Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (354). В связи с произошедшим у работника чрезвычайным обстоятельством (пожар) ему оказана материальная помощь в виде оплаты работ по ремонту квартиры, выполненных сторонней организацией.

Подлежит ли сумма материальной помощи обложению НДС?
 
Не подлежит.

Материальная помощь в виде передачи организацией товаров, выполнения работнику работ (оказания услуг) является объектом для начисления НДС как обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) (подп. 1.1.3 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)).
 
Д-т 90-10 (аналитический счет "Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли") – К-т 10, 41 20, 23

– на стоимость товаров, работ, услуг, выполненных собственными силами и переданных работнику безвозмездно;

Д-т 90-10 (аналитический счет "Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли") – К-т 68

– исчислен НДС от стоимости безвозмездной передачи*.
 
_____________________________
 
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.

Однако стоимость работ (услуг), приобретенных (оплаченных) плательщиком для своих работников, не является объектом обложения налогом (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК). При этом суммы НДС, уплаченные (подлежащие уплате) при приобретении таких работ (услуг), не принимают к вычету (подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК).
 
Д-т 90-10 (аналитический счет "Расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли") – К-т 60

– на стоимость работ, услуг с учетом НДС, приобретенных организацией и переданных работнику безвозмездно.
 
Cергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR

2 (355). Организация реализует в сентябре (первый раз в году) товар, оборот по реализации которого освобожден от НДС. В этой ситуации (разово) она не желает применять освобождение от НДС.

В п. 3 ст. 94 НК установлено, что плательщик, осуществляющий обороты по реализации товаров (работ, услуг), прав на объекты промышленной собственности, имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав, предусмотренные п. 1 ст. 94 НК, вправе отказаться от освобождения от налогообложения этих оборотов, подав соответствующее заявление в налоговый орган.

Такой отказ возможен только в отношении всех осуществляемых плательщиком оборотов по реализации, предусмотренных одним или несколькими подпунктами п. 1 ст. 94 НК. При этом не допускается отказ от освобождения от налогообложения на срок менее 1 календарного года.

Есть ли у организации право на отказ от льготы?
 
Есть.

Для того чтобы не воспользоваться льготой по НДС, вовсе не обязательно подавать письменный отказ от льготы в налоговый орган. Дело в том, что плательщики вправе применить ставку НДС, указанную в подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК (20 %) по операциям, освобождаемым от налогообложения, а также по операциям, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь (включая операции по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств – членов Таможенного союза) (п. 10 ст. 102 НК).

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по свободным отпускным ценам (с учетом акцизов для подакцизных товаров) или тарифам плательщик дополнительно к цене (тарифу) товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 105 НК). Приведенное положение не применяется при реализации плательщиком товаров по регулируемым розничным ценам, если в эти цены уже включен НДС.

Таким образом, плательщик вправе, не отказываясь официально от льготы, исчислить НДС по ставке 20 % по освобожденному от НДС обороту, предъявив сумму и ставку НДС покупателю и отразив оборот по реализации данного товара в стр. 1 налоговой декларации по НДС.

Наталья Нехай, ведущий аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"

3 (356). Организация на День города (14 сентября 2013 г.) приобрела билеты в дельфинарий. Указанные билеты выданы работникам организации (место их основной работы) для посещения ими представления вместе с их несовершеннолетними детьми.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

3.1. Являются ли расходы организации на приобретение билетов доходом, подлежащим обложению подоходным налогом?
 
Являются.

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитывают все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 156 НК).

При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика (подп. 2.1 п. 2 ст. 157 НК).

Следовательно, расходы организации по приобретению для работников и их детей билетов в дельфинарий относятся к доходам, подлежащим обложению подоходным налогом.

3.2. Кто является получателем этого дохода – работники организации или их дети?
 
Работники организации.

В рассматриваемой ситуации билеты в дельфинарий, во-первых, не являются именными (т.е. конкретный получатель дохода в размере стоимости этих билетов не может быть определен), во-вторых, выдаются непосредственно работникам организации. Следовательно, получателями дохода являются работники организации.

3.3. Можно ли при налогообложении этих доходов учесть льготу, предусмотренную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК?
 
Можно, если предельный размер льготы не был использован ранее.

При налогообложении указанных доходов организация вправе учесть льготу, предусмотренную подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК.

Так, от подоходного налога освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей (за исключением доходов, указанных в подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК), в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением путевок, указанных в подп. 1.101 п. 1 ст. 163 НК), получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у индивидуальных предпринимателей, в размере, не превышающем 10 000 000 руб. от каждого источника в течение налогового периода.

Если работники организации, посетившие дельфинарий, не использовали указанный предельный размер льготы, то расходы организации на приобретение билетов не будут являться для них доходом, подлежащим обложению подоходным налогом.

Анна Павлова, экономист

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

4 (357). В организации возникла необходимость получения кредита в иностранном банке для приобретения дорогостоящего оборудования. Одно из условий получения кредита – представление в банк заключения независимой аудиторской проверки бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.

4.1. В соответствии с какими правилами должна быть произведена такая проверка (аудит)?

Особенности подготовки аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, национальными стандартами или правилами ведения учета и составления финансовой отчетности других государств, установлены гл. 4 Правил аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденных постановлением Минфина РБ от 17.09.2003 № 128 (далее – Правила).

Аудируемым лицом может быть подготовлена бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с иными требованиями к составлению и представлению бухгалтерской(финансовой) отчетности, отличными от требований законодательства (в частности, в соответствии с МСФО или национальными стандартами или правилами ведения учета и составления финансовой отчетности других государств) (п. 38 Правил).

В аудиторском заключении по бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с иными применяемыми основами составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, должно быть выражено аудиторское мнение о том, достоверно ли данная отчетность представляет во всех существенных аспектах или дает ли справедливый и достоверный взгляд на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств аудируемого лица за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с указанной применяемой основой составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 42 Правил).

4.2. Имеет ли право организация включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, стоимость услуг по проведению аудита хозяйственной деятельности организации в соответствии с МСФО для получения кредита?
 
Имеет.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостнуюоценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг) имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 НК).

В ст. 131 НК не предусмотрено исключение из состава затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, расходов по оплате проводимого в соответствии с международными стандартами бухгалтерской (финансовой) отчетности аудита хозяйственной деятельности организации.

Таким образом, основополагающим фактором при отнесении расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, является их связь с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг). В рассматриваемой ситуации расходы на аудит связаны с необходимостью получения кредита на приобретение производственного оборудования.

Следовательно, затраты организации на проведение аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, учитывают при определении налогооблагаемой прибыли.

Владимир Васильев, экономист

5 (358). В соответствии с условиями заключенного с покупателем договора расчеты за поставляемые товары осуществляются в иностранной валюте. По отгрузкам по данному договору оформление накладных ТТН-1 производится в иностранной валюте. Однако по одной из отгрузок из-за невнимательности ответственного работника накладная была выписана в белорусских рублях.

Имела ли организация право выписывать накладную в белорусских рублях? Необходимо ли вносить исправления в реквизиты накладной в части денежных показателей в случае, если в данной ситуации была допущена ошибка?
 
Организация не нарушила требования законодательства.
 
Порядок заполнения типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" определяет Инструкция по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденная постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 192).

Накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Обязательному заполнению подлежат реквизиты, содержащие сведения об участниках совершаемой хозяйственной операции (грузоотправителе, грузополучателе, заказчике автомобильной перевозки (плательщике)); ее содержании и оценке в натуральных, количественных и денежных показателях; сведения о лицах, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, с указанием их должностей, фамилий, инициалов и личных подписей (п. 4 Инструкции № 192).

Денежные показатели в накладных ТТН-1 заполняют в белорусских рублях (п. 6 Инструкции № 192). В случае осуществления расчетов за поставляемые товары в иностранной валюте в установленном законодательством порядке заполнение денежных реквизитов в накладных ТТН-1 может производиться в иностранной валюте, при этом слово "руб." зачеркивается и указывается сокращенное наименование иностранной валюты.

Таким образом, по общему правилу денежные показатели в накладных ТТН-1 надо заполнять в белорусских рублях. Заполнение денежных реквизитов в накладных ТТН-1 в иностранной валюте в случае осуществления расчетов за поставляемые товары в иностранной валюте является правом, а не обязанностью организации.

Следовательно, организация не нарушила требования законодательства, заполнив денежные показатели в накладной ТТН-1 в белорусских рублях.

В данном случае у организации нет обязанности вносить исправления в накладную ТТН-1.

В случае необходимости указания в накладной ТТН-1 денежных реквизитов в иностранной валюте организация может это сделать в месте, определяемом ею самостоятельно.

В накладные ТТН-1 и в приложения кним допускается вносить дополнительные сведения, необходимые организациям (п. 9 Инструкции № 192). Место указания дополнительной информации организации определяют самостоятельно, при этом она не должна препятствовать прочтению иных записей.

Данную информацию организация может внести в гр. 11 "Примечание", которая предназначена для указания необходимой информации, связанной с формированием цены (отпускной цены, процента оптовой (торговой) надбавки (скидки), ставки и суммы налога с продаж и иных данных) (п. 16 Инструкции № 192).

При этом наряду с реквизитами, заполненными с применением персонального компьютера, могут быть реквизиты, заполненные вручную (п. 7 Инструкции № 192).

6 (359). Организация, имеющая в структуре филиалы, использует бланки накладных форм ТТН-1 и ТН-2 при внутреннем перемещении ТМЦ.

Правомерно ли это?
 
Правомерно.

При перемещении товаров для собственных нужд (внутреннем перемещении) наряду с накладными ТТН-1 и ТН-2 могут использоваться первичные учетные документы, составленные по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров и осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. Такая норма установлена в п. 2 Инструкции № 192.

Следовательно, накладные ТТН-1 и ТН-2 могут быть использованы при внутреннем перемещении ТМЦ.

Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"

От редакции:

В Указе Президента РБ от 15.03.2011 № 114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов" (далее – Указ № 114) установлено следующее:

– формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров, утверждают уполномоченные государственные органы, определенные в данном перечне. Перечень утвержден постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360. В него вошли в т.ч. бланки товарной и товарно-транспортной накладных, утвердить которые поручено Минфину;

– формы первичных учетных документов, не вошедшие в указанный перечень, могут утверждаться руководителем организации или индивидуальным предпринимателем либо республиканскими органами государственного управления по согласованию с Минфином.

При этом организациям дано право самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

Из сказанного можно сделать вывод, что организация может самостоятельно разработать и применять формы документов которыми сопровождается внутреннее перемещение ТМЦ. Единственное требование к ним – наличие необходимых реквизитов, установленных подп. 1.4 п. 1 Указа № 114.

7 (360). Кому и в каких случаях представляют подтверждение периода уплаты обязательных страховых взносов более 6 месяцев при наступлении временной нетрудоспособности?

Куда необходимо обратиться, если организация зарегистрирована в г. Минске?

Лицам, за которых плательщиком обязательных страховых взносов (далее – плательщик), назначающим пособия, обязательные страховые взносы уплачивались менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, недостающие периоды уплаты обязательных страховых взносов подтверждают сведениями (информацией), выдаваемыми городскими, районными, районными в городах отделами областных (Минского городского) управлений, областными (Минским городским) управлениями Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – территориальные органы Фонда).

Порядок представления территориальными органами Фонда плательщику сведений о периодах уплаты взносов устанавливает правление Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд) (п. 17 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569)).

В настоящее время в первую очередь сведения представляют плательщику по его письменному обращению по месту постановки на учет в территориальный орган Фонда либо в Минское городское управление Фонда. Но не исключено (в случае крайней необходимости) и представление для подтверждения уплаты взносов выписки из индивидуального лицевого счета получателю пособия. В этом случае самому работнику (получателю пособия) необходимо обратиться в органы Фонда по месту регистрации (прописки). При себе следует иметь паспорт.

Пунктом 17 Положения № 569 не оговорено представление других документов, подтверждающих период уплаты взносов. Отсюда следует, что справка о заработной плате с предшествующего места работы недействительна для подтверждения периода уплаты обязательных страховых взносов.

Утвержденной формы обращения не существует, поэтому плательщику следует в произвольной форме обратиться в территориальный орган Фонда. Важно полностью указать фамилию, имя, отчество получателя пособия и его личный номер свидетельства социального страхования.

Приведем примерный образец обращения: "Для назначения пособия по временной нетрудоспособности (беременности и родам) Ивановой Светлане Александровне № 4000000А010РВ5 просим подтвердить период уплаты обязательных страховых взносов более 6 месяцев до приема на работу. Принята с 01.09.2013 г.".

Обращение пишут на фирменном бланке, утверждают подписью руководителя и скрепляют печатью организации. При необходимости в одном запросе указывают сведения нескольких получателей пособий.

Если работник работает в организации, назначающей пособие, более 6 месяцев и за этот период за него уплачивались обязательные страховые взносы, запрос в территориальные органы Фонда делать не нужно.

Относительно подтверждения периода уплаты взносов для расчета пособия по беременности и родам отметим следующее: в случае начала отпуска по беременности и родам по 10 июля 2013 г. период уплаты подтверждают согласно данным в трудовой книжке, а с 11 июля 2013 г. (после вступления в силу Положения № 569) – только при документальном подтверждении уплаты взносов.

Людмила Матвеева, заместитель начальника Центрального отдела Минского городского управления ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.