AA

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (109). Китайская компания реализует на территории Республики Беларусь инвестиционный проект. Его заказчиком является белорусская организация, которая оплачивает комплекс работ по инвестиционному договору, а подрядчиком – китайская компания. В состав инвестиционного проекта входит проектная документация, разработанная за рубежом. При применении этой документации требуется ее адаптация на территории Республики Беларусь. Ее провела белорусская проектная организация.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в данной ситуации.

1.1. Подлежит ли обложению налогом на доходы стоимость проектных работ и работ по адаптации проектных работ в Республике Беларусь?
 
Подлежит.

Объектом обложения налогом на доходы являются доходы, полученные иностранным исполнителем от источников в Республике Беларусь от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров, предпроектных и проектных работ (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и иные аналогичные работы) (подп. 1.8 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).
 
Ставка налога по данным видам доходов составляет 15 % (п. 1 ст. 149 НК). Налоговая база определяется как общая сумма дохода (подп. 1.3 п. 1 ст. 147 НК).
 
Налог на доходы начисляет, удерживает и перечисляет в бюджет РБ, а также предоставляет налоговую декларацию по налогу на доходы в районный налоговый орган по месту своей постановки на учет белорусская организация, начисляющая (выплачивающая) доход нерезиденту (пп. 3, 5 ст. 150 НК).
 
Таким образом, согласно вышеназванным положениям доходы от разработки проектных работ, выполняемых иностранной организацией, являются доходом данной организации, который следует облагать налогом в Республике Беларусь.
 
В отношении работ по адаптации отметим, что это понятие дано в Методических рекомендациях о порядке действий иностранного инвестора при реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, утвержденных постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.09.2010 № 24 (далее – Методические рекомендации). Этими же рекомендациями установлено, что:

– при необходимости адаптации проектной документации к нормам и условиям Республики Беларусь иностранный инвестор вправе привлечь любую из проектных организаций республики, имеющую соответствующее разрешение;

– под адаптацией проектной документации, разработанной за рубежом, понимают корректировку проектной документации, проводимую проектной организацией – резидентом РБ, на договорной основе с иностранным инвестором с целью приведения ее в соответствие с требованиями нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов РБ, включающую разработку проектной документации по привязке проекта с учетом места нахождения объекта, технических условий на инженерно-техническое обеспечение, результатов инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий (п. 11 Методических рекомендаций).
 
В рассматриваемой ситуации адаптация проектной документации является неотъемлемой частью проектных работ. Поэтому белорусская организация – заказчик инвестиционного проекта оплачивает китайской организации весь комплекс работ, в т.ч. работы по адаптации проектной документации, проведенные другой белорусской организацией.

Следовательно, китайская компания является получателем дохода, который слагается из стоимости проектных работ и стоимости работ по адаптации проектной документации.
 
По доходам нерезидентов, полученным от выполнения проектных работ, каких-либо вычетов затрат не предусмотрено.

Таким образом, согласно положениям гл. 15 НК при начислении (перечислении) дохода резиденту Китая белорусская организация (та, которая платит за инвестиционный проект) должна исчислить, удержать и перечислить в бюджет РБ налог на доходы от всей стоимости проектных работ, включая стоимость адаптации проектной документации.

1.2. Каков порядок налогообложения доходов китайского резидента с учетом международного соглашения?
 
Проектные работы, выполненные в Китае, облагаются налогом в Китае.

Налогообложение доходов иностранных компаний – нерезидентов производится на территории Республики Беларусь с учетом норм международных договоров об устранении двойного налогообложения, которые имеют приоритетное действие по сравнению с положениями национального налогового законодательства.
 
Порядок применения международных соглашений установлен в ст. 151 НК и в Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 82).

Резидент Китая для получения преференций, предусмотренных Соглашением, должен самостоятельно или через налогового агента представить в белорусский налоговый орган официальное подтверждение своего факта постоянного местонахождения в Китае.

Татьяна Филатова, экономист
 

2 (110). Белорусская организация приобрела подакцизное сырье с предъявленной суммой акцизов по нему. Это сырье было использовано для производства другой подакцизной продукции.

Вправе ли организация уменьшить суммы акцизов по готовой продукции на суммы акцизов, предъявленные при приобретении подакцизного сырья, в случае если в дальнейшем расчеты за это сырье с его поставщиком производятся путем зачета взаимных требований?
 
Вправе.

Общая сумма акцизов, определенная в соответствии с п. 2 ст. 120 НК, уменьшается на налоговые вычеты, установленные ст. 123 НК (п. 1 ст. 123 НК).

Налоговыми вычетами признают суммы акцизов, предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров, в т.ч. уплаченные (возмещенные) собственником давальческого сырья (подп. 2.1 п. 2 ст. 123 НК).
 
Не подлежащие вычету (возврату) суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, указаны в п. 5 ст. 123 НК. Среди них отсутствуют суммы акцизов по товарам, расчет за которые осуществляют путем проведения зачета взаимных требований.
 
Таким образом, организация имеет право на уменьшение суммы акцизов по готовой продукции на суммы акцизов, предъявленные при приобретении подакцизного сырья, в случае если в дальнейшем расчеты за это сырье с его поставщиком произведены путем зачета взаимных требований.
 

3 (111). Белорусская организация приобретает коньячный спирт в Молдавии и там же этот коньячный спирт представляет молдавскому заводу для дальнейшей переработки непосредственно в бренди. Затем бренди реализуется в Российскую Федерацию через Украину без ввоза на территорию Республики Беларусь.

Возникает ли необходимость в уплате акцизов при такой реализации?
 
Не возникает.

Объектами обложения акцизами признают:

– подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

– ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь, таможенное законодательство Таможенного союза, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в Таможенном союзе, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;
 
– подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче) (п. 1 ст. 113 НК).

В связи с тем что белорусская организация не является ни производителем, ни импортером выработанного на давальческих условиях бренди, плательщиком акцизов эта организация не признается.

Если же бренди будет ввезен этой организацией на территорию Республики Беларусь, то ей надо будет уплатить акцизы, так как бренди входит в состав алкогольной продукции и является подакцизным товаром (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 НК).
 
 
4 (112). Организация приобрела на территории Республики Беларусь подакцизное сырье. Это сырье было оплачено векселями третьих лиц.

Имеет ли организация право в 2013 г. принять к вычету предъявленную сумму акцизов по данному сырью?
 
Имеет.

Налоговыми вычетами признают суммы акцизов, предъявленные (уплаченные) на территории Республики Беларусь при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров), использованных для производства других подакцизных товаров, в т.ч. уплаченные (возмещенные) собственником давальческого сырья (подп. 2.1 п. 2 ст. 123 НК).

В целях исчисления акцизов суммой акцизов, уплаченной при приобретении подакцизных товаров, признают сумму акцизов:

– указанную продавцом в первичных учетных и (или) расчетных документах в соответствии со ст. 120 НК;

– исчисленную плательщиком при использовании подакцизных товаров на собственные нужды (п. 2 ст. 122 НК).

Не подлежат вычету (возврату) суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров (п. 5 ст. 123 НК):
 
1) включенные в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, либо отнесенные на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) подакцизных товаров;

2) уплаченные по подакцизным товарам, переданным плательщиком своим обособленным подразделениям, исполняющим его налоговые обязательства, для производства подакцизных товаров;

3) уплаченные по подакцизным товарам, переданным участником договора простого товарищества в качестве вклада в общее дело, а также уплаченные участником договора простого товарищества, осуществляющим ведение общих дел, при разделе подакцизных товаров, находившихся в общей собственности участников договора простого товарищества;

4) не указанные в первичных учетных и (или) расчетных документах в соответствии со ст. 120 НК.

Поскольку п. 5 ст. 123 НК не предусмотрено отсутствие вычета акцизов в рассматриваемой ситуации, то покупатель товаров имеет право принять к вычету предъявленную сумму акцизов по приобретенному подакцизному сырью, если это сырье было оплачено векселями третьих лиц.
 

5 (113). Организация отгрузила в 2012 г. резиденту Республики Казахстан медицинскую технику, обороты по реализации которой на территории Беларуси освобождены от обложения НДС.

Покупатель в течение 180 дней со дня отгрузки не представил документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.

По какой ставке следует производить исчисление НДС с указанных оборотов?
 
При соблюдении определенных  условий оборот освобожден от НДС.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее – Соглашение)).
 

При отсутствии соответствующих документов нулевая ставка НДС не может быть применена.

При этом обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, а также лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения по перечням, утверждаемым Президентом, освобождены от обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК).

Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь.

Если медицинская техника освобождена от НДС и местом реализации этих товаров признают территорию Республики Беларусь, то при их реализации из Беларуси на территорию Казахстана может быть применено освобождение от НДС.

Справочно: Перечень лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 06.03.2005 № 118.

Перечень лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента РБ от 16.05.2005 № 228.

Плательщики имеют право применить ставку налога в размере 20 % по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признают территорию Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза) (п. 10 ст. 102 НК).

Исходя из вышеизложенного при реализации медицинской техники за пределы Республики Беларусь и отсутствии документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, организация имеет право исчислить НДС по ставке 20 %.

 
6 (114). Организация оказывает транспортно-экспедиционные услуги. В качестве перевозчика она привлекает иностранного индивидуального предпринимателя.

Следует ли организации производить исчисление НДС от стоимости оказанных экспедиционных услуг?

Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1 ст. 93 НК).

Налоговую базу НДС по услугам транспортной экспедиции определяют как сумму, полученную в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение определяется как сумма, полученная от клиента за оказанные ему услуги за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам и иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции (п. 10 ст. 98 НК).
 
Налоговую базу НДС по услугам транспортной экспедиции определяют как сумму, полученную в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение определяется как сумма, полученная от клиента за оказанные ему услуги за вычетом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам и иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции (п. 10 ст. 98 НК).
 
Таким образом, если организация-экспедитор является плательщиком НДС, то при реализации экспедиционных услуг следует исчислить НДС исходя из вышеуказанной налоговой базы независимо от того, что перевозчиком является иностранный индивидуальный предприниматель.

Андрей Недоступ, аудитор
 
ОТЧИСЛЕНИЯ В ФСЗН

7 (115). Предприятие оказало материальную помощь ко дню 8 Марта работницам организации, бывшим работницам –пенсионеркам, а также работницам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Фонд) на сумму данных выплат?
 
На сумму материальной помощи, оказанной работницам предприятия, - следует.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд* (далее по тексту рубрики "Вопрос –ответ" – Перечень № 115), но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-ХIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями)) (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон № 138-ХIII).
___________________________
* Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (с изменениями и дополнениями).
 
В п. 13 Перечня № 115 указано, что на материальную помощь работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, взносы в Фонд не начисляются.
 
На категорию бывших работниц предприятия – пенсионерок государственное социальное страхование не распространяется, и правом участия в правоотношениях по данному виду страхования законодательно они не наделены (ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" (с изменениями и дополнениями)).

Следовательно, на сумму оказанной материальной помощи бывшим работницам – пенсионеркам, а также работницам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, обязательные страховые взносы в Фонд начислять не нужно.
 
На сумму материальной помощи, оказанной работницам предприятия, надо начислить обязательные страховые взносы в Фонд.
 
 
8 (116). Бухгалтер предприятия ошибочно начислил и перечислил обязательные страховые взносы в Фонд и взносы на профессиональное пенсионное страхование.

В каком порядке можно вернуть сумму переплаты указанных обязательных страховых взносов?
 
Вернуть можно только взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, при отсутствии задолженности – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд (п. 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (с изменениями и дополнениями)).

Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, излишне поступившие в Фонд, подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при отсутствии задолженности – возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления об этом в органы Фонда.
 
Обращаем внимание, что суммы обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд, излишне взысканные в Фонд по результатам проверок, возвращаются плательщику с начислением пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на дату их взыскания Фондом, за весь период нахождения указанных средств в Фонде начиная со дня, следующего за днем зачисления данных средств, и до дня, предшествующего их возврату.
 
 
9 (117). Необходимо ли удерживать обязательный страховой взнос в Фонд в размере 1 % с заработной платы работающих пенсионеров?
 
Необходимо.

Плательщики обязательных страховых взносов в Фонд перечислены в ст. 2 Закона № 138-ХIII. Ими являются:

– работодатели;

– работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:
 
– для работодателей – 28 %;
 
– работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, – 24 %*;
 
– потребительских кооперативов (кроме организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзов)); товариществ собственников; садоводческих товариществ; общественных объединений инвалидов (их законных представителей) и организаций, имущество которых находится в собственности этих общественных объединений; общественных объединений пенсионеров – 5 %;

– физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, для Белгосстраха – 29 %;

– работающих граждан – 1 %.
_______________________________________________
*С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2014 г. для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 % общего объема произведенной продукции, размер обязательных страховых взносов на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляет 22 % (Указ Президента РБ от 24.01.2011 № 34 "О некоторых вопросах сельскохозяйственных организаций").
 

Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 %.
 
Таким образом, работающие пенсионеры являются плательщиками страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование), и из их заработной платы следует удерживать обязательные страховые взносы в Фонд в размере 1 %.
 
От уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование освобождаются только работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы (ст. 4 Закона).

Пример*
_______________________________
*Пример составлен редакцией

Фонд заработной платы за февраль 2013 г. составил 35 000 тыс. руб., в т.ч. заработная плата пенсионера Иванова – 2 100 тыс. руб., заработная плата пенсионера Петрова, который является инвалидом II группы, – 1 200 тыс. руб.

Записи по начислению заработной платы и отчислениям в Фонд должны быть следующими (см. таблицу):
 
 
10 (118). Работник, занятый на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, в декабре 2012 г. призывался на военные сборы. На основании справки, выданной военкоматом, бухгалтерия начислила и выплатила ему средний заработок (компенсацию) за время нахождения на военных сборах. Счет для компенсации понесенных расходов выставлен в адрес военного комиссариата. Копия справки о количестве дней нахождения на военных сборах, выданная военным комиссариатом, прилагается.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

10.1. Следует ли начислять обязательные страховые взносы в Фонд на денежную компенсацию, выплаченную работнику в связи с прохождением военных сборов?
 
Следует.

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона № 138-ХIII).
 
Перечень № 115 такого вида выплат, как средний заработок, начисленный по месту работы за время прохождения военных сборов, не содержит. Следовательно, обязательные страховые взносы на суммы среднего заработка, выплаченные работникам предприятия за время прохождения военных сборов, следует начислять в общеустановленном порядке.

Справочно: военнообязанные могут быть призваны на военные сборы (ст. 70 Закона РБ от 05.11.1992 № 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе", далее – Закон № 1914-XII).

Гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде (ст. 6 Закона № 1914-XII).

За военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы (ст. 339 Трудового кодекса РБ).

 
10.2. Нужно ли начислять взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд на денежную компенсацию, выплаченную работнику в связи с прохождением военных сборов?
 
Не нужно.

Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем № 115. При этом на сумму выплат, превышающую 3-кратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются (п. 2 ст. 7 Закона РБ от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании").
 
Профессиональное пенсионное страхование работников осуществляется в периоды непосредственной трудовой деятельности на рабочих местах с особыми условиями труда и трудового отпуска.
 
Таким образом, за время нахождения на военных сборах с сохранением места работы (должности) и выплатой среднего заработка работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, взносы на профессиональное пенсионное страхование в Фонд не начисляются.

Владимир Грихутик, первый заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ
 

ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

11 (119). Транспортное средство международной перевозки было похищено неустановленными лицами на территории Таможенного союза.

Возникает ли у лица, которое осуществляло таможенное декларирование указанного транспортного средства с целью его временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов?
 
Возникает.

Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении условий, указанных в п. 1 ст. 342 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ТК ТС).

Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается:
 
– или их вывозом с таможенной территории Таможенного союза в сроки, предусмотренные ст. 343 ТК ТС;
 
– или помещением под таможенные процедуры (исключение – таможенная процедура таможенного транзита).
 
На таможенной территории Таможенного союза не допускаются:

– использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза;

– передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в т.ч. в аренду (субаренду) (часть первая п. 2 ст. 344 ТК ТС).
 
Использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в указанных случаях допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры (п. 3 ст. 344 ТК ТС).
 
В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство.

К исключительным случаям, при наступлении которых обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не возникает, относятся случаи передачи временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам для ремонта, технического обслуживания, хранения либо в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки (абз. 3 части первой п. 2 ст. 344 ТК ТС).

При этом хищение транспортного средства международной перевозки не относится к исключительным случаям, при наступлении которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов не возникает.

В результате противоправных действий неустановленного лица транспортное средство международной перевозки фактически выбыло из владения лица, которое осуществляло его таможенное декларирование.

Поскольку лицо, которое осуществляло таможенное декларирование транспортного средства, не обеспечило его сохранность, такое транспортное средство в таможенных целях рассматривается как переданное иным лицам без помещения под таможенные процедуры. В связи с этим у лица, осуществившего таможенное декларирование транспортного средства, возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (часть вторая п. 3 ст. 344 ТК ТС).

Людмила Дрозд, специалист таможенного дела, экономист
 
 
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

12 (120). Белорусская организация (резидент) приобрела у российской организации (нерезидент) товар. Данный товар по поручению продавца был передан резиденту другим нерезидентом.

Соответствует ли законодательству такая схема взаимодействия организаций?
 
Соответствует.

Импорт – это получение резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций") (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178).

При этом Указ № 178 не уточняет, от какого именно нерезидента может быть получен товар.

Таким образом, вышеуказанная схема взаимодействия по импорту соответствует требованиям Указа № 178.

 

13 (121). У перевозчика был конфискован товар, который он доставлял резиденту от нерезидента по внешнеторговому договору купли-продажи. Датой его конфискации внешнеторговая операция была завершена. Однако суд признал неправомерной данную конфискацию и недействительным решение уполномоченного органа о конфискации и поручил вернуть товар резиденту. Товар был возращен по истечении 61 дня после проведения платежа.

Нарушен ли срок завершения внешнеторговой операции в этом случае?

Внешнеторговая операция может быть завершена путем принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).
 
В данном случае Указ № 178 не предусматривает особенностей судебной практики, в соответствии с которой возможны регрессные ситуации. В связи с этим на момент принятия уполномоченным органом решения о конфискации товара оно имело законную силу, вследствие чего резидент имел право воспользоваться вышеназванной нормой Указа № 178 по завершению внешнеторговой операции.

От редакции:
В таких ситуациях рекомендуем обратиться с запросом в Нацбанк.

 
 
14 (122). Распространяются ли требования Указа № 178 на импортные операции резидента, договорами которых предусмотрены условия расчетов и поставок согласно Инкотермс, а не Указу № 178?
 
Распространяются.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8 Конституции).

Нормы права, содержащиеся в международных договорах РБ, являются частью действующего на ее территории законодательства и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность соответствующего международного договора (п. 2 постановления Пленума ВХС РБ от 31.10.2011 № 21 "О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц") (далее – постановление № 21).
 

Указом № 178 предусмотрено, что если международными договорами РБ установлены иные сроки завершения внешнеторговых операций, то применяются правила таких международных договоров (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).

Инкотермс – это международные правила толкования коммерческих терминов Международной торговой палаты, которые не подпадают под статус международного договора РБ.

В связи с этим внешнеторговая операция по импорту должна быть завершена поступлением товаров в сроки, определенные Указом № 178.

При этом датой поступления товаров считается дата их помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, определенные Нацбанком для целей валютного контроля (подп. 1.6.3 п. 1 Указа № 178).

Справочно: при разрешении хозяйственных (экономических) споров с участием иностранных лиц хозяйственные суды руководствуются  Конституцией, иными актами законодательства, общепризнанными принципами международного права, международными договорами РБ (п. 3 постановления № 21).

При рассмотрении дел с участием иностранных лиц из государств, с которыми Республикой Беларусь заключены двусторонние международные договоры о правовой помощи, применяются положения этих договоров. 

При разрешении споров хозяйственный суд вправе применять обычаи международного делового оборота, не противоречащие законодательству РБ, в т.ч. содержащиеся в Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс и Принципах международных коммерческих договоров (далее – принципы УНИДРУА), в том случае, когда участники сделки прямо договорились об их применении.

При применении базисных условий поставок, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс, хозяйственные суды должны учитывать, что стороны договора вправе по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок, на которые они ссылаются в договоре (п. 29 постановления № 21).

Валерий Шулековский, экономист

От редакции:
Инкотермс (от англ. – International Commercial Terms) – международные коммерческие термины (условия), которые начиная с 1936 г. издает и периодически (примерно каждые 10 лет) пересматривает Международная торговая палата. Предыдущая версия Инкотермс была издана в 2000 г. С 1 января 2011 г. вступил в силу Инкотермс в редакции 2010 г.

Инкотермс регулирует:

1) распределение обязательств сторон по доставке товара и заключению договора перевозки правила;

2) момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товара (например, усушка, утруска и другая естественная убыль, стихийные явления природного и техногенного характера и т.п.), которые наступили независимо от действий участников договора вследствие случайных явлений или обстоятельств непреодолимой силы;

3) обязательства продавца по заключению договора страхования при базисах поставки CIF и CIP.

По другим условиям Инкотермс стороны заключают договоры страхования, если считают необходимым, так как в таких случаях будет страховаться собственный риск;

4) обязательства по таможенной очистке товара;

5) обязанности сторон в связи с получением экспортных (импортных) лицензий, представлением транспортных документов, извещений, проверкой, упаковкой, маркировкой товара, использованием электронного документооборота взамен бумажного и др.


В то же время Инкотермс не определены:

1) момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;

2) случаи освобождения сторон от обязательств при наступлении непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств;

3) последствия нарушения сторонами обязательств, кроме тех, которые связаны с переходом рисков и распределением расходов, когда покупатель нарушает свои обязательства по приемке товаров или назначению перевозчика по F-условиям.

Поэтому рекомендуем при заключении внешнеторгового контракта, даже если он содержит ссылку на Инкотермс, эти вопросы оговорить отдельно.

 
 
ВОПРОСЫ ПРАВА

15 (123). Сотрудники налоговой инспекции не застали по юридическому адресу организации ее бухгалтерию и бухгалтерские документы. Бухгалтерия расположена по иному адресу.

Правомерен ли вывод о том, что юридический адрес организации не совпадает с фактическим и при государственной регистрации этой организации были представлены недостоверные сведения?
 
Неправомерен.

Юридическое лицо действует на основании устава и (или) учредительного договора. В этих документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться иные сведения, предусмотренные Гражданским кодексом РБ (далее – ГК) и законодательством о юридических лицах соответствующего вида (ст. 48 ГК).
 
Справочно: юридическим лицом признают организацию, которая:
– имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

– несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности;

– может являться истцом и ответчиком в суде;

– прошла в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо была признана таковым законодательным актом (ст. 44 ГК).

Что касается термина "юридический адрес", то такого понятия в законодательстве вообще не существует.

Документом, регламентирующим порядок создания юридических лиц, является Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1. Им утверждено Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее – Положение). Государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п. 4 Положения). Если быть точнее, то она происходит по месту нахождения исполнительного органа юридического лица, а если такого органа нет – по месту нахождения иного лица или органа, уполномоченного действовать без доверенности от имени юридического лица (ст. 50 ГК).

Как видим, в законодательстве всего лишь говорится о том, что по данному "юридическому" адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган, например генеральный директор, иной орган или уполномоченное лицо. Иными словами, это адрес, по которому можно связаться с указанными органами и лицами. Обязательное нахождения по такому адресу иных структурных подразделений, включая бухгалтерию, законодательством не предусмотрено.
 
Период времени, в течение которого указанный орган или лицо должны непрерывно находиться по данному адресу, не указан. Очевидно, что постоянное и непрерывное их нахождение по юридическому адресу вряд ли возможно в силу особенностей режима работы организации, ненормированного графика работы генерального директора и т.д.

Поэтому тот факт, что налоговый инспектор не застал по юридическому адресу исполнительный орган либо уполномоченное лицо организации или не увидел по этому адресу бухгалтерские документы, не может однозначно свидетельствовать о том, что юридический адрес не совпадает с фактическим и при государственной регистрации были представлены недостоверные сведения.
 
Анна Шинкевич, юрист
 
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup