AA

Обжалование решений налоговых органов

Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела образовательное мероприятие «Круглый стол» по теме: «Обжалование решений налоговых органов». В настоящее время обжаловать решения налоговых органов может плательщик (либо иное обязанное лицо), если он считает, что эти решения приняты с нарушением норм законодательства либо они нарушают его права. О последовательности действий при отстаивании своих прав по результатам проверки шла речь в ходе проведения круглого стола, в котором приняли участие Протас Анна Николаевна, начальник управления досудебного рассмотрения жалоб Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер».

Мы завершаем публикацию вопросов, рассмотренных в ходе проведения данного мероприятия.

В какой форме может быть подана жалоба на решение налогового органа, действие (бездействие) его должностных лиц в административном порядке?

* Дополнительную информацию об обжаловании решений налоговых органов

В письменном или электронном виде.

С целью дальнейшего развития взаимодействия с плательщиками ст. 104 Налогового кодекса (далее – НК), регламентирующей порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, внесены изменения в форму подачи жалобы. С 2019 г. жалоба может быть подана как в письменной, так и в электронной форме, т.е. в форме электронного документа, целостность и подлинность которого должна быть подтверждена с применением сертифицированных средств электронной цифровой подписи.

Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, вправе также подать жалобу в электронном виде через личный кабинет плательщика с помощью учетной записи и пароля (п. 8 ст. 104, ст. 27–28 НК).

 

По результатам налоговой проверки организация получила акт, в котором были изложены факты нарушения налогового законодательства. По мнению субъекта хозяйствования, суть отдельных нарушений не подтверждена документально. С выводами проверяющих налогоплательщик не согласен. Однако организация пропустила установленный срок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Имеет ли право налогоплательщик на судебное обжалование фактов, изложенных в акте проверки налоговых органов, и в течение какого периода?

Да, имеет в течение года со дня вынесения решения.

Плательщик имеет право на судебное обжалование решения контролирующих органов, в т.ч. требования об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если полагает, что эти решения, действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд, т.е. для обращения в суд не требуется соблюдать досудебный порядок обжалования. Обжалование решения налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц в судебном порядке осуществляют в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством. Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в экономический суд в течение года со дня его вынесения (их совершения) (ст. 103 НК).

* Информацию о последовательности рассмотрения жалоб и обращений

Аналогичный порядок обжалования решений контролирующих органов, действий (бездействия) их должностных лиц закреплен в п. 78 Положения, утвержденного Указом № 510*.
_______________
* Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение, утвержденное Указом № 510).

При рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа или должностного лица обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на налоговый орган или лицо, его принявшее.

В случае удовлетворения требований заявителя суд, рассматривающий экономические дела, выносит решение о признании решения налогового органа недействительным или о признании действий должностного лица налогового органа незаконными.

 

В целях обоснованного принятия решения по фактам и обстоятельствам, выявленным в результате налоговой проверки, правомерно ли в досудебном порядке урегулировать возникшие споры между контролирующим органом и налогоплательщиком по результатам налоговой проверки?

* Об алгоритме досудебного рассмотрения результатов проверки

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами относительно результатов проверки не является обязательным, однако плательщику не следует пренебрегать такой возможностью. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд (одновременную или последующую) (п. 1 ст. 103 НК).

Вышестоящий налоговый орган, рассмотрев жалобу налогоплательщика, вправе самостоятельно изменить решение (например, в части суммы подлежащих уплате налогов и пеней), отменить решение полностью или в части, отменить решение с назначением дополнительной проверки (п. 2 ст. 105 НК).

Административный порядок рассмотрения спорных вопросов по сравнению с судебным имеет ряд преимуществ: он является оперативным, менее сложным для плательщика и не требующим уплаты государственной пошлины за рассмотрение жалобы.

Справочно: за подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу налогового органа) госпошлину не взимают. Одновременно за подачу в экономический суд иска о признании недействительным полностью либо частично решения налогового органа для юридических лиц установлена государственная пошлина в размере 20 базовых величин, а за подачу такого заявления в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь – 50 базовых величин (подп. 3.1 п. 3 приложения 15 к НК).

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup