласно оформленным документам; а в отношении импортируемых товаров, названных в приложении к Указу № 313, и импортируемых товаров, упакованных в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов, – это дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся.

Важно! Организация, подпадающая под действие Указа № 313, обязана зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков до 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится первый случай возникновения обязанности.

Отметим, что невыполнение обязанности, предусмотренной Указом № 313, влечет наложение штрафа на юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (ч. 1 ст. 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Проверьте, все ли условия, определенные Указом № 313, соблюдены в случае применения вашей организацией собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки

Как мы уже ранее упоминали, собственная система сбора отходов товаров и отходов упаковки – это один из путей выполнения обязанности, предусмотренной Указом № 313. При наличии такой системы у организации проверят:

1) виды собираемых отходов по происхождению.

В рамках собственной системы сбора должны собираться только отходы потребления.

Образующиеся в процессе деятельности организации отходы производства в объем выполнения обязанности в рамках собственной системы сбора включаться не могут.

Справочно: отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в потребительских кооперативах и садоводческих товариществах, а также смет, образующийся на землях общего пользования (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами");

2) наличие оборудования для сбора отходов потребления.

Собственная система сбора предполагает наличие на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сети стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальных контейнеров для сбора и удаления отходов потребления, производственных линий (цехов, заводов) для их разделения по видам;

3) обеспечение самостоятельного или с привлечением иных лиц обезвреживания и (или) использования собранных отходов товаров и отходов упаковки на территории Республики Беларусь.

Исключением в данном случае являются отходы элементов питания (батареек) и отходы упаковки из комбинированных материалов, для которых на территории республики отсутствуют объекты обезвреживания и (или) использования, соответственно в их отношении данное условие к собственной системе сбора в части обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь не применяется;

4) соблюдение нормативов сбора.

Для того чтобы обязанность считалась исполненной с применением собственной системы сбора отходов, должны быть обеспечены сбор, обезвреживание и (или) использование:

– до 2015 г. не менее 30 % отходов от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенной производителями и импортерами следующих товаров: посуды столовой и кухонной, санитарно-технических изделий из пластмасс, пленки из полимеров этилена и пропилена, шин и камер резиновых, масел, полимерной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и поставщиками, с 2015 г. – не менее 35 %, с 2017 г. – не менее 40 %, с 2020 г. – не менее 50 %;

– до 2017 г. не менее 50 % отходов от общего количества произведенной и реализованной на территории Республики Беларусь и (или) ввезенной производителями и импортерами стеклянной упаковки, с 2017 г. – не менее 60 %, с 2020 г. – не менее 70 %;

– до 2015 г. не менее 10 % отходов от общего количества произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных производителями и импортерами товаров, названных в приложении к Указу № 313 и не перечисленных выше, с 2015 г. – не менее 15 %, с 2017 г. – не менее 20 %, с 2020 г. – не менее 30 % (кроме товаров, перечисленных выше в первом и втором абзацах).

Справочно: при применении такой системы сбора отходов не имеет значения, кто эти товары и упаковки произвел и реализовал на территории Республики Беларусь и (или) импортировал.

Пример 1. Включение отходов производства в объем собираемыхв рамках выполнения обязанности отходов

Организация осуществляет ввоз картонной упаковки (соответствующей коду ТН ВЭД ЕАЭС 4819) для реализации отечественным предприятиям. Согласно представленной информации о выполнении обязанности организация применяла собственную систему сбора отходов бумаги и картона. При этом проверкой установлено, что организация в рамках применения собственной системы сбора отходов включала в объем выполнения обязанности:

– отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601 согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь), образующиеся в результате деятельности самой организации;

– отходы упаковочного картона незагрязненные (код 1870605), поступающие от сторонних организаций.

Отходы, классифицируемые кодами 1870601 и 1870605, по происхождению относятся к отходам производства. Соответственно они не могут быть включены в объем выполнения обязанности.

В данном случае организация нарушила нормы, определенные частью первой подп. 1.2 п. 1, подп. 1.4 п. 1 Указа № 313.

Проверьте правильность исчисления платы и своевременность ее внесения оператору

Те организации, которые делегировали оператору путем заключения с ним договора право на организацию сбора, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки, должны вносить на его текущий (расчетный) банковский счет плату |*|.

* Новые размеры платы в отношении стеклянной упаковки доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Плата рассчитывается организацией самостоятельно и должна быть зачислена оператору не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится дата возникновения обязанности в отношении того или иного товара и упаковки.

Справочно: при расчете платы организация должна пользоваться размерами платы, утвержденными постановлением № 708. Она установлена в процентах от контрактной стоимости (себестоимости) товаров или в белорусских рублях от массы (либо иных количественных характеристик, таких как площадь, количество условных литров) товаров и упаковки.

В ходе проверки для определения правильности суммы внесенной платы анализируются контрактная стоимость ввезенных товаров и (или) себестоимость произведенных товаров, названных в приложении к Указу № 313, для которых размеры платы установлены в процентах от контрактной стоимости и (или) себестоимости. В части товаров и упаковки, для которых размеры платы установлены в зависимости от количественных характеристик, проверяются правильность и достоверность определения данных количественных характеристик (массы товаров и упаковки, при необходимости – площади, количества условных литров).

Пример 2. Неверное исчисление суммы платы

В ходе проверки установлено, что организация осуществляла ввоз для последующей реализации на территории республики оргтехники, названной в приложении к Указу № 313. В отношении оргтехники внесена плата, рассчитанная исходя из размера платы (0,3 % контрактной стоимости) и контрактной стоимости. В то же время оргтехника была упакована в картонные коробки, в части которых также необходимо было рассчитать и внести плату исходя из их массы.

В изложенной ситуации нарушены нормы, определенные частью первой подп. 1.2 п. 1, подп. 1.4 п. 1 Указа № 313, абз. 4 п. 12 постановления № 708.

Организации необходимо было рассчитывать и вносить плату как за сам товар, названный в приложении к Указу № 313, так и за упаковку, в которую он упакован.

Важно! Организация, нарушившая срок внесения платы оператору, обязана как можно быстрее внести необходимую сумму с начислением процентов в размере 0,1 % за каждый день просрочки (часть вторая подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).
В противном случае данная сумма с пеней будет взыскана с организации:

–  по иску оператора или Минжилкомхоза в судебном порядке (часть третья подп. 1.16 п. 1 Указа № 313);

– на основании исполнительной надписи нотариусов – с 1 октября 2015 г. при соблюдении определенных условий (часть четвертая подп. 1.6 п. 1 новой редакции Указа № 313) |**|.

** Новые правила выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступающие в силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup