AA

Является ли нарушением законодательства изменение формы установленного документа при сохранении его содержания и указании всех необходимых данных?

Указом Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114) и постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360 "Об утверждении перечня первичных учетных документов" определен перечень документов, формы которых утверждают государственные органы. Указанные документы являются основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Такие документы могут содержать иные сведения, кроме установленных законодательством.
Также организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.
На практике возникают различные ситуации, когда, например, в нужный момент заканчиваются бланки товарных накладных и организация оформляет вместо товарной накладной товарно-транспортную накладную с точным отражением всех необходимых данных. В отдельных ситуациях акт приемки-сдачи строительных работ оформляется не по установленной форме, но с указанием всех необходимых данных.
Возникает вопрос:

 

Является ли нарушением законодательства изменение формы установленного документа при сохранении его содержания и указании всех необходимых данных?

Специалист районной ИМНС г. Минска:

– Считаем, что в данном случае нужно говорить о нарушении правил ведения бухгалтерского учета.

Специалисты КГК:

– Если данные, приведенные в документах, не соответствуют действительности, наступают негативные последствия для организаций. Что же касается форм документов, то их желательно все же соблюдать, особенно в тех случаях, когда об этом говорится в законодательстве.

– Если в документообороте предприятия отсутствует требуемая форма, существующая и установленная государством для применения, налицо нарушение законодательства.

Алексей Петрович, юрист:

– Следует различать несоблюдение формы первичного документа и невыполнение требований закона, когда в документе не указываются определенные сведения. В последнем случае ответственность наступает, если в первичном документе не указаны сведения, перечисленные в Указе № 114.

Что касается формы документа, то законодательство не предусматривает последствий ее несоблюдения. С юридической точки зрения, несоблюдение формы не является нарушением порядка составления (оформления) первичных учетных документов. Не является такое нарушение и основанием для того, чтобы не отражать хозяйственную операцию в бухучете, а также чтобы не учитывать результаты операции (выручку, затраты и т.п.) при налогообложении прибыли.

Последствия могут возникать только в части налоговых вычетов НДС, так как Налоговым кодексом прямо предусмотрено, что вычеты производятся на основании первичных учетных документов установленной формы. Хотя и с таким подходом нельзя полностью согласиться: в данном случае форма влияет на содержание операции, что неприемлемо и противоречит принципам налогообложения.

Несоблюдение формы документа может повлечь определенную ответственность, например, в виде штрафа. Отсутствие в белорусском законодательстве такой ответственности не должно рассматриваться как основание для того, чтобы отрицать реально имевшие место факты и не признавать наличие тех или иных операций, которые имели место.

Нина Ивановна, бухгалтер с 30-летним стажем:

– Безусловно, типовые формы должны быть и их следует применять. Однако, по-моему мнению, гораздо важнее "наполнить" любой документ нужной информацией, которая поможет и верно отразить операцию в бухучете, и верно посчитать налоги. Ведь иногда требуется заполнить много ненужных форм для того, чтобы получить одну цифру, важную для проверяющих органов.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup