AA

Технические регламенты Таможенного союза имеют приоритет над регламентами Республики Беларусь

Цель введения технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС) – установить единые требования к продукции, а также к связанным с нею процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Продукция, соответствующая требованиям ТР ТС и прошедшая предусмотренные процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории одного из государств – членов Таможенного союза, допускается к обращению на всей территории Таможенного союза.
Установление единых правил облегчит работу белорусских, российских и казахских предприятий, в т.ч. и их экономических служб.

 

Технические регламенты Республики Беларусь


Технический регламент Республики Беларусь – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования. Он устанавливает непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг (ст. 1 Закона РБ от 05.01.2004 № 262-З"О техническом нормировании и стандартизации").

Кроме того, указанный документ должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.

Технические регламенты являются документами, обязательными для исполнения, в отличие от государственных стандартов, которые применяются в Республике Беларусь на добровольной основе.
 

Технические регламенты также могут содержать (и, как правило, содержат):

– правила и формы подтверждения соответствия продукции и других объектов, на которые распространяются требования технических регламентов (например, обязательная сертификация, декларирование соответствия и т.п.);

– правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия.

Технические регламенты не должны регулировать потребительские характеристики (качество) товара. Однако маркировка товара в отношении качества товара может быть предметом регулирования в техническом регламенте с целью предупреждения введения в заблуждение потребителей недобросовестными изготовителями либо продавцами.

Технические регламенты в республике утверждают соответствующие постановления Правительства.

В 2009 г. Советом Министров была утверждена программа разработки технических регламентов Республики Беларусь, включающая 33 регламента. Однако были разработаны только отдельные регламенты, а действие некоторых регламентов было приостановлено, поскольку в этот период начали быстро развиваться процессы технического регулирования в рамках Таможенного союза, ориентированные на разработку и применение технических регламентов Таможенного союза. При введении таких регламентов в силу национальное законодательство в области технического регулирования по соответствующим объектам должно отменяться. Это предусмотрено нормами подписанных соглашений в рамках Таможенного союза.

Тем не менее ряд технических регламентов Республики Беларусь продолжает действовать, поскольку технические регламенты Таможенного союза в этой сфере деятельности пока не разработаны.

Например, обязательные требования к продукции и процедурам ее сертификации и декларирования соответствия в Республике Беларусь регулируются национальными техническими регламентами в отношении ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок, программ и программно-технических средств в области банковских технологий, строительных материалов и изделий и некоторых других объектов.

 

Технические регламенты Таможенного союза

Правовой основой для перехода на единые требования к продукции и выпуску ее в обращение на территории Таможенного союза (включая территорию Республики Беларусь) является Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, подписанное 18 ноября 2010 г. (далее – Соглашение).

Справочно: Соглашение ратифицировано Законом РБ от 28.12.2010 № 218-З и вступило в силу на территории Беларуси с 1 января 2012 г.

Под ТР ТС следует понимать документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (ст. 1 Соглашения).

ТР ТС имеют прямое действие на всей территории Таможенного союза, и их невыполнение влечет ответственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством сторон.

Справочно: в Таможенном союзе пока отсутствует единое законодательство об ответственности за нарушения в области технического регулирования.

Продукция, соответствующая требованиям ТР ТС, прошедшая предусмотренные процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории одного из государств – членов Таможенного союза, допускается к обращению на всей территории Таможенного союза без предъявления к ней либо к процедурам ее оценки (подтверждения) соответствия дополнительных требований со стороны любого из государств – членов Таможенного союза.

Соглашение также:

– ограничило перечень показателей, вводимых в качестве обязательных, которые устанавливаются через принятие ТР ТС;

– запретило вводить на национальном уровне иные обязательные требования к такой продукции.

Так, ТР ТС могут регулировать требования, исключительно связанные с защитой жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей среды, предупреждением введения в заблуждение потребителей, обеспечением энергоэффективности продукции и ресурсосбережением.

Таким образом, если ранее обязательные требования к одной и той же продукции могли утверждаться в каждом из государств различными ведомствами, каждое из которых требовало выполнения им установленных процедур оценки и подтверждения соответствия продукции независимо от других ведомств, то при введении ТР ТС необходимо руководствоваться только требованиями и процедурами оценки, указанными в соответствующем техническом регламенте.

Указанные положения является безусловным плюсом для ведения бизнеса и межгосударственной торговли, так как исключают необходимость учитывать требования к продукции каждого из государств и получать разрешительные документы на право реализации продукции отдельно в каждом государстве (нередко в различных ведомствах).

Справочно: в настоящее время вопросы, связанные с разработкой технических регламентов Таможенного союза, определяются Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.06.2012 № 48.

Первый ТР ТС был введен в действие с 15 февраля 2012 г. Это ТР ТС 006/2011 "О безопасности пиротехнических изделий".

Далее были введены:

– с 1 июня 2012 г. – ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты";

– с 1 июля 2012 г. – ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек", ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (всего 5 регламентов);

– с 31 декабря 2012 г. – ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту";

– с 15 февраля 2013 г. – ТР ТС 016/2011 "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе", ТР ТС 012/2011 "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", ТР ТС 004/2011 "О безопасности низковольтного оборудования", ТР ТС 020/2011 "Электромагнитная совместимость технических средств" (всего 6 регламентов).

С 1 июля 2013 г. также будет введен в действие ряд ТР ТС, касающихся пищевой отрасли, в т.ч. ТР ТС "О безопасности пищевой продукции", "Пищевая продукция в части ее маркировки", "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", "Технический регламент на масложировую продукцию", "О безопасности зерна", "О безопасности отдельных видов специализированной продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания", "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".

 

Всего планируется разработать и ввести в действие более 60 ТР ТС.

Продукция, соответствующая ТР ТС, должна быть промаркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза
Важным моментом, связанным с узнаваемостью на рынке продукции, соответствующей ТР ТС, является введение маркировки такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (далее – единый знак обращения).

Форма и размеры единого знака обращения, а также порядок и правила его применения определены в Положении о едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, утвержденном решением КТС от 15.07.2011 № 711 (далее – Положение).

Форма знака приведена на следующем рисунке.

Знак может быть выполнен любым способом (например, с применением трафарета, типографской печатью, технологической штамповкой, наклеиванием голографического изображения знака и т.п.), обеспечивающим четкое и ясное его изображение в течение всего срока службы продукции. По размеру он не должен быть меньше 5 мм.
 
Три буквы ЕАС в знаке расшифровываются как "Евразийское соответствие". Знак обязателен для применения, и его отсутствие на продукции является нарушением, кроме случаев, оговоренных в ТР ТС.
 
Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе (п. 4 Положения).
 
Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств – членов Таможенного союза.
 
Знак наносят на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию (подп. 5.1 п. 5 Положения).
 

Процедуры оценки (подтверждения) соответствия

Каждый ТР ТС кроме требований к продукции, как было указано выше, содержит и процедуры оценки (подтверждения) соответствия, которые необходимо выполнить для доказательства соответствия продукции требованиям ТР ТС.
 
Соглашение не ограничивает формы оценки (подтверждения) соответствия, применяемые в ТР ТС. Так, в Соглашении сказано, что это могут быть регистрация (например, гигиеническая), испытания, декларирование соответствия, сертификация, экспертиза и иные формы. Таким образом, разработчики ТР ТС исходя из специфики продукции, условий ее производства, потенциального риска отрицательного воздействия ее на человека, животных и окружающую среду и т.п. определяют подходящую форму оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям ТР ТС. Нередко на один вид продукции предусматривается несколько форм.
 
Например, детское нательное белье, купальные изделия и головные уборы для детей подлежат государственной регистрации в органах здравоохранения с последующим декларированием изготовителем либо поставщиком (импортером) их соответствия требованиям ТР ТС. При этом продукция должна быть испытана в аккредитованных испытательных лабораториях. В то же время игрушки для детей должны подвергаться только одной процедуре подтверждения соответствия в форме сертификации, парфюмерно-косметические изделия также проходят одну процедуру подтверждения соответствия в форме декларирования соответствия. И в этих случаях испытания должны проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях.

В ТР ТС, как правило, процедуры оценки (подтверждения) соответствия базируются на участии в них третьей стороны, к которой относятся органы по сертификации, уполномоченные органы по регистрации продукции, аккредитованные испытательные лаборатории и иные организации, в которые обязан обратиться изготовитель либо продавец для проведения соответствующих процедур, что безусловно, сказывается на времени выпуска продукции в обращение и конечной стоимости прошедшей процедуры оценки (подтверждения) продукции для потребителя.

В то же время в ряде ТР ТС предусматривается возможность (в основном для изготовителя, имеющего собственную испытательную базу) проведения всех процедур подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС на основе собственных доказательств без обращения заявителя в сторонние организации.

Например, изготовители кожаных изделий (кроме обуви), декоративных текстильных материалов, мебельных тканей, фетровых и нетканых материалов вправе испытывать их на соответствие требованиям ТР ТС в собственных испытательных лабораториях, в т.ч. необязательно аккредитованных, и оформлять декларации о соответствии продукции на серийный выпуск сроком на 3 года.
 
 
В отношении некоторых ТР ТС установлены переходные периоды
 
Важным моментов в порядке принятия и введения ТР ТС на территории Таможенного союза являются сроки переходных периодов, в течение которых изготовители и продавцы после наступления даты вступления в силу ТР ТС могут их не применять до определенного времени при определенных условиях.
 
Такими условиями в решениях Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии по принятию ТР ТС является наличие у изготовителя (продавца) на продукцию документов о безопасности продукции, выданных до вступления в силу ТР ТС. К таким документам относят свидетельства о государственной (гигиенической) регистрации продукции, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, свидетельства о пригодности и др. Сроки применения таких документов весьма значительные (в среднем около 18 месяцев).

В решениях по принятию ряда ТР ТС содержатся и другие переходные периоды, дающие возможность до определенного срока не переходить на выполнение требований вступивших в силу ТР ТС и не маркировать продукцию единым знаком обращения. Эти переходные периоды касаются продукции, которая ранее в государствах – членах Таможенного союза не подлежала обязательной оценке (подтверждению) соответствия. Сроки таких периодов устанавливаются от 6 до 9 месяцев.

Например, по вступившим в силу с 15 февраля 2013 г. ТР ТС решениями Евразийской экономической комиссии от 04.12.2012 № 247–252 установлены указанные переходные периоды до 15 ноября 2013 г. Учитывая, что на большинство видов продукции производственного назначения, на которые распространяются указанные ТР ТС, ранее в Республике Беларусь обязательные процедуры оценки (подтверждения) соответствия не вводились, выполнение требований ТР ТС в отношении такой продукции, реализуемой и применяемой на территории Республики Беларусь, наступает с 15 ноября 2013 г.
 
Однако при поставке такой продукции, например, в Российскую Федерацию, где продукция производственного назначения ранее подвергалась обязательному подтверждению соответствия, необходимо либо иметь документы российского образца о безопасности продукции, дающие право реализации продукции на переходный период без исполнения требований ТР ТС, либо переходить на выполнение требований ТР ТС и маркировку продукции единым знаком обращения.
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup